27 декабря 2013 (14:32) / просмотров: 139

Чемпионы Формулы 2, Ф3000 и GP2 в Формуле 1

Формула 1

2014 год станет десятым в истории молодёжного автогоночного чемпионата GP2 - де-факто, "высшей лиги" юниорских автогонок. Большинство чемпионов GP2 становились боевыми пилотами в Формуле 1. До 2005 года это место занимала серия Формула 3000, а последний её чемпион, Витантонио Лиуцци, также выступал несколько лет в Ф1. Первый победитель чемпионата GP2, Нико Росберг начал карьеру в Williams, а сейчас успешно выступает и выигрывает гонки в составе Mercedes. Льюис Хэмилтон, чемпион 2006 года, смог стать чемпионом и в Формуле 1. Странно, но на сегодняшний день темнокожий британец - единственный победитель молодёжных чемпионатов, которому покорилась высшая ступень автоспорта. Ни до, ни после него ни одному победителю Ф3000, Ф2 или GP2 не удавалось стать чемпионом в Формуле 1, хотя большинство из них выступали в Гран-При, за исключением Йорга Мюллера, Бруно Джункейры, Бьорна Вирдхейма, Давиде Вальсекки и действующего чемпиона Фабио Ляймера. Впрочем, в сегодняшнем статистическом обзоре мы не стали учитывать чемпионов Формулы 2 образца 2009-2012 годов. К сожалению, эта серия так и не смогла стать кузницей кадров для Ф1, а потому никогда не была высшим молодёжным чемпионатом. На данный момент ни одному из гонщиков этого чемпионата не удалось дебютировать в Гран-при. В 2014 году в Формуле 1 будут выступать сразу несколько чемпионов GP2:  Льюис Хэмилтон, Нико Росберг, Роман Грожан, Пастор Мальдонадо, Нико Хюлкенберг. Вообще в современной Ф1 остаётся всё меньше пилотов, которые не выступали бы в своё время в GP2.

Предлагаем ознакомиться со списком всех чемпионов Формулы 2 (1967-1984), Формулы 3000 (1985-2004) и GP2 (2005-2013), а также с их достижениями в Формуле 1.

Классическая Формула 2 образца 1967-1984 годов

С 1967 года, когда ФИА представила молодёжный европейский чемпионат Формула 2, эта серия служила главной кузницей кадров для Формулы 1. Хотя гонки Ф2 проводились задолго до этого момента (и даже до Второй Мировой войны), они не были объединены в серию.

