6 декабря 2010 (01:21) / просмотров: 394

Чемпионы Формулы 2: Жан-Пьер Жарье, 1973

Жан-Пьер Жарье

Жан-Пьер Жарье, чемпион Формулы 2 1973 года, родился во Франции 10 июля 1946 года.

Жан Пьер Жарье выходил на старт 136 Гран-при за 8 разных команд. Он был на волосок от смерти - но не в гонках, а в 1994 году, когда выжил после крушения вертолета. Однажды он был дублером-каскадером для Роберта де Ниро. А теперь Жан-Пьер Жарье заменил романтику гоночных трасс на оливковую ферму на юго-западе Франции.

Несмотря на то, что он много раз чуть было не побеждал в Формуле 1, в свои 64 года он совсем не сожалеет об упущенных возможностях. Его оливковая плантация достаточно велика для того, чтобы его можно было назвать успешным бизнесменом-фермером. А еще его небольшая фирма занимается выпуском брендовой одежды под его именем. Жан-Пьер Жарье частенько сидит в Фейсбуке, а часы марки Jean Pierre Jarier - не последнее название в мире эксклюзивных хронометров.

Сын владельца небольшой гостиницы в пригороде Парижа, Жарье начал гоночную карьеру на небольших мотоциклах. Вскоре он понял, что 4 колеса лучше, чем 2, и убедил отца купить ему гоночную машину Renault Gordini.

Восхождение по лестнице автоспорта было стремительным. Начав гоняться в Формуле Renault, он быстро стал протеже нефтяной компании Shell, которая оплатила его переход во французскую Формулу 3 в 1970 году. Третье место в этом сильном чемпионате оказалось достаточным для перехода в Формулу 2 уже через год. Спонсоры из Shell были полностью уверены в потенциале молодого гонщика, и в том же 1971 году приобрели для него место в команде March F1, в которой он и дебютировал в Гран-при. Проблема с тормозной системой в гонке не позволила ему дебютировать успешно (хотя ехал он очень даже неплохо до самого схода), но, по счастью, его выступление не осталось полностью незамеченным.

Команда March была впечатлена и дебютной гонкой, и тем, что этот молодой парень имел богатейшего спонсора. В следующем году он снова выступал в Формуле 2, но начало сезона было далеко от успешного. Конкуренция в Европейской Ф2 была в те годы очень серьезной, и его команда уволила молодого Жарье. Казалось, что этот момент может стать началом конца, но команда March, не в последнюю очередь благодаря Shell, предоставила ему место боевого пилота в сезоне 1973 года сразу в обоих Формулах. Кампания против "серьезных ребят" в Формуле 1 не задалась - техника была очень ненадежной, да и сам гонщик ехал с ошибками. За весь сезон он смог финишировать лишь на Гран-при США (а выходил на старт 10 гонок), да и то одиннадцатым.

Но в Формуле 2 картина была совсем другой. Шасси March, оборудованное прогрессивным двигателем BMW, показало талант Жана-Пьера, да как! Выиграв 2 первые гонки чемпионата Европы Ф2, в следующих двух заездах он попадал в аварии, разбивал машины, но выходил сухим из воды. А затем одержал несколько побед кряду, что обеспечило ему титул. На его счету в сезоне Формулы 2 1973 года 7 побед, 8 подиумов, 78 очков (второй результат в истории "классической Ф2", и отрыв в 37 очков от вице-чемпиона (а это - абсолютный рекорд Формулы 2, не считая наших современников Соучека и Стоунмена, только системы начисления очков очень разные). Такой красивой статистикой в Формуле 2 не может похвастаться почти никто. Да и 7 побед за один сезон - выдающееся достижение, считая и Формулу 3000, и современную Формулу 2 - этот же результат был у Бруно Джакомелли в 1978 году, а Энди Соучек, который подмял под себя весь чемпионат в 2009-м одержал столько же.

В 1974 молодого чемпиона пригласил в Формулу 1 Дон Николь, владелец обеспеченной команды UOP Shadow. Партнером по команде для Жана-Пьера стал американец Питер Ревсон. Начало сезона пошло не слишком успешно. На первой гонке в Аргентине напарники столкнулись между собой. В Бразилии Жарье сошел с дистанции. Следующий Гран-при, в южноафриканском Кьялами, обернулся трагедией. Харизматичный красавец, талантливый и быстрый Питер Ревсон, баловень судьбы и наследник косметической империи Revlon, попал в аварию из-за сломанной подвески и погиб.

