4 декабря 2013 (17:49) / просмотров: 893

10 самых оригинальных профессии бывших пилотов Ф1

Марк Уэббер закончил в конце 2013 года свою долгую и успешную карьеру в качестве пилота Формулы 1. Он не уходит из автоспорта - гонки на выносливость в классе Le Man совсем немного уступают Королеве Автоспорта - Формуле 1. Однако такой интересный вариант продолжения трудовой деятельности доступен далеко не для всех экс-пилотов Ф1. С другой стороны, бывают и вовсе оригинальные профессии, которыми занимаются самые быстрые люди планеты в отставке.

Итак, гонщик Формулы 1 после завершения карьеры вполне может…

…продавать автомобили

Хуан Мануэль Фанхио, 5-кратный чемпион Ф1 и один из величайших гонщиков планеты

Хуан Мануэль Фанхио, 5-кратный чемпион Ф1 и один из величайших гонщиков планеты

Отношения Хуана Мануэля Фанхио и корпорации Mercedes-Benz, в составе которой он выиграл два из пяти своих чемпионских титулов, продолжались ещё долгие годы после ухода Маэстро из автоспорта.

Фанхио открыл дилерское представительство фирмы Mercedes в своём родном городе, Балкарке, Аргентина. А в 1974 году даже стал президентом аргентинского отделения автоконцерна. Хуан Мануэль не был единственным экс-пилотом Ф1, который занялся продажей автомобилей. Тони Брукс, соперник Фанхио на трассе, выигравший 6 Гран-при, выкупил и управлял собственной автомастерской и автомагазином Ford рядом с автодромом Бруклендс близ Лондона.

…продавать самолёты

Тьерри Бутсен, победитель 3х Гран-При Формулы 1

Имя Тьерри Бутсена не перестало ассоциироваться с исключительно дорогой техникой даже после завершения его карьеры в 1993 году. Богатый бельгийский гонщик давно увлекался самолётами и даже покупал их для себя. Покупал - и продавал, притом ещё во время своей гоночной карьеры. В 1997 году он вместе с женой даже основали собственную авиакомпанию - Boutsen Aviation.

Эта группа предприятий, базирующаяся в Монако, продала с тех пор более 250 единиц авиатехники - от вертолётов до корпоративных "джетов", а объём продаж уже давно превысил 1 миллиард долларов.

Разумеется, обладая прочными связями с обеспеченными людьми из паддока, Бутсену пришлось проще, чем многим из его конкурентов на ниве авиабизнеса. Среди клиентов Тьерри такие пилоты, как Мика Хаккинен, Кеке Росберк и Хайнц-Харальд Френтцен.

Другой известный пример, как экс-гонщик Формулы 1 пришёл в авиацию - Ники Лауда, трёхкратный чемпион мира. Долгие годы австриец управлял собственной компанией-авиаперевозчиком, Lauda Air. И лишь недавно Лауда отошёл от авиации, став одним из руководителей команды Mercedes GP, а его компания переименована в "Austrian myHoliday".

…продавать макаронные изделия

Паоло Барилла, человек, который за 5 лет участия в Формуле 2 и Ф3000 умудрился заработать лишь 3 очка в зачёте чемпионата

Экс-пилот команды Minardi Паоло Барилла, об имени которого не помнят даже большие любители истории автоспорта, обеспечил себе безбедное существование при помощи бизнеса, когда понял, что как гонщику ему ничего не светит. Сразу же после окончания карьеры он стал вице-президентом большого семейного бизнеса по производству итальянской "пасты". Фирма Barilla Group - один из крупнейших производителей макаронных изделий в мире.

Кстати, во многом благодаря столь любимой им пасте, Паоло Барилла смог выступать на уровне Ф1, хотя в молодёжных чемпионатах он не блистал (5 полных лет в Ф2 и Ф3000, всего 3 очка за эти годы). Семейная компания тратила серьёзные деньги на спонсирование гоночных амбиций Паоло.

Дебютировав в составе "крепких аутсайдеров" Minardi в Сузуке в 1989 году, Барилла проехал сравнительно неплохо, да и принёс в коллектив немалую спонсорскую помощь. Поэтому с ним продлили контракт на следующий год. Однако в 1990 году Барилла не смог даже выйти на старт нескольких гонок из-за своей скорости, вернее - её отсутствия. В то же время, его напарник по команде, Пьерлуиджи Мартини, опережал Бариллу буквально на порядок. В результате даже медленная и небогатая команда Minardi решила отказаться от такого гонщика. Так экс-пилот Ф1 окончательно перешёл во вкуснейший мир итальянских макаронных изделий.

