20 декабря 2010 (22:20) / просмотров: 639

Чемпионы Формулы 2: Рене Арну, 1977

Рене Арну

В глубинах зимы, во время жесткого межсезонья и предрождественского периода, когда гонки кажутся чем-то далеким и нереальным, фанаты автоспорта обсуждают огромное количество тем. Одна из самых обычных дискуссий всегда на тему: "Самый лучший гонщик, который никогда не был чемпионом мира?".

Всегда на ум приходят несколько имен. Стирлинг Мосс, многократный чемпион 1950х - пожалуй, самая распространенная кандидатура, и с этим сложно не согласиться. То же самое можно сказать и Жиле Вильневе, ярчайшем канадском пилоте, трагически погибшем в начале сезона 1982 года. Часто называют и Ронни Петерсона, еще одного талантливого гонщика, погибшего в ту же эпоху. Но одно из претендентов называют достаточно редко. Это - Рене Арну, чемпион Формулы 2 1977 года.

Рене Арну, родившийся во Франции в 1948 году, быстро поднимался по ступеням автоспорта. С 12 по 18 лет он выступал в картинге, работая в гараже и помогая готовить к гонкам раллийные машины. До 1972 года он служил во французской армии, а по возвращении с первой попытки выиграл национальную серию Volant Shell, перейдя в Формулу Renault, где также стал чемпионом с первой попытки. Еще один чемпионский титул в дебютном сезоне пришел в 1975 году в серии Formula Super Renault. Несколько гонок в Формуле 2 в сезонах 1974-1975, а затем - смена команды на сезон 1976 года. Его пригласили в команду Martini-Renault, которая не блистала в Ф1, зато в молодежном первенстве была достаточно сильной. В первый же год за рулем этой машины Рене Арну стал вице-чемпионом Формулы 2, одержав 3 победы и 6 лучших кругов. Следующий год прошел еще лучше - титул чемпиона Европы в Ф2 за рулем машины MK22 с победами в Сильверстоуне, По и Ногаро, а также 3 вторых места - это было его билетом в гонки Гран-при.

Рене Арну смог перейти в Ф1 на сезон 1978 года, хотя до этого не имел никакого опыта выступлений за рулем столь мощной техники. Да и дебют получился не слишком успешным - лишь полсезона в малобюджетной команде Martini, которая блистала лишь в Ф2. Коллектив Martini прекратил свое существование еще до конца сезона 1978 года, Арну перешел в команду Surtees на две последние гонки года, однако не заработал ни одного очка за весь год. Лишь два 9 места стали его лучшим результатом.

На сезон 1979 года Арну пригласили в расширенную команду Renault, которая решила выставить на старт Гран-при вторую машину. Его партнером стал другой чемпион Формулы 2, перешедший в Королевские гонки Ф1 на год раньше - Жан-Пьер Жабуи. Болиды команды получились неоднозначными - очень мощный двигатель, и полное отсутствие надежности. Поэтому Арну редко удавалось увидеть в том году клетчатый флаг. Так получила свое начало грустная тенденция, которая продолжалась до самого завершения карьеры, довольно скандального - но об этом после.

Однако не все было так плохо. На домашнем Гран-при Франции Renault все-таки выстрелила - Жабуи одержал победу, а Рене Арну приехал третьим! Считается, что именно эта гонка принесла второе дыхание в карьеру Рене - о том, кто одержал победу на Гран-при Франции 1979 года, помнят лишь преданнейшие фанаты и энциклопедии, а вот эпическая борьба за 2 место между Рене Арну и великим Жилем Вильневым навсегда осталась одной из самых красивых в истории Формулы 1. На заключительных кругах Гран-при Франции 1979 года за несколько кругов до конца гонки эти две машины несколько раз обменивались позициями в жестоких и красивейших схватках, а в итоге верх одержал все-таки Вильнев. Оба гонщика называли эту гонку самой интересной в карьере, и, несмотря на шквал критики об отсутствии безопасности, та борьба стала действительно эпической.

Видео: Борьба за 2 место между Рене Арну и великим Жилем Вильневым

Рене Арну остался в Renault и на следующий, 1980й год. В этом сезоне он одержал первую победу - в Интерлагосе. Следующая гонка в южноафриканском Кьялами снова принесла Арну победу! Он стал лидером чемпионата мира! Однако ненадежность болидов Renault и собственные нестабильные выступления не оставляли шансов на титул, несмотря на несколько хет-триков и подиумов в конце сезона.

1981 год стал для Рене Арну не менее сложным, притом в нескольких смыслах. Во-первых, Renault потеряли конкурентоспособность по сравнению с ближайшими соперниками - француз заканчивал гонки в очках лишь трижды в этом сезоне, став девятым по итогам чемпионата - худший результат с момента его дебюта в Рено. Во-вторых, его новый напарником по команде стал популярный и чрезвычайно быстрый Ален Прост, который почти сразу поставил себя первым номером в команде, которая совсем не возражала. Прост смог одержать победы аж три раза, несмотря на низкую надежность машины Renault.

Победа Арну. Формула 1, Франция, 1982

Победа Арну. Формула 1, Франция, 1982

А следующий, 1982 год, стал одним из самых непредсказуемых в истории Формулы 1, как на, так и вне трассы. Одиннадцать разных гонщиков побеждали в том сезоне - а трагические смерти Жиля Вильнева в Бельгии и Риккардо Паллетти в Канаде, также как и страшная авария Дидье Пирони в Германии, потрясли автогоночный мир. А еще разразилась война политиков - между Ассоциацией конструкторов Формулы 1 FOCA и организацией, управляющей автоспортом - FISA. Это противостояние вылилось в бойкотирование командами Гран-при Сан-Марино (хотя команда Renault решила не участвовать в этом бойкоте, чтобы набрать хоть какие-то очки, и была, пожалуй, единственной сильной командой в гонке. Однако оба гонщика французского коллектива сошли с дистанции). Не только из-за этого, но Арну оказался причиной протеста-забастовки пилотов, который поставил под угрозу срыва Гран-при Южной Африки. Кстати, FISA некоторое время не выдавала гонщикам суперлицензии.

