8 декабря 2013 (03:27) / просмотров: 1504

10 самых странных сходов в Формуле 1

Льюис Хэмильтон ударил Ferrari Райкконена на выезде из пит-лейн в Канаде, 2008 год

Сход с дистанции в автогонках, как правило, обыкновеннейшее дело для пилота Формулы 1. Хотя в последние годы надёжность техники Ф1 невероятно усилилась, вид болида с хвостом дыма из мотора - частое зрелище для поклонников автоспорта. Ничего особенного, и даже не слишком запоминается.

Но время от времени гонка для пилота заканчивается совершенно необычным манером. Многие моменты знакомы зрителям: Многие моменты знакомы зрителям: например, в Канаде 2008 года Льюис Хэмильтон, выезжая из боксов, умудрился протаранить сразу несколько машин, ожидавших выезда из пит-лейн. Другие случаи менее известны. Как, например, насчёт пилота, которого полностью залила пена из собственного огнетушителя прямо посередине гонки?

Странных и курьёзных сходов в Формуле 1 хватает, бесспорно. Болельщикам такие сходы, в целом, нравятся, хотя любители ставок и азарта в таких случаях оказываются в подвешенном состоянии. Игрокам-букмекерам приходится поволноваться. Онлайн ставки и игры на сайте William Hill, скажем, позволяют поставить изрядную сумму на победу того или иного пилота. Или на то, что гонщик приедет в очках. Или - опередит напарника. А вдруг бац - и пилот сошёл с дистанции. Да ещё и по странной причине (ниже - целая десятка таких причин). Считать или не считать такой сход результативным для ставок? Многое зависит от конкретной букмекерской конторы.

Предлагаем вниманию читателей formula-2.ru подборку самых необычных, странных и причудливых сходов в Формуле 1. Не будем описывать здесь страшные аварии - речь пойдёт, скорее, о курьёзных случаях.

Недостаток мотивации

Дэймон Хилл, Гран-при Японии, 1999 год

Дэймон Хилл, чемпион Формулы 1, завершил свою картеру самым что ни на есть постыдным образом. Последняя его гонка состоялась в 1999 году, в Японии. На 22 круге Дэймон ехал на 17 месте. В этот момент его болид развернуло: повредилось переднее антикрыло. Гонщик, как и положено, направился в боксы. Но вместо того, чтобы подождать, пока его механики заменят носовую часть повреждённого автомобиля (ведь делов-то на полминуты!), Дэймон Хилл попросту вылез из кокпита совершенно целого, за исключением крыла, болида. Удивлённой команде он объяснил свой поступок так: "нет смысла продолжать".

Руководитель команды, Эдди Джордан, был совершенно не согласен с выводов Дэймона. После того случая между ними на долгие годы пробежала чёрная кошка, и два известнейших и уважаемых человека из мира Ф1 почти не общались друг с другом.

Усталость Хилла от Формулы 1 была заметна в паддоке уже долгое время. К 1999 году от Дэймона Хилла осталась лишь тень того гонщика, который некогда сражался на равных с Простом и Шумахером. В то время как его напарник, Хайнц-Харальд Френтцен, принимал участие в борьбе за титул, Хилл лишь изредка выбирался из середины пелетона.

В Сузуке последние остатки мотивации исчезли окончательно. Так хороший, в общем-то, гонщик, сын чемпиона мира и сам чемпион, завершил карьеру в Формуле 1.

Застрять в гравии на пит-лейне

Льюис Хэмильтон, McLaren, Гран-При Китая 2007.

Льюис Хэмильтон, McLaren, Гран-При Китая 2007.

Первый сход в гонке в карьере Льюиса Хэмилтона произошёл из-за череды странных и едва ли не комичных событий.

На Гран-при Китая 2007 года Льюис ехал на порядком изношенной резине. Команда до последнего откладывала визит в боксы для того, чтобы переобуть пилота из промежуточных в обычные шины. McLaren Хэмилтона скользнул в небольшую гравийную ловушку на въезде в боксы. Гонщика вполне можно простить за то, что он ругал последними словами собственную удачу: эта гравийная ловушка безопасности оказалась единственной на всём автодроме. Все остальные места были опоясаны крупными асфальтовыми зонами безопасности.