  • 1967: Жаки Икс
    Tyrrell Racing / Matra-Cosworth 6 побед в Ф1, вице-чемпион 1969 (Brabham) и 1970 (Ferrari) "Мистер Ле Ман", многократный победитель гонок на выносливость
  • 1968: Жан-Пьер Бельтуаз
    Matra Sports / Matra-Cosworth 1 победа в Ф1, 5 место в чемпионате 1969 года (Matra)
  • 1969: Джонни Серво-Гэвин
    Matra International / Matra-Cosworth 1 подиум в Ф1, 13 место по итогам сезона 1968 года (Matra, Cooper)
  • 1970: Клей Регаццони
    Tecno Racing Team / Tecno-Cosworth 5 побед в Ф1, вице-чемпион 1972 года (Ferrari) Большой скандалист. Его не очень любили в Больших призах, да и в Ф2 он стал причиной гибели другого гонщика
  • 1971: Ронни Петерсон
    March Engineering / March-Cosworth 10 побед в Ф1, вице-чемпион 1971 и 1978 годов (STP March и Lotus соответственно)
  • 1972: Майк Хейлвуд
    Team Surtees / Surtees-Cosworth 2 финиша на подиуме, 8 место в чемпионате 1972 года (Surtees) С этим великим чемпионом мотогонок связана большая мистическая история, едва ли не ужастик. Подробнее можно прочитать по ссылке выше.
  • 1973: Жан-Пьер Жарье
    March Engineering / March-BMW 3 подиума в Ф1, 12 место в чемпионате 1979 года (Tyrell)
  • 1974: Патрик Депайе
    March Engineering / March-BMW 2 победы в Гран-при, 4 место в чемпионате 1976 года (Tyrell)
  • 1975: Жак Лаффит
    Ecurie Elf / Martini-BMW 6 побед в Гран-при, 4 место в сезонах 1979 и 1980 (Ligier), а также в 1981 (Talbot)
  • 1976: Жан-Пьер Жабуй
    Equipe Elf / Elf 2J-Renault 2 победы в Ф1, 8 место в сезоне 1980 года (Renault)
  • 1977: Рене Арну
    Ecurie Renault Elf / Martini-Renault 7 побед в Гран-При, 3 место в сезоне 1983 года (Ferrari)
  • 1978: Бруно Джакомелли
    Polifac BMW Junior / Team March-BMW 1 финиш на подиуме в Ф1, 15 место в 1981 году (Alfa Romeo)
  • 1979: Марк Зурер
    Polifac BMW Junior Team / March-BMW Ни побед, ни подиумов в Ф1, и лишь 13 место в сезоне 1985 года (Brabham)
  • 1980: Брайан Хентон
    Toleman Group / Toleman-Hart Ни побед, ни подиумов в Ф1, ни даже очков…
  • 1981: Джофф Лис
    Ralt Racing Ltd. / Ralt-Honda Ни единого очка в Формуле 1…
  • 1982: Коррадо Фаби
    March Racing Ltd. / March-BMW Ralt-Honda Ни единого очка в Формуле 1…
  • 1983: Джонатан Палмер
    Ralt Racing Ltd. / Ralt-Honda Ни побед, ни подиумов в Гран-при у Джонатана Палмера не было, но он хотя бы зарабатывал очки и занял 11 место по итогам сезона в 1987 году в Tyrell. Кстати, в 1983 году Джонатан стал чемпионом на автомобиле с атмосферным двигателем - более слабым, чем турбированные. А совсем недавно Джонатан Палмер был владельцем и руководителем возрождённой Формулы 2.
  • 1984: Майк Такуэлл
    Ralt Racing Ltd. / Ralt-Honda Майк Такуэлл не смог заработать в Формуле 1 ни одного очка… Из чемпионов классической Формулы 2 достаточно близко подобрались к титулу в Ф1 трое пилотов - Клей Регацциони, Ронни Петерсон и Рене Арну. Некоторые другие гонщики оставили заметный след в истории автоспорта, а кое-кто и в наши дни занимается гонками - правда, в качестве руководителя или босса команды.

Формула 3000, 1985-2004 годы

После сезона 1984 года Формула 2 прекратила своё существование на пару десятилетий. Попытка возродить её провалилась, хотя задумка у ФИА была весьма интересной. Подробнее о возрождении чемпионата Ф2 можно подробнейше прочитать на нашем сайте, скажем, здесь. А в 1985 году на "свято место" пришла Формула 3000. Болиды этого чемпионата собирались на основе шасси Ф2, концепция претерпела лишь некоторые изменения. А вот двигатель был совершенно иным: 3-литровые (отсюда и название - 3000 кубических сантиметров рабочего объёма) Cosworth DFV компоновки V8. В Формуле 1 эти двигатели долгие годы были лучшими, но их время прошло, а на смену им пришли турбомоторы. Но "Косворты" отлично пришлись ко двору в молодёжном чемпионате.

