2 ноября 2010 (17:18) / Изменено: 9 декабря 2011 / просмотров: 680

Чемпионат A1 Grand Prix

A1 Grand Prix

Автогоночный чемпионат A1 Grand Prix, более известный, как A1GP, это гоночная категория одинаковых формульных болидов с открытыми колесами. Уникальным этот чемпионат являлся потому что его участники представляли свою страну, а не самих себя или команду. Организаторы чемпионата позиционировали его, как Автоспортивный Кубок мира. Серия была одобрена Международной Автомобильной Федерацией ФИА, однако напрямую не регулировалась ею. Традиционно гонки проходили в межсезонье - осенью, зимой и весной. Концепт A1GP, базировавшийся на соревновании стран, был предложен дубайским шейхом Махтумом Хашером Аль-Махтумом в 2003 году. После успешного дебютного сезона, 29 сентября 2006 года шейх Аль-Махтум объявил о намерении продать свою должность председателя и директора чемпионата. Это преобразование в организации A1 Гран-при было завершено к концу года. Новым директором стал Тони Тейхейра, и занимал этот пост до ликвидации чемпионата в конце 2009 года.

История A1GP

Начало чемпионат берет в 2003 году, когда арабский шейх Аль-Махтум, большой любитель автоспорта, объявил об идее международного чемпионата наций. В том же году серия получила поддержку ФИА. Главными действующими лицами стали исполнительный директор Брайан Менелл, финансовым и маркетинговым директором - Тони Тейхейра. Было доступно 30 мест для участия, из которых 23 были зарезервированы за определенными странами, а 7 были выставлены на торги для стран, желающих принять участие в чемпионате.

Гоночный уик-энд

Уик-энд Гран-при Наций, по-другому - A1GP, проходил в течение трех дней, с пятницы по воскресенье. Командам предоставляли 5 комплектов шин-сликов для сухой погоды и 2 - для влажных условий. Однако в случае экстремальной погоды командам могло быть предоставлено больше дождевой резины взамен сликов. Начинался уик-энд с двух пятичных сессий свободных заездов по часу каждая. В субботу проходила еще одна практика, а после обеда - квалификация периодом в 55 минут. В воскресенье проходили две гонки. Три свободных заезда предназначались для ознакомления с трассами и настройки болидов. В трех сессиях могли принять участие трое разных пилотов. До квалификации допускался лишь один из них.

Квалификация

Квалификация в чемпионате A1 Гран-при проходила по очень интересному и необычному формату. Она начиналась в 14:00 по местному времени в субботу, на ней определялись стартовые места для обеих гонок - спринта и главной. Период квалификации разбивали на 4 10-минутные сессии. Каждая машина могла проехать 3 круга за сессию, включая круг выезда из пит-лейн и заезда на него, что подразумевает всего одну попытку прохождения быстрого круга. Между сессиями объявлялся 5-минутный перерыв. Стартовая решетка первой гонки, спринта, основывалась на результатах квалификации, учитывались результаты первой или второй сессий. Стартовый порядок основной гонки распределялся по результатам двух других квалификационных заездов.

Гонка-спринт

В спринте гонщики стартовали в порядке лучших времен круга на первых двух сессиях квалификации. Гонка проходила по воскресеньям, около полудня. Старт объявлялся с ходу, т.е. машины выстраивались на трассе за сейфти-каром, и принимали старт во время движения. Максимальная продолжительность спринта - 24 минуты плюс еще один, дополнительный круг. Между 4 и 8 кругами каждая команда была обязана совершить один пит-стоп. Пилотам разрешалось использование кратковременного форсажа двигателей, который в 2009 году мы увидели в Формуле 2, однако это было разрешено только во время спринта.