После тщетных попыток выбраться из гравия и призывов к маршалам вытолкать его болид, Льюис окончательно признал поражение и медленно побрёл в сторону боксов McLaren. Он пока ещё не знал, что ненабранные в Шанхае очки аукнутся ему в тот момент, когда будет определяться чемпион. Так случилось, что ему не хватило лишь нескольких очков, чтобы в конце сезона выиграть титул.

Авария на пит-лейн

Демоны пит-лейн не раз преследовали Льюиса Хэмилтона в его карьере. Лишь полгода спустя после Шанхая, в Канаде, британцу снова не повезло в боксах. Во время выезда машины безопасности в начале гонки большинство болидов свернули в боксы. Льюис уже опережал на тот момент других соперников на 7 секунд, но после выезда из боксов он оказался позади Кими Райкконена и Роберта Кубицы. Эти гонщики уже обслужились на пит-стопе, и они выстроились на линии выезда из пит-лейн. В тот момент горел красный светофор, поэтому и Кими, и Роберт должны были переждать проезд пелетона рядом с боксами, и лишь потом выехать на трассу.

Вместо того, чтобы пялиться на "задницы" болидов Ferrari и BMW-Sauber, лучше бы Хэмилтон следил за светофором. Точнее - за его красным сигналом. Но туда он не смотрел, это точно. И не отреагировал на то, что его соперники не едут, а стоят. Секунда - и болид Льюиса ударил красную Ferrari Райкконена. Ещё через несколько мгновений в зад Льюиса влетел Нико Росберг. И Кими, и Льюис сошли с дистанции, а победу одержал поляк Роберт Кубица. Невнимательность стоила Льюису потери 10 мест на старте следующей гонки.

Заглох двигатель, когда гонщик приветствовал зрителей

Найджел Мэнселл, 1991 год, Гран-при Канады

Мэнселл за рулем Williams Judd, Канада, 1988 год

Мэнселл за рулем Williams Judd, Канада, 1988 год

Найджел Мэнселл сошёл с дистанции ГП Канады 1991 года по глупой причине. Он уверенно лидировал в той гонке. Но за полкруга до клетчатого флага большой Найдж решил начать отмечать победу. Что в точности послужило причиной остановки его болида лишь за несколько сотен метров до финиша, остаётся неизвестным до сих пор.

Мэнселл и его команда утверждали, что коробка передач Williams сломалась при выезде из последней шпильки, из-за этого болид остановился полностью. Мэнселл совершенно отказывался признать, что за несколько секунд до странной остановки он вовсю размахивал руками, приветствуя болельщиков и предвкушая победу. Циники-болельщики утверждают, что в момент преждевременной радости Найджел позволил оборотам двигателя Renault упасть слишком низко, поэтому и заглох его мотор.

Мэнсел до сих пор с негодованием отвергает столь циничную версию, называя её сторонников "идиотами". Попутно он обвиняет и прессу в том, что она распускает якобы нелепые слухи. Был ли Найджел невинен в той ситуации, как дитя, или же реально облажался -  решать вам, читатели.

Проезд по неплотно закрытому дренажному люку

Хуан-Пабло Монтойя, Гран-при Китая, 2005 год

Сход из-за люка дренажной канавы. Хуана-Пабло Монтойи на Гран-при Китая в 2005 году

Сход из-за люка дренажной канавы. Хуана-Пабло Монтойи на Гран-при Китая в 2005 году

Неплотно прикрученный люк дренажной канавы стал причиной схода несравненного колумбийского гонщика Хуана-Пабло Монтойи на Гран-при Китая в 2005 году. Заехав чуть шире оптимальной траектории 10 поворота, Палыч пронёсся поверх люка, повредив переднее правое колесо. Несколько кругов в гонке лидировала машина безопасности, а маршалы пытались закрыть дренаж. Тот инцидент стал одной из причин победы команды Renault в Кубке Конструкторов.

Очень странно, что в том же году на том же автодроме дренажная система стала причиной ещё одного хаоса на трассе. Лишь 4 месяца спустя на шанхайском этапе австралийской серии V8 Supercar пилот Марк Уинтерботтом проехал на столь же плохо прикрученном люке. Люк обиделся, выскользнул из-под машины, и травмировал Марка. К счастью, после этого китайские рабочие наконец осознали, что люки нужно прикручивать полностью, а не как придётся.

Пожар в кокпите болида

Марк Уэббер, Гран-при Японии, 2004 год

 

Я пахну шашлыком?

Я пахну шашлыком?