Если честно, зря мы так про этого пилота. Паоло Барилла вполне неплохо выступал в гонках спорткаров, и считать его ужасно медленным рента-драйвером было бы не совсем корректно. Итальянец  даже смог победить в 24 часа Ле-Мана в 1985 году, что стало высшим достижением в его спортивной карьере. Наконец, без Паоло Бариллы мы бы вряд ли знали имя такого гонщика и кумира миллионов, как Алессандро Занарди. Именно компания Бариллы долгие годы помогала тогдашнему итальянскому юниору пробиться в высшие категории автоспорта.

…основать компанию по спутниковой навигации

Нельсон Пике-старший, трёхкратный чемпион мира и отец Нельсона Пике-младшего, скандальнейшего любителя преднамеренных аварий

Нельсон Пике-старший, трёхкратный чемпион мира и отец Нельсона Пике-младшего, скандальнейшего любителя преднамеренных аварий

Обладатель тройного чемпионского титула, Нельсон Пике-отец, не слишком любим в паддоке из-за своих радикальных и странных взглядов, сына-преступника и неразборчивого языка. Гонщиком он был, конечно, отменным. Да другая его способность хороша - как и мифический царь Мидас, Нельсон Пике превращает в золото всё, к чему прикоснётся.

После отставки из Ф1 в 1991 году (и во время выздоровления после страшной аварии в IndyCar годом спустя), высшим достижением Пике стала собственная фирма Autotrac - компания, производящая системы мониторинга и спутниковой навигации для бразильского коммерческого транспорта. Основанная в 1994 году, эта фирма с тех пор развивалась семимильными темпами, а Пике до сих пор остаётся владельцем серьёзной части капитала.

Помимо систем спутниковой навигации и других интересов в сфере бизнеса, Пике-старший занимается карьерой сына - Пике-младшего. Для него он даже основал гоночную команду Piquet Sports. А недавно Нельсон скооперировался с бывшим соперником по трассам, Найджелом Мэнселлом. Два экс-чемпиона Ф1 занимаются рекламой продукции Ford в Бразилии.

…проповедовать Евангелие

Алекс Рибейро.

Алекс Диас Рибейру провёл в Формуле 1 совсем не так много времени и не оставил после себя особого следа. Его даже можно назвать "не оправдавшим ожиданий". Он смог квалифицироваться для участия в Гран-при лишь в половине из 20 своих гонок в конце 70х годов, так и не заработав ни одного очка. Зато в Формуле 2 бразилец выступал очень ярко, редко уступая тогдашнему чемпиону, Рене Арну (кстати, про жизнь и карьеру Арну на нашем сайте есть интересная статья).

Глубоко религиозный человек, Рибейро выступал под слоганом "Salva Cristo" ("Христос спасёт"), нанесённым вокруг его комбинезона и, иногда, на его болиде. Его евангелическая миссия укрепилась после завершения гоночной карьеры. Случайная встреча с лягушкой-альбиносом во время копания колодца на его ферме (мы не шутим!) заставила Рибейру вступить в ряды "Спортсменов во Христе" - бразильской организации, призванной проповедовать христианские ценности среди спортсменов.

…управлять автомобилем скорой помощи

Снова Алекс Рибейру

Сеять слово Божие - достойное дело, но его явно не было достаточно Алексу Рибейру для того, чтобы считать себя активным человеком. Так что его карьера в Формуле 1 продолжилась спустя 2 десятилетия, в 1999 году! Алекс Рибейро ещё не раз управлял автомобилем во время Гран-при, а за его "выступлениями" следил весь мир, затаив дыхание - без преувеличения. Дело в том, что Алекс Рибейру стал водителем автомобиля скорой помощи в рамках гонок Гран-при.

Но и это "продолжение гоночной карьеры" было не слишком удачным. Во время тренировки для автомобилей безопасности Гран-при Монако в 2000 году Рибейру попал в аварию, разбив свой Mercedes C55 AMG в повороте Tabac. К счастью, водитель избежал травм, однако медицинский делегат ФИА, легендарный профессор Сид Уоткинс, сломал три ребра, а машина не подлежала восстановлению.

Двумя годами позже "скорая помощь" Рибейру попала в ещё одну аварию, в Интерлагосе. Но на этот раз обошлось без жертв и травм. Алекс припарковал автомобиль в "эске" Senna S после аварии Энрике Бернольди. Но только он успел открыть дверь, как её выбил из петель болид Ника Хайдфельда, потерявший управление. Смотрите небольшое видео про то столкновение болида Ф1 и кареты скорой помощи, а ещё можно у нас почитать про Хайдфельда. Эх, какой был гонщик, да ещё и чемпион Ф3000.

К счастью, Рибейро и на этот раз не получил никаких травм. Угадайте, кого он поблагодарил за чудесное спасение?