  • 1985: Кристиан Даннер
    BS Automotive / March-Cosworth Лишь 4 очка в Формуле 1, ни одного подиума, или, тем более, победы. Лучший результат Даннера в Ф1 - 18 место по итогам 1986 года в команде Osella.
  • 1986: Иван Капелли
    Genoa / March-Cosworth 3 подиума в Формуле 1, 7 место в сезоне 1988 года (команда Leyton House)
  • 1987: Стефано Модена
    Onyx March-Cosworth 2 раза финишировал на подиуме в Ф1, 8 место в сезоне 1991 года в команде Tyrell
  • 1988: Роберто Морено
    Bromley Motorsport / Reynard-Cosworth 1 подиум в Формуле 1, 10 место в сезоне 1990 года в команде EuroBrunn и Benneton. Этот же результат был и в  1991 году, когда Морено выступал сразу в трёх командах - Benneton, Jordan и Minardi.
  • 1989: Жан Алези
    Jordan Racing / Reynard-Cosworth 1 победа в Гран-при, 4 место в  чемпионатах 1996 и 1997 годов (Benneton)
  • 1990: Эрик Кома
    DAMS / Lola-Mugen Лишь 7 очков за всю карьеру, без единой победы или подиума. 11 место в 1992 году в команде Ligier.
  • 1991: Кристиан Фиттипальди
    Pacific Racing / Reynard-Mugen Без побед или подиумов в Больших призах, 12 очков за всю карьеру и 13 место в чемпионате 1993 года в составе скромной Minardi.
  • 1992: Лука Бадоер
    Crypton Engineering / Reynard-Cosworth Ни одного очка за долгие годы в Формуле 1. Имя Луки Бадоера стало едва ли не нарицательным, когда речь заходит о гонщиках, излишне засидевшихся на должностях тест-пилотов.
  • 1993: Оливье Панис
    DAMS / Reynard-Cosworth 1 победа в Гран-при, 8 место в чемпионате 1995 года (Ligier), море поклонников.
  • 1994: Жан-Кристоф Буйон
    DAMS / Reynard-Cosworth 3 очка, и одного подиума или победы, 16 место в кубке пилотов в 1995 году в команде Sauber
  • 1995: Винченцо Соспири
    Super Nova Racing / Reynard-Cosworth Винченцо Соспири вышел на старт Гран-при лишь однажды, в составе команды Lola, в 1997 году
  • 1996: Йорг Мюллер
    RSM Marko / Lola-Zytek Никогда не выступал в Формуле 1, хотя принимал участие в тестах в командах Arrows, Sauber и Williams
  • 1997: Рикардо Зонта
    Super Nova Racing / Lola-Zytek Лишь 3 очка в карьере, а в 2000 году - 14 место в чемпионате Ф1.
  • 1998: Хуан-Пабло Монтойя
    Super Nova Racing / Lola-Zytek 7 побед в Ф1, титул в ChampCar, победа в Инди-500, 3 место в чемпионатах 2002 и 2003 годов (BMW Williams)
  • 1999: Ник Хайдфельд
    West Competition / Lola-Zytek К сожалению, ни одной победы в Гран-при, хотя на его счету 7 подиумов и 5 место в зачёте чемпионата 2007 года
  • 2000: Бруно Джункейра
    Petrobras / Lola-Zytek Бруно ни разу не стартовал в гонках Формулы 1, хотя принимал участие в тестах в команде Williams
  • 2001: Джастин Уилсон
    Nordic Racing / Lola-Zytek Лишь одно очко за всю карьеру, 20 место в 2003 году в составе двух команд - Minardi и Jaguar.
  • 2002: Себастьян Бурдэ
    Super Nova Racing / Lola-Zytek 6 очков в Формуле 1, 16 место в чемпионате 2009 года (Toro Rosso)
  • 2003: Бьорн Вирдхейм
    Arden International / Lola-Zytek Ни разу не выступал в Формуле 1, но тестировался в командах Jordan, BAR и Jaguar
  • 2004: Витантонио Лиуцци
    Хотя карьера Витантонио в Формуле 1 ещё может продолжиться, на данный момент он набрал 26 очков за несколько лет выступлений. Последний раз чемпион Ф3000 выступал в уже закрытой команде HRT, записных аутсайдерах чемпионата. Ни побед, ни подиумов у него не было. Весьма вероятно, что Лиуцци был последним чемпионом Ф3000, который вышел на старт Формулы 1. Больше в мире Больших призов нет ни одного победителя славной молодёжной серии. Хотя некоторые победители этого чемпионата ещё вполне могут вернуться в Ф1, но это всё менее  и менее вероятно. Помимо Лиуцци, такими кандидатами могут быть Ник Хайдфельд и Хуан-Пабло Монтойя. Но шанс на их возвращение не рассматривается всерьёз даже их фанатами. Единственный чемпион Формулы 3000, который когда-либо претендовал на титул в Ф1 - колумбиец Хуан-Пабло Монтойя. В 2003 году он закончил чемпионат на 3 месте, в 11 очках позади Михаэля Шумахера и в 9 от вице-чемпиона Кими Райкконнена.