Марку Уэбберу вообще "везло" в карьере с происшествиями внутри кокпитов его машин. Но выдержка у австралийца всегда была отменной. Скажем, в 2007 году в той же Японии Марка вырвало буквально в собственный шлем, а он продолжил ехать, как не в чём ни бывало. Эх, как жаль, что этот парень ушёл из Ф1. С другой стороны, ещё одна причина смотреть "24 часа Ле-Мана". Но в 2004 году Марку всё же пришлось сойти из-за проблем с его "рабочим местом". В тот раз кокпит Jaguar превратился в гриль.

Температура под водительским креслом стабильно повышалась после каждого круга. Пока, наконец, не повысилась до такого градуса, что Уэббер стал буквально поджариваться. Хотя механики пытались охладить кокпит, залив внутрь ведро воды во время пит-стопа, невыносимый жар вскоре заставил австралийца окончательно сойти с дистанции. Марк просто не мог больше выдержать ни одной минуты. А ведь в тот день гонка у Марка была отменной. Уэббер смог пошутить и тут, в своём обычном австралийском стиле, сказав журналистам, что "его задница никогда не больше будет той же, что прежде".

 

Защемление нерва

Джастин Уилсон, Гран-при Малайзии, 2003 год

Устройство для защиты шеи и головы пилота, HANS спасло уже много гонщиков от травм, а то и от смерти. Но когда оно только-только появилось в Формуле 1, то страдало "детскими болезнями". Конструкция была несовершенной. Были у неё и проблемы, о чём предстояло узнать Джастину Уилсону.

Выступая всего во втором Гран-при в своей карьере, Уилсон был вынужден сойти на 41 круге из-за того, что его руки полностью потеряли всю чувствительность.

Эта травма произошла из-за устройства HANS, которое оказывало столь высокое давление на плечи гонщика, что защемило нерв. Гонки в Малайзии вообще очень требовательны к  организму: даже при отличной физической форме пилотам сложно выдержать дистанцию. Уилсон совершил едва ли не маленький подвиг, проехав с защемлённым нервом целый 41 круг.

 

Ещё одна авария на пит-лейн

Дэвид Култхард, Гран-при Австралии 1995 года

Сход Дэвида Култхарда в результате аварии на Гран-при Австралии 1995 года был не только зрелищным, но и дорогим для шотландского пилота. В своей заключительной гонке в составе Williams, Култхард уверенно лидировал перед заездом на первый пит-стоп. Однако Дэвид недостаточно замедлился при въезде в боксы, поэтому его машину развернуло на пыльном асфальте, а силы притяжения и инерции направили болид в отбойник на пит-уолл.

После гонки Култхард отчаянно пытался перекинуть стрелки вины на свой двигатель Renault, утверждая, что его машину буквально "направило в стену неожиданное ускорение". Но, как бы то ни было, ДиСи упустил весьма возможную победу из-за ошибки новичка.

Дэвид был не единственным пилотом, который поскользнулся на скользкой поверхности. Джонни Херберт из-за подобного скольжения и вовсе не смог заехать в боксы, и поэтому был вынужден проехать ещё один лишний круг. А Роберто Морено отправил свою Forti в пит-уолл совсем рядом от того места, где врезался Култхард.

 

Нарочная авария по сговору

Нельсон Пике-младший, Гран-при Сингапура 2008 года

 

Что ни говори о Нельсиньо Пике, но его способности совершать ДТП в гонке никогда не вызывали сомнений.

Что ни говори о Нельсиньо Пике, но его способности совершать ДТП в гонке никогда не вызывали сомнений.

Изначально авария Нельсона Пике-младшего, в результате которой он сошёл в Гран-при Сингапура, казалась вполне  невинной. Ничто не говорило о том, что это лишь ещё одна ошибка перестаравшегося пилота-новичка. Но вскоре поднялась волна слухов, что авария-то была преднамеренной. Слухи, как это бывает чаще всего, скоро угасли, а мнение о сговоре стали считать очередной фантазией сторонников теории мирового заговора.

И лишь в июле следующего года гоночному миру открылась шокирующая правда. Пике, как он рассказывал сам, получил приказ от руководства команды Renault (а конкретно - от Флавио Бриаторе): в определённый момент гонки разбить свой автомобиль в самом неподходящем для эвакуации месте. Благодаря этому напарник Пике, Фернандо Алонсо, получил возможность выиграть гонку за счёт удачной тактики пит-стопов. Пике не решился оспорить приказ (ему пообещали продлить контракт на следующий сезон) и отправил свой болид в преднамеренную аварию, столкнувшись в поворот 17 (злые языки называют его с тех пор "Поворотом Пике"). Авария произошла лишь в считанных метрах от трибуны со зрителями и в действительно опасном месте.