Жарье смог стать первым номером команды, принеся подиум в Монако (3 место) и 5 в Швеции. Следующие 2 года Жан-Пьер Жарье также провел в Shadow, начав сезон 1975 года с двух многообещающих поулов на южноамериканских этапах чемпионата. В Аргентине француз не смог стартовать в гонке из-за поломки мелкой детали во время прогревочного круга, а в Бразилии уверенно лидировал в гонке до отказа регулятора подачи топлива. Казалось, что в Формуле 1 появилась новая топ-команда, но нет - за исключением 4 места на Гран-при Испании, коллектив Shadow так и не смог снова подняться на высокие места. Итог 1974 года - лишь 6 очков в конце чемпионата и 14 место. И следующий, 1975 год не принес никаких улучшений, даже наоборот - 1,5 очка и 18 место в чемпионате. 1976 год стал полностью провальным - ни одного очка. К чести Жана-Пьера стоит отметить, что команда была довольно слабой.

В 1977 Жан-Пьер Жарье перешел в новую команду ATS, где руководил магнат немецкого авторынка Гюнтер Шмидт. Жарье описывает его, как "человека, больного на всю голову, который постоянно менял собственные решения". Неудивительно, что год стал неудачным, хотя 1 очко все же было заработано. "Прыгун", как называли Жарье коллеги, в этом году попробовал себя также к гонках спорткаров, где одержал 2 победы, выступая за Alfa Romeo вместе с Артуро Мерцарио, а также финишировал вторым в Ле-Мане на пару с Верном Шуппаном за рулем Gulf Mirage. Несмотря на сложности в команде, Жарье остался в ATS еще на год. К сожалению, ничего нового в этом сезоне не пришло. В эти же годы Жан-Пьер попробовал себя еще в 3 командах без особого успеха и продолжительности, за исключением 2 финальных Гран-при 1978 года.

Колин Чепмэн потерял в гонке друга и великолепного пилота - Ронни Петерсона, погибшего в Монце. Руководитель команды Lotus пригласил на замену в двух оставшихся гонках сезона Жана-Пьера Жарье - казалось, карьера француза получила второе дыхание. Возвращение за руль конкурентоспособной машины было сенсационным. В Уоткинс-Глене Жан-Пьер установил лучший круг и ехал на третьем месте, но за 4 круга до финиша его Lotus 79 остановился на трассе - не хватило топлива. В Канаде Жарье стартовал с поула, третьего в своей карьере. Он лидировал в гонке с приличным отрывом, но утечка масла вынудила гонщика сойти с дистанции.

Жан-Пьер Жарье

Жан-Пьер Жарье

Пожалуй, самый большой шанс выиграть Гран-при Формулы 1 у Жана-Пьера был за рулем Lotus в 1978 году.

Однако на сезон 1979 года Чепмэн неожиданно пригласил Марио Андретти и Карлоса Рейтеманна. Жарье, чьи акции на пилотском рынке взлетели вверх, продолжил карьеру в Tyrrell. Lotus стали чемпионами, Марио Андретти - суперзвездой, а Жарье следующие два года стабильно зарабатывал очки, и даже несколько подиумов в 1979 году. Но после этого его карьера стала угасать. Перейдя в Ligier в 1981 и 1983 году, а в 1982 - в Osella, Жан-Пьер Жарье больше не получил шанса стать топ-пилотом. Последний Гран-при Формулы 1 Жана-Пьера прошел в 1983 году в Кьялами. И репутация француза к тому времени была довольно подмоченной - у них с Джеймсом Хантом произошел долгосрочный конфликт, чемпион назвал Жарье "блокировщиком", подразумевая, что тот несколько раз сознательно вмешивался в ход борьбы за победу, будучи круговым.

В 1984 году места для чемпиона Формулы 2 сезона 1973 года не нашлось, и он закончил карьеру в гонках Гран-при. Но Жарье не повесил свой зеленый шлем на гвоздь - еще 20 лет он выступал в различных чемпионатах - французском Супетуризме, BRP Global GT, французском GT. Также ему покорилась победа в "24 часах Спа" в 1993 году, а на старт Ле-Мана Жан-Пьер Жарье выходил до 1999 года.

Карьеру Жана-Пьера сложно назвать выдающейся. Но 11 лет он был частью Формулы 1, притом работал очень сильным середняком. Что могло бы случится, подпиши его Колин Чэпмен в 1979 году на участие в чемпионате за Lotus? "Иногда я размышляю об этом", - говорит Жан-Пьер. "Но я могу назвать себя счастливым человеком. Мне не стыдно за прожитые годы, я наслаждаюсь жизнью, а это главное".

Сейчас Прыгун Жан-Пьер Жарье, чемпион Формулы 2, заметно пополнел, но он все еще любит автоспорт, а его оливки знамениты своим высоким качеством. Звёзд с небосклона Формулы 1 он, может, и не хватал, но гонщиком был хорошим.