12 ноября 2010 (00:56) / просмотров: 520

Чемпионы Формулы 2: Жаки Икс, 1967

Жаки Икс, первый чемпион европейской Формулы 2 (1967 год)

Жаки Икс

Жаки Икс, первый чемпион европейской Формулы 2 (1967 год). Родился 1 января 1945 года в Брюсселе, Бельгия. Несомненно, это лучший гонщик Бельгии за всю ее историю, а также лучший гонщик в мире в дисциплине спорткаров.

Гоночная карьера Жаки Икса на 4 колесах началась в 1964 году. Уже в 1967 году он стал первым чемпионом европейской Формулы 2. В этом же году перешел в Формулу 1. На его счету 8 побед в Гран-при и 2 вице-чемпионских титула. В 1979 году он вышел на старт Гран-при в последний раз, но удивительная карьера продолжалась еще долго. В гонках на выносливость он дважды стал чемпионом мира (1982 и 1983). 6 побед в одной из самых знаменитых гонок мира - 24 часа Ле-Мана. Лишь в наши дни Том Кристенсен смог побить этот рекорд.

Если говорить о гонщиках Формулы 1, так и не ставших чемпионами, то сразу вспомнятся Стирлинг Мосс, Ронни Петерсон и Жиль Вильнев, а кому-то придет на ум Хуан Пабло Монтойя. И очень легко пропустить в этом списке Жаки Икса. Его карьера не была прервана аварией (или падением с мотоцикла во время игры в теннис, как это было с упомянутым Хуаном Пабло), но в Больших призах Жаки так и не раскрылся .

Жаки Икса можно назвать королем спорткаров (собственно, это и есть его прозвище). Но между 1968 и 1972 годами он являлся одним из топ-пилотов Формулы 1. Чуть больше удачи и технику понадежнее, и в каждом из этих сезонов Жаки мог бы стать чемпионом. За 12 Гран-при (1970-1971) Икс дважды сходил с дистанции, лидируя в гонке. 4 раза одержал победу, заработал 55 очков - больше, чем кто бы то ни было в этот период. 6 поулов, 6 лучших кругов. Но вот повторить эти достижения в одном сезоне ему так и не удалось.

Жаки Икс: "Просто этому не суждено было сбыться. Честно говоря, меня не так уж беспокоит тот факт, что я не стал чемпионом Ф1. В Формуле 2 удача была всегда на моей стороне, как и в других гонках. Тогда гонщики редко задумывались о деньгах. Если ты мог гоняться и зарабатывать на этом - здорово. И была уверенность, что если ты неплохо выступаешь в одной категории, то тебя всегда пригласят на более высокую ступень - чуть больше и чуть быстрее".

На своей первой международной кузовной гонке, 19-летний Икс привлек внимание самого Кена Тиррелла. "Я хочу посмотреть на тебя в формулах", - сказал он. "Извините, я не могу. Я должен отслужить в армии. И я служил 15 месяцев", - вспоминает Жаки. Однако Кен не забыл талантливого паренька, предоставив ему возможность пересесть в формульные болиды. Несмотря на то, что Икс разбил несколько машин, Тиррелл остался очень доволен. "Без Кена я вполне мог бы стать садовником", - смеется Икс.

В 1966 году Тиррелл сделал Икса своим гонщиком в Формуле 2, вместе с Джеки Стюартом. Машина Matra была оснащена ненадежным мотором BRM, и Джеки был в тени. Но когда ему предоставился шанс пересесть в болид Стюарта (с мотором Cosworth), то на совместной гонке Ф1 и Ф2 (ГП Германии, классический Нюрбургринг), Жаки квалифицировался в 8 секундах (!) впереди ближайшего соперника, и опередил большинство частников Формулы 1.

1967, год чемпионства

В 1967 году Икс стал первым чемпионом европейской Формулы 2, выступая в команде Кена Тиррелла, но автогоночный мир узнал имя новой звезды именно на Гран-при Германии 1966 года. А в 1967 году Икс повторил успех в "Зеленом аду" Нюрбургринга, квалифицировавшись третьим. Достижение, на первый взгляд, совсем небольшое, но гонка вновь была совместной с Формулой 1, а опередили Икса лишь Джим Кларк и Денни Халм на болидах Ф1! Конечно же, уже на следующем Гран-при он дебютировал в Формуле 1, где финишировал шестым в первой гонке. Тиррелл отложил полноценный сезон Жаки Икса в Ф1 на следующий год, и в начале 1968 все только и говорили о молодом бельгийце. Но этот год он неожиданно провел в Феррари - у Кена просто не нашлось места. К счастью, в Ferrari вакансия была, и дебют удался.

В Формуле 1

В Формуле 1

"Кен был человеком слова. Он не мог выгнать Жана-Пьера Бельтуаза из команды, и тем более - Джеки Стюарта. К счастью, Ferrari не смогли подписать контракт с одним из гонщиков, и предложили его мне".