GP2 - с 2005 года и до наших дней

В 2005 году серия Ф3000 прекратила своё существование. С тех пор на вершине молодёжного автоспорта находится чемпионат GP2. Это моносерия. Иными словами, у каждого пилота здесь, теоретически, равные шансы на победу. Одинаковые шасси, одни и те же двигатели, стандартные шины. Большинство чемпионов GP2 переходили в Формулу 1. Вероятно, в скором времени подавляющее большинство пилотов Ф1 будут выпускниками этого чемпионата. Карьера большинства чемпионов GP2 в Формуле 1 ещё далека от завершения, поэтому приведённые результаты можно считать промежуточными.

  • 2005: Нико Росберг
    ART Grand Prix 3 победы и ещё 4 подиума в Формуле 1. В 2013 году Нико, сын чемпиона мира Кеке Росберга, стал шестым в зачёте пилотов. Карьера Нико продолжается в команде Mercedes.
  • 2006: Льюис Хэмилтон
    ART Grand Prix Единственный чемпион мира Формулы 1 из всех победителей молодёжных чемпионатов с 1967 года. На его счету уже 22 победы, чемпионский и вице-чемпионский титул. Льюис Хэмилтон продолжает выступать в команде Mercedes.
  • 2007: Тимо Глок
    iSport International На счету у Тимо 3 подиума в Формуле 1, все они были завоёваны в годы его выступлений в команде Toyota. С тех пор Тимо, к сожалению, не выступал на конкурентоспособных машинах. Интересно, что Глок дебютировал в Ф1 ещё в 2004 году, за несколько лет до победы в GP2. К сожалению, вероятность продолжения карьеры Глока в Формуле 1 невелика: сезон 2013 года немецкий пилот провёл в кузовном чемпионате DTM, а в 2014 году его появление на стартовой решётке Королевы автоспорта не ожидается.
  • 2008: Джорджо Пантано
    Racing Engineering Один из немногих чемпионов GP2 и вообще молодёжных серий высшего уровня, которому не удалось перейти в Ф1. Вообще-то Джорджо выступал в Формуле 1 ещё до титула в GP2, но без особых успехов - лишь 1 неполный сезон, 15 гонок и 0 очков (команда Jordan). Интересно, что Джорджо Пантано дважды едва не выиграл титул в Ф3000, уступив в 2002 году лишь Себастьяну Бурдэ, а в 2003 - Бьорну Вирдхейму и Рикардо Сперафико. Вряд ли Джорджо вновь появится в Ф1 спустя столько лет. В 2011 и 2012 годах он выступал в Индикаре, а сезон 2013 года провёл без стартов в сколь-нибудь серьёзных чемпионатах.
  • 2009: Нико Хюлькенберг
    ART Grand Prix Хотя у немца пока нет на счету ни одного подиума в Формуле 1, в сезоне 2013 года он занял неплохое 10 место по итогам чемпионата. Нико считается одним из серьёзных талантов в Ф1, которым интересуются топ-команды. Карьера Хюлькенберга продолжается, и, весьма вероятно, мы ещё услышим о его победах.
  • 2010: Пастор Мальдонадо
    Rapax Team 1 победа, 1 поул и 1 быстрый круг. Пастор продолжает карьеру, и из весьма агрессивного и аварийного гонщика постепенно превращается в спокойного и рассудительного пилота. Скорость венесуэльца никуда не делась, поэтому в будущем возможны интересные карьерные достижения.
  • 2011: Роман Грожан
    DAMS Талантливому французу ещё  предстоит одержать первую победу в Формуле 1, хотя первые сезоны были не очень хороши. Роман едва не потерял место в чемпионате, но в 2013 году будто преобразился из аварийного пилота в расчётливого и убийственно быстрого соперника. На его счету уже 9 подиумов, а в прошлом году он занял 7 строчку в чемпионате мира.
  • 2012: Давиде Вальсекки
    К сожалению, талантливый чемпион GP2 и двукратный обладатель титула в GP2 Asia пока не выходил на старт Ф1. Ныне он трудится в составе Lotus в качестве резервного пилота. Но когда команду покинул Кими Райкконнен, руководство команды выбрало на замену Хейкки Ковалайнена, а не Давиде Вальсекки. А жаль. Будем надеяться, что этому парню ещё предстоит показать себя в Формуле 1.
  • 2013: Фабио Ляймер
    Действующий чемпион GP2 пока остался без контракта. Ходят слухи, что он до сих пор ведёт переговоры с командами Формулы 1, но сейчас его шансы тают с каждым днём.