Никогда до этого в 60-летней истории Ф1 ни один гонщик не получал приказ от собственной команды рискнуть жизнью своей, маршалов и зрителей. Тройка заговорщиков - сам Пике, Флавио Бриаторе и Пэт Симондс были на долгие годы отлучены от мира больших призов. Однако есть сведения, что не только эти трое знали о заговоре. В курс дела, весьма вероятно, был посвящён ещё один человек - ныне выступает в гонках в красном комбинезоне Феррари, и это не Фелипе Масса.

Гаечный ключ, застрявший под педалью тормоза

Джонни Херберт, Гран-при Италии 1998 года

В 1998 году на Гран-при Италии Джонни Херберт попал в странную ситуацию. Кому знакомы автомобили Toyota - те знают, как страшно с этим жить! Тормозная педаль Sauber Херберта оказалось зажатой в тот момент, когда Джонни на огромной скорости летел к повороту Lesmo. К счастью, пилоту удалось  направить автомобиль в гравий.

Для миллионов телезрителей тот разворот казался обычной ошибкой пилотирования. В то же время, Херберта тут было не в чем винить. Невероятно, но его механик по ошибке оставил в кокпите Джонни обычный гаечный ключ, ещё до начала гонки. Ключ предательски пробрался под подошву гонщика и застрял под педалью тормоза. Херберт, разумеется, был от этого не в восторге, обозвав виноватого "тупицей". Возможно, эта проблема стала одной из причин, по которым Джонни несколько гонок спустя расстался с командой Sauber.

Ещё несколько странных сходов в Формуле 1

Сложно укоротить этот список всего до десяти случаев. Вот ещё несколько из них:

Нехватка топлива

Жан Алези, 1997 год, Гран-при Австралии

Жан Алези, конечно, далеко не единственный в истории Ф1 пилот, которому до финиша не хватило топлива. Но дело в том, что полное игнорирование приказов команды заехать в боксы для дозаправки - беспрецедентный случай. В течение нескольких кругов команда Benetton отчаянно умоляла французского гонщика заехать в боксы, но он оставался глух к мольбам и не обращал внимания на радиосообщения.

Как и должно было случиться, в определённый момент на 35 круге он остановился посередине трассы без капли бензина в баках. Легендарный комментатор гонок Формулы 1, Мюррей Уокер, даже высказался по этому поводу: "Инженеры Benetton будут не-ве-ро-ят-но злы!"

Нелюбовь Михаэля Шумахера и машины безопасности

Гран-при Китая 2005 года и Гран-при Монако 2004 года

Чем так притягательна трасса в Шанхае с точки зрения странных сходов в гонках? Поклонники Михаэля Шумахера считают 2005 год одним из худших в карьере семикратного чемпиона мира. На 23 круге Шумахер потерял контроль над болидом в 6 повороте и развернулся. Машина застряла в гравии, гонка для него была закончена. Развороты случаются даже у величайших гонщиков мира - они люди, а не роботы. И всё бы ничего, но Михаэль ошибся, следуя за машиной безопасности на минимальной скорости!

Тот день явно не задался для Красного Барона. Всего за 2 часа до того события, когда немец направлялся к стартовой решётке, и на ровном месте столкнулся с Minardi Кристиана Алберса. Оба гонщика были вынуждены стартовать из пит-лейн.

Но тот случай не был единственным инцидентом у Шумахера во время выезда пейс-кара. В 2004  году он уже врезался в туннеле в Монте-Карло во время выезда машины безопасности.

Взрыв огнетушителя

Оливье Панис, Гран-при Великобритании 2004 года

Надежды команды Toyota на успех в ГП Великобритании 2004 года были погашены в самом прямом смысле слова. А дело было так - в кокпите болида Оливье Паниса взорвался огнетушитель. Пена мгновенно залила кокпит и лишила пилота возможности видеть хоть что-либо из своего шлема.

К счастью, опытный Панис смог остановить свой болид и вслепую, заехав в гравийную ловушку безопасности, даже не задев ни рельсы, ни другую машину. Но его заключительная гонка в Сильверстоуне была проиграна безвозвратно.