Звездный парень Жаки Икс вполне мог выиграть титул уже в первый полный сезон. Первая гонка сезона в Руане прошла под дождем, он победил. После этого его слова "Ни один нормальный человек не станет говорить, что любит гоняться под дождем" стали крылатыми. Но дальше все пошло наперекосяк. Феррари пропустила Гран-при Монако. После 3 гонок очков было мало. Далее последовали проблемы с мотором в Спа, сухая резина под дождем в Зандвоорте, прокол в Спа, вылет в Монце. Но несмотря на все это, после ГП Италии Жаки Икс уступал лидеру чемпионата Грэму Хиллу лишь 3 очка, а впереди были еще 3 гонки. На следующем Гран-при страшный удар об ограждения поставил крест на сезоне. Перелом ноги в гонке той эпохи был небольшим событием в Ф1!".

В следующем году начались проблемы с техническим директором Ferrari Мауро Форджиери на личной почве. А еще Жаки Икс продолжал выступать в конкурирующих командах Ford и Gulf в гонках спорткаров, что не было допустимым. В 1969 году Жаки перешел в Brabham, где близко подружился с механиком Роном Деннисом, и победил в Нюрбургринге и Моспорте, оба раза вырвав победу из рук Стюарта.

А годом спустя гордый Энцо Феррари предложил Жаки вернуться в Скудерию. "Я один из немногих, кто вернулся в Ferrari. Думаю, что Энцо очень любил меня, как и я его", - рассказывает Икс. Новая машина 312B была очень быстрой, но крайне хрупкой. За 7 первых Гран-при сезона Жаки лишь однажды приехал третьим. Потом дела пошли в гору, победа в Австрии и стабильные выступления. А в Монце погиб главный соперник - Йохен Риндт. Жаки выиграл 2 из 3 последних гонок сезона, но смог стать лишь вице-чемпионом. "Думаю, очень хорошо, что я не выиграл в том году. Йохен был просто лучше всех, даже после смерти. Только он заслуживал титул. Я рад, что не опередил того, кто уже не мог обороняться".

В Формуле 2 - быстрее, чем большинство в Ф1

А 1971 и 1972 года прошли плохо. Икс победил лишь однажды за оба года, хотя регулярно зарабатывал поулы. В частности, в 1972 году Жаки стартовал первым чаще, чем чемпион Эмерсон Фиттипальди. "Время, когда я был действительно на пике, когда все шло хорошо, а мотивация била ключом, это то время, что я провел в Ferrari".

1973 год стал провальным из-за неудавшейся машины 312B3, которая была просто безнадежна. Команда решила пропустить несколько гонок. Официальная причина бойкота - недостаточно хорошие гонщики…

Икс решил доказать, что Феррари не правы. Он знал, что в McLaren есть запасная машина, и легко попросил Тедди Мейера - нельзя ли ему выступить в Гран-при Германии? А почему бы и нет. Как просто все было. Жаки опередил ближайшего соперника на такой же машине на 6 секунд в квалификации, но гонка не заладилась из-за консервативного выбора резины.

Сейчас легко говорить, что карьера Жаки Икса в Формуле 1 пошла на спад, когда в 1974 году он решил поменять команду. Кто знает, что было бы, если бы он стал партнером Ники Лауды в Феррари? Или же занял вакантное место в Tyrrell, которое ушло к Патрику Депайе? Или даже его личный спонсор - Marlboro помогли бы ему попасть в McLaren? Но он выбрал Lotus.

В то время это казалось отличным выбором - команда только что выиграла Кубок конструкторов, и вскоре дебютировала модель Type 76. Икс начал год отлично, одержав великолепную победу на стареньком шасси 72 под дождем в Брэндс-Хэтч, в Гонке чемпионов. А вот дальше… Type 76 стала провальной машиной. Старая-добрая 72-ая вернулась в дело совсем скоро. Ронни Петерсен одержал на ней еще 3 победы, но Жаки не смог. Лишь дважды Икс опередил напарника. Ожидаемо, что Ронни стал первым номером в команде, и это было вполне заслуженно. Для Жаки наступили сложные времена. 1975 год стал еще худшим. В середине сезона Жаки Икс покинул команду: "Когда ты не веришь в машину, сложно садиться за руль. 3 года назад она была хороша. Но не сейчас".

Место в конкуретоспособной команде в 1976 году могло бы прервать увядание карьеры. Но не сложилось. Жаки Икс выбрал невероятно проигрышную карту - команду Hesketh с шасси Wolf-Williams, спираль падения продолжала раскручиваться. Икс сражался в квалификациях не за поулы, а за возможность выйти на старт. И это получалось не всегда. В тот же год, в середине сезона, он сделал запись в дневнике: "Это последний год, когда я мог получить быструю машину и гоняться так же быстро, как раньше. Но я не смог. Дела все хуже и хуже".

Так Икс добрался до самого дна в Формуле 1, хотя был ощутимо быстрее звезды из McLaren Йохена Масса, когда они выступили в гонке спорткаров Porsche. Позже Жаки перешел в Ensign, время от времени в нем пробуждался дух (скорее - призрак) былых побед, особенно под дождем. И новая страшная авария - в Уоткинс-Гленне карьера чуть было не закончилась, да что там карьера - жизнь. Ему очень повезло, что ноги не стали ампутировать. По 5-6 переломов на каждом колене - дело нешуточное.

