26 апреля 2014 (00:46) / просмотров: 4875

Что, сколько и как пьют гонщики Формулы 1. И куда они писают

Феттель 2010

Большинство этапов Формулы 1 проходят в жарких странах. Даже в дождливую погоду пилотам в узком кокпите и плотном комбинезоне становится невероятно жарко. За один Гран-при гонщик теряет не менее 2-3 килограммов веса. А некоторые гонки не просто некомфортны, но ещё и опасны тем, что могут вызвать обезвоживание организма со всеми сопутствующими последствиями. Скажем, Гран-при Малайзии традиционно проходит в крайне душных условиях.

В сезоне 2014 года чемпионата Формула 1 крайне важен каждый килограмм, перевозимый болидом. Доходит до того, что гонщики вынуждены не просто придерживаться строжайшей диеты, но ещё и сознательно голодать, дабы похудеть ещё на пару кило. Больше других страдают наиболее рослые (а значит - тяжёлые) пилоты. Скажем, Адриан Сутил был вынужден отказаться от наличия питьевой воды во время гонки Гран-при Бахрейна - всё это в угоду скорости. Неудивительно, что гонщик едва смог вылезти из кокпита самостоятельно.

Как гонщики Формулы 1 пьют во время Гран-при

В высокотехнологичном мире Формулы 1, где на прибавку одной десятой секунды на круге тратятся миллионы долларов, способы борьбы с обезвоживанием достаточно просты. Каждый болид оснащается системой подачи питьевой жидкости - не более сложная штука, чем омыватель, встроенный в обычный дорожный автомобиль.

Обезвоживание организма гонщиков наиболее вероятно в жаркой Малайзии. Температура внутри кокпита легко достигает 50 градусов. А если вспомнить о том, что на тело пилота натянуто несколько слоёв огнеупорного комбинезона, то можно лишь представить себе, сколько пота прольётся с каждого из участников Гран-при. Иногда случается, что факторы дегидратации и перегрева организма напрямую сказываются на скорости некоторых участников заезда. Ходят слухи, что эти проблемы иногда приводят даже к сознательному сходу пилота.

система подачи воды в болидах Ф1

Поддерживать уровень жидкости в организме во время гонки пилотам Формулы 1 помогает система подачи воды. Выглядит эта система просто: ничего, кроме гибкой ёмкости с жидкостью, прикрепленной к боковине кокпита. Чтобы не заставлять гонщика высасывать жидкость из ёмкости, вода подаётся при помощи насоса. Интересно, что в мотоциклетных соревнованиях используется более мощный насос, специально разработанный для двухколёсных машин. Дело в том, что мотоцикл толком не способен предложить дополнительного пространства для размещения ёмкости с жидкостью для питья гонщиков. Вот инженерам и приходится "колдовать" над более мощными средствами подачи воды по трубочкам.

В системе подачи питьевой воды в Формуле 1 нет ничего аэрокосмического, типа титаново-карбоновых сплавов. Команды используют самый обыкновенный насос из системы омывания стекла "гражданских" автомобилей. Этот насос размещается в шлеме гонщика. Насос связан с ёмкостью для воды длинной трубкой. Каждый раз, когда пилот хочет сделать пару глотков, он нажимает на руле специальную кнопку с надписью "drink” ("пить"). В этот момент на насос подаётся питание, а помпа выбрызгивает в рот пилоту небольшое количество жидкости. Как правило, пилоты Формулы 1 пьют, когда проезжают наиболее длинные прямые участки трассы.

Хотя ещё до начала гонки пилоты буквально заполнены специальным напитком, предотвращающим обезвоживание, во время заезда они выпивают от одного до полутора литров этой же жидкости. Большее количество не требуется, ведь жидкость необходима лишь для замещения испаряющейся вместе с потом воды. Процедура гидратации начинается ещё до начала гоночного уик-энда. Контролируют этот процесс физиотерапевты пилотов.