…стать политиком

Карлос Ройтеман, вице-чемпион 1981 года

Один из самых талантливых гонщиков, которым так и не покорилось чемпионство, Карлос Ройтеман, часто упоминается в связи с его неуступчивостью в сезоне 1981 года, когда Карлос не подчинился приказам команды и предстартовой договорённости, и не пропустил напарника Алана Джонса вперёд. Очень похожий инцидент произошёл между Марком Уэббером и Себастьяном Феттелем в Малайзии в 2013 году. А в 1982 году Ройтеман вдруг неожиданно объявил о том, что устал, и завершил карьеру спустя 2 гонки после начала сезона.

Вне зависимости от его странного и не совсем честного поведения на трассе, характерного для аргентинца, у себя на родине он был весьма популярной фигурой. Славу Карлос использовал в политических амбициях.

Долгое время Карлос Ройтеманн служил губернатором третьей по величине провинции в Аргентине - Санта Фе, с 1991 по 1999 годы. Ходили даже слухи, что экс-пилот Формулы 1 может выставить свою кандидатуру на президентских выборах, хотя это так и не случилось.

…управлять фермой

Джоди Шектер, чемпион мира Формулы 1

Одержав победу в чемпионате Ф1 в 1979 году, Джоди Шектер покинул мир Гран-при в возрасте всего 30 лет. Однако он не стал "пенсионером", а развил активную деятельность. Его первая компания занималась обучением стрельбе, а спустя 12 лет после её основания Джоди продал бизнес за очень приличные деньги.

Теперь Джоди Шектер занимается гораздо более мирным, но не менее успешным бизнесом. Джоди купил и инвестировал миллионы фунтов в ферму "Laverstoke Park Farm" в южной Англии. Продукция этой фермы регулярно получает призы на различных выставках. В то же время, Шектер не решился полностью вычеркнуть автоспор из своей жизни. В его гараже стоит несколько болидов, которыми он управлял в Формуле 1, включая чемпионскую 312T4.

…купить бизнес по производству энергетических напитков

Бертран Гашо - гонщик, вместо которого в Формулу 1 пришёл Михаэль Шумахер

Деньги в Формуле 1 от спонсоров-производителей энергетических напитков - последнее веяние моды в чемпионате - "Ред Булл", Burn, другие… Возможно, в ближайшем будущем некоторые гонщики решат перенять опыт Бертрана Гашо и создать собственную фирму по производству энергетиков.

Люксембуржец Бертран Гашо  известен поклонникам автогонок из-за своей драки с водителем такси в 1991 году и последовавшего за ним тюремного заключения (именно так в Ф1 освободилось место для скромного немецкого паренька по фамилии Шумахер). Спортивные достижения у Гашо довольно скромные - он не смог квалифицироваться приблизительно в половине гонок, в которых принял участие, а за всю карьеру в Ф1 заработал лишь 5 очков.

После двух лет, проведённых в японских гонках в классе GT, Гашо решил сосредоточиться на бизнесе. Одна из его главных инвестиций - производитель энергетических напитков "Hype". Этот бренд даже мелькал на болидах Williams в конце 90х.

…захватить всю Формулу 1

Берни Экклстоун

Картинка: Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Берни Экклстоун, Дженсон Баттон, Себастьян Феттель, Южная Корея, 2010 год

Картинка: Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Берни Экклстоун, Дженсон Баттон, Себастьян Феттель, Южная Корея, 2010 год

Если немного расширить понятие "пилот Формулы 1", то под это определение подойдёт и властелин всея Ф1 Берни Экклстоун, который заявлялся на участие в Гран-при Монако 1958 года.

В те годы Экклстоун владел парой болидов "Connaught B-series", на одном из которых и попытался пройти предварительную квалификацию перед Гран-при. Возможно, это был лишь способ заработать деньги, проигранные накануне в казино (эту байку рассказывал сам Берни). Но в том же году Экклстоун появился на трассе ещё и в Сильверстоуне - с тем же нулевым результатом.

А ещё ходит легенда о том, что когда Берни Экклстоун провалился даже в предварительной классификации перед гонкой Формулы 1, то, вылезая из болида, он сказал: "Мы ещё посмотрим, чья возьмёт".

Его навыки как гонщика находились на крайне низком уровне по сравнению с достижениями в сфере владения командой. В 1974 году Берни Экклстоун основал и стал председательствовать в организации под названием "Ассоциация конструкторов Формулы 1", а через некоторое время получил полный контроль над телевизионными правами Ф1. Сегодня 83-летний Берни занимает должность исключительной важности для спорта. Сложно представить современную Формулу 1 без Экклстоуна.