Тем не менее, 1982 год, несмотря на все сложности для Анру, мог стать его звездным часом, и Рене мог вполне заработать титул. Renault, несмотря на постоянные механические проблемы, построила очень быструю машину - Арну и Прост заработали 10 поулов из 16, но Ахиллесова пята - надежность, все так же преследовала их. Из 5 гонок, в которых он увидел клетчатый флаг, Арну поднимался на подиум четырежды, а это означает, что будь его болид понадежнее, Рене Арну вполне мог бы стать чемпионом Формулы 1. В 1982 году Рене Арну записал на свой счет 2 победы, включая дубль вместе с Простом на Гран-при Франции. Прост, со своей стороны, будучи "первым номером" был страшно недоволен происходящим - Арну, по его мнению, должен был уступить ему в этой гонке. Арну же был уверен, что такого приказа от команды не поступало.

Противостояние с будущим четырехкратным чемпионом мира во Франции стало лишь началом скандалов между напарниками по Renault, и в конце 1982 года руководство решило дать отставку чемпиону Формулы 2. Он перешел в Феррари, став напарником Патрика Тамбэ, заменившего погибшего в прошлом году Жиля Вильнева. В 1983 году Рене Арну побеждал трижды, и на последнем этапе чемпионата мира все еще входил в число претендентов на титул, вмете с гонщиком Brabham Нельсоном Пике и старым партнером по спаррингу Аленом Простом. К сожалению, Арну сошел с дистанции из-за проблем с мотором, а Пике завоевал второй титул чемпиона мира.

Рене Арну

Не подведи его надежность двигателя Ferrari (точно так же, как и ранее в сезоне на Гран-при США в Детройте, где он лидировал) - и Рене Арну вполне мог стать первым французским чемпионом мира Формулы 1. Но эта честь два года спустя перешла к Алену Просту за рулем McLaren. А карьера Рене Арну покатилась вниз: сложный 1984 год в Ferrari, скандал с напарником и руководством - и всего за 1 гонку до конца сезона терпение Комендаторе Энцо Феррари закончилось - Рене Арну был уволен. В 1985 году Рене Арну вернулся в Ф1 в составе Ligier, но его лучшие годы (как и лучшие годы Танцующей Цыганки Лижье) остались в прошлом. В течение следующих 4 сезонов все, что он смог, это набрать лишь несколько очков. Арну окончательно ушел из мира Гран-при в конце 1989 года, при этом 7 раз не смог пройти квалификацию и выйти на старт, в то время как его напарники справлялись с этим довольно легко. Кроме того, характер у этого, безусловно, талантливого гонщика серьезно испортился - не имея возможности квалифицироваться как следует, он постоянно и осознанно мешал сделать это своим коллегам из числа топ-пилотов. Гонщики были крайне недовольны таким отношением, как и руководство чемпионата. Да и в гонках при пропуске лидеров-круговых Рене Арну стал неуступчив до крайности. Формула 1 вздохнула с облегчением.

После Формулы 1 Рене Арну занялся бизнесом, основав картинговую фирму. Время от времени выходил на старт Ле-Мана за рулем Dodge и Ferrari. В команде Формулы 3000 DAMS Рене в начале 90-х работал личным тренером у богатого гонщика Педро Диница, позже перешедшего в Формулу 1. В 2006 году Рене Арну участвовал в заездах серии Grand Prix Masters - чемпионате для ветеранов Формулы 1, который прожил лишь 3 гонки, несмотря на серьезный интерес. Время от времени он участвует в различных фестивалях скорости, управляя болидом Renault 1983 года.

Рене АрнуСтатистика выступлений Рене Арну в чемпионате мира - отдельная песня, очень интересная для изучения. 7 побед, 18 поулов, 181 очко. Рене Арну - не то имя, которое приходит на ум во время споров о великих пилотах Ф1, но он вполне мог бы стать одним из таких. И еще. Его карьера очень похожа на яркую звезду гонщика другого поколения - Хуана Пабло Монтойю. В 1998 колумбиец выиграл титул в Формуле 3000, в 2001 дебютировал в Williams - довольно сильной команде, слегка уступал в первый год своему напарнику Ральфу Шумахеру, но только первый год. Обгон Хуаном Пабло самого Михаэля Шумахера также один из самых легендарных в истории Формулы 1 - точно так же, как это было в случае Вильнева и Арну. 12 быстрых кругов у Монтойи, 13  поулов, 7 побед, борьба за титул и порой красивейшие гонки, а затем конфликты с напарниками, постепенный спад и скандальный уход из Формулы 1.

Вернемся к статистике. Рене Арну - истинный гонщик эры турбомоторов. За его плечами 12 лучших кругов , 18 поулов (это рекорд среди пилотов, не становившихся чемпионами мира ), а лидировал он в 25 Гран-при (больше, чем такие чемпионы, как Алан Джонс, Джеймс Хант, Джоди Шектер и Марио Андретти). В 1982 и 1983 годах он становился вторым по количеству побед в квалификациях, и в первом из этих двух сезонов лидировал в 10 из 16 гонок - больше, чем кто-либо еще.

Сегодня Рене Арну управляет собственным бизнесом - он владеет четырьмя картодромами во Франции, два из которых находятся близ Парижа, другие - возле Лиона и Марселя.