Основная гонка

В основной гонка пилоты стартовали в порядке, который определялся по результатам лучшего круга в двух заключительных сессиях субботней квалификации, эта гонка начиналась после обеда. Старт болиды принимали с места, дистанция такой гонки была равна 180 км, но гонка не могла продолжаться более 69 минут и еще одного круга. Команды должны были совершить 2 обязательных пит-стопа: первый между 8 и 16 кругами, а второй во время "окна пит-стопов", которое не объявлялось до окончания первого окна. Пилотам разрешалось 8 раз использовать кратковременный форсаж (овербуст) мотора.

Пит-стопы

Каждая команда должна совершить 3 обязательных пит-стопа во время гонок. Два из них в основной гонке, один - в спринте. Во время пит стопов механики должны поменять все 4 колеса. Команда механиков может состоять из 8 человек, однако только 4 из них позволено касаться болида. Дозаправки запрещены правилами.
В конце третьего сезона A1GP опубликовала неофициальные результаты работы разных команд в боксах. Лучшей командой был признан австралийский коллектив A1, хотя они ни разу не выиграли гонку.

Система начисления очков

В отличии от большинства других гоночных чемпионатов, кроме, пожалуй, Формулы Суперлига, пилотам не начисляются очки. Вместо этого поощряются команды-страны. Это значит, что команды могли менять пилотов от гонки к гонке, что довольно удобно, ведь многие из пилотов-участников чемпионата A1GP также участвовали и в других гоночных сериях, а их команды в это время могли продолжать борьбу за титул.
Очки за основную гонку начислялись за первые 10 мест по системе 15-12-10-8-6-5-4-3-2-1. В спринте награждались также 10 первых пилотов, однако по другой системе, менее ценной: 10 -8-6-5-4-3-2-1. Вдобавок к этому одно очко присуждалось команде, установившей лучшее время прохождения круга в спринте или в основной гонке. Также победители получали денежные призы.

Шасси и моторы

Формат чемпионата A1GP таков, что организаторы предоставляют одинаковые болиды формульного типа для каждой команды. Каждый болид механически идентичен остальным. Шасси построены с учетом серьезного ограничения по мощности и затратам на его производство. Основная цель таких ограничений - не позволить командам получить преимущество за счет лучшего оборудования. Это правило позволяет наблюдать за работой пилота и его механиков, а не за "гонкой вооружений". С момента образования серии до ее "заката" в 2009 году поставщиком шасси была команда Ferrari.
Шасси представляет собой монокок из углеволокна в алюминиевом корпусе. Шасси основано на болиде Формулы 1 Ferrari F2004. Шины - слики от компании Michelin. Объем двигателя - 4,5 литра, производства Ferrari/Maserati, типа V8. Он способен развить до 600 л.с. при использовании форсажа для дополнительных возможностей обгона в ходе гонки.

Закат чемпионата A1GP

Председатель организаторов чемпионата Тони Тейхейра объявил о том, что конструктор и производитель болидов Ferrari будет поставлять технику до 2014 года. Также ожидалось, что Феррари обновит конструкцию автомобиля. Несмотря на заверения о сотрудничестве между итальянской фирмой и чемпионатом A1GP, Феррари отказались дорабатывать машину до уплаты долга в размере 2 млн. долларов.

Организаторы чемпионата, холдинг A1 Grand Prix Operations Ltd., начал процедуру самоликвидации после различных финансовых неурядиц, в том числе и с Феррари. Окончательной причиной распада холдинга стало прекращение финансирования ежедневных операций серии, в итоге организаторы не смогли уплатить по счетам своих поставщиков.

Затем начались сомнения в том, что пятый сезон чемпионата будет продолжен. Однако председатель A1GP Тони Тейхейра объявил о том, что серия обеспечила себе долгосрочное будущее после финансовой реструктуризации.

Однако чемпионат A1GP не прошел, как было запланировано. Были отменены 3 гонки сезона. До начала 2010 года не утихали споры о владении болидами серии, пока наконец Верховный суд Лондона не объявил о том, что администратор чемпионата Тим Брэмстон выиграл дело. Тем не менее, наиболее вероятно, что чемпионат прекратил свое существование.