Что пьют пилоты Формулы 1 во время гонки

Конкретный состав напитка, предотвращающего обезвоживание во время гонки, варьируется от пилота к пилоту (а скорее - от физиотерапевта к физиотерапевту). Как правило, это высококонцентрированный напиток, а не просто прохладная вода. Обычно в воде растворяется глюкозосодержащий препарат с витаминами и минералами для поддержки иммунной системы и стабилизации кровяного давления. Нечто весьма похожее на минералку. Обыкновенная вода - далеко не лучший выбор, так как она не обладает столь же высокой эффективностью в деле замещения жидкости в организме.

Несмотря на то, что гонщику желательно охлаждать своё тело, для напитка не предусмотрена система охлаждения. Вскоре после старта жидкость необратимо прогревается, а температура состава сравнима с обычным тёплым чаем.

Пьют ли гонщики энергетические напитки?

Две команды Формулы 1 - RedBullи ToroRosso принадлежат одноимённому австрийскому концерну-производителю энергетиков. Не менее 5 других производителей так или иначе спонсируют другие гоночные коллективы. Перед стартом гонки часто видно, как прогуливающиеся по паддоку пилоты пьют из фирменных банок RedBull. Однако могут ли гонщики пить энергетические напитки, или это лишь рекламный трюк?

Прямого запрета на употребление гонщиками энергетических напитков нет, да и не может быть. Тем не менее, состав энергетиков - таурин, кофеин, и другие вещества не очень подходят для того, чтобы сдерживать обезвоживание в организме. Физиотерапевты Формулы 1 считают, что энергетические напитки лишь немногим лучше, чем обыкновенная вода, когда дело касается выпаривания жидкости из организма. Гораздо лучше подготовить специальный напиток с нужными микроэлементами - это будет попросту эффективнее как воды, так и газировок Ред Булл.

Марк Уэббер, экс-пилот RedBullRacing: "Те баночки, из которых мы пьём перед гонкой - это не энергетик Ред Булл. Это лишь банка с логотипом компании. Внутри неё другая жидкость, со сладковатым вкусом. Очень похоже на минеральную воду, только с глюкозой и с чем-то ещё. Пить энергетики нам никто не запрещает".

Ходят слухи, что энергетические напитки отрицательно сказываются на концентрации пилотов Формулы 1, наподобие алкоголя или других стимуляторов. Так ли это на самом деле?

Нико Хюлкенберг, гонщик ForceIndia: "Нет, энергетик пьётся, как обычная вода. Дело в том, что он способен дать лишь небольшой заряд бодрости, если сравнивать эффект с адреналином во время гонки. Энергетики помогут взбодриться после длительного перелёта или бессонной ночи на спонсорском ужине. Но гораздо лучше и полезнее несколько раз отжаться или подтянуться на турнике. Энергетические напитки для нас не вредны, просто физиотерапевт вместе  с диетологом команды рекомендуют специальные жидкости для поддержания баланса в организме".

Как писают пилоты во время гонки?

Разумеется, что вошло в организм, то должно выйти из него. Во время гонки большая часть жидкости испаряется из организма вместе с потом. Как правило, гонщики "отливают лишнее" за несколько минут до начала соревнования. Однако некоторые пилоты Формулы 1 предпочитают сесть в болид задолго до старта. Известно также, что иногда гонщикам приходится писать буквально во время гонки - такое случается довольно часто.

Подозрительные лужицы на полу болида часто вызывают подозрения у неопытных механиков, которые беспокоятся, что одна из многочисленных систем гоночной машины дала течь. В паддоках многих гоночных серий распространена шутка, когда более старшие механики подшучивают над своими "зелёными" коллегами, отправляя их на поиски протечки.

Когда в следующий раз вы будете лежать на диване или сидеть в прохладном баре, наблюдая по телевизору за гонкой Формулы 1 и попивая ледяное пиво, вспомните о том, как сложно в этот момент гонщикам. Они вынуждены пить невкусную и тёплую жидкость, не отрываясь от трассы ни на мгновение. Да и не просто пить, а глотать впрыски этой воды едва ли не на каждом круге.

Статья подготовлена редакцией сайта о гоночном чемпионате на электрических болидах - electroformula.ru