После выздоровления, время от времени он выходил на старт с командой Ensign - сезоны 1977-78, но начальство видело, что ему не хватает скорости, что он не готов к борьбе за места в середине пелетона. Карьера Жаки Икса в Формуле 1 подошла к концу. Но авария Депайе и серьезные травмы этого гонщика Иксу еще один год. Он перешел в Ligier.

Но время было выбрано неправильно. Участие всего в 5 Гран-при за последние 2 года - плохая подготовка перед переходом в машину нового дизайна. Даже хуже - с его приходом команда растеряла мощь. Героические гонки Жака Лаффита остались незамеченными. Борьба за титул была проиграна. И в Икса перестали верить, перестали давать поддержку, в которой он всегда нуждался. Гран-при Уоткинс-Глена в США стал последним для него - через 13 лет после дебюта.

Иксу было лишь 34 года - моложе, чем Михаэль Шумахер в разгаре карьеры. Но, за исключением Марио Андретти, никто из блиставших в 60-е не был конкурентоспособен. Жаки был далеко не единственным ветераном, потерявшимся с приходом эры граунд-эффекта: в том же сезоне ушли из гонок и Лауда, и Джеймс Хант. Годом спустя к ним присоединились Джоди Шектер и Эмерсон Фиттипальди. "Я понял, что стал недостаточно быстрым для Формулы 1. У меня не осталось ни достаточной страсти, ни достаточной мотивации. Хорошо, что я осознал это вовремя", - объясняет Икс. "Карьера в Ligier была интересной, пусть даже и не успешной. Это попросту было здорово, потому что я еще хотел гоняться. А когда я старался быть не последним в каждой гонке, и внушал себе, что у меня просто неправильная машина… я остановился. Время не ушло - пришло время перевернуть эту страницу".

В карьере Жаки Икса есть множество "если", полным-полно упущенных возможностей. Но ушел он точно вовремя…
"Зачем сожалеть? Это бессмысленно. Я долгое время гонялся на высшем уровне. Я вспоминаю друзей, которых потерял в гонках - многие были гораздо лучше, чем я, без сомнения. Им не повезло. Я прожил отличную жизнь, незабываемые моменты - иногда ужасные, но чаще прекрасные. Поэтому я не задаю себе вопрос и не отвечаю на него - что значит для меня не быть чемпионом мира. Я не обращаю на это внимания".

Жаки Икс - победитель:

  • 6 раз в "24 часа Ле-Мана"
  • 24 часа Спа-Франкоршам (1966)
  • 1000 км Спа (1967, 1968, 1974, 1982 и 1983)
  • Кубок Спа (1969 и 1973)
  • 1000 км Монлери (1967)
  • 6 часов Уоткинс-Глена (1968, 1972 и 1977)
  • 12 часов Себринга (1969 и 1972)
  • 1000 км Монцы (1972, 1973 и 1976)
  • 1000 км Австрии (1972)
  • 1000 км Нюрбургринга (1973 и 1983)
  • 1,000 km of Imola (1976)
  • 6 часов Муджелло (1976 и 1985)
  • 6 часов Валлелунги (1976)
  • 6 часов Сильверстоуна (1977 и 1978)
  • 6 часов Дайтоны (1972)
  • 9 часов Кьялами (1967, 1968, 1970 и 1982)
  • 500 миль Брэндс-Хэтч (1968)
  • 1000 км Брэндс-Хэтч (1972, 1977 и 1982)
  • Гонка чемпионов, Брэндс-Хэтч (1974).
  • Чемпион серии Can Am (1979).

В 80'х годах Жаки Икс успешно участвовал в ралли-рейдах в Африке, а в 1983 году одержал победу в ралли-марафоне Париж-Дакар. 12 раз Жаки Икс становился победителем бельгийского звания "чемпион Бельгии по автоспорту". В 1968 году он стал лучшим спортсменом Бельгии.

Райнмейстер - мастер дождя. ГП Германии, 1968

Известные прозвища Жаки Икса:

- Мистер Ле-Ман (за 6 побед в легендарной гонке).
- Детское лицо (моя жена тоже говорит, что фото его молодости именно таковы)
- Рингмейстер ("мастер кольца" по аналогии с гроссмейстером, из-за побед на Нюрбургринге)
- Рэйнмастер (Rainmaster) - чаще всего был непобедим под дождем
- Бог на колесах
- Питер Пен в гонках
- Король спорткаров (а вы гляньте послужной список чуть выше!)

На трассе Зольдер есть шикана Жаки Икса http://www.jacky-ickx-fan.net/img/news/zolder.jpg. Еще одна шикана - в итальянском Вайрано, где Жаки как-то раз сошел с дистанции, прочно увязнув в песке.

Вряд ли можно назвать Жаки Икса великим гонщиком Формулы 1. Но великим автогонщиком, не называя конкретной дисциплины, он точно является. Первый чемпион Ф2 стал одним из лучших в истории нашего чемпионата.

Райнмейстер - мастер дождя. ГП Германии, 1968