23 ноября 2010 (21:15) / просмотров: 477

Джонатан Палмер вспоминает Формулу Палмер Ауди (FPA)

FPA

Джонатан Палмер, отец-основатель чемпионата Формула Палмер Ауди, объявил о закрытии этого проекта. Теперь этой молодежной серии больше не существует. 13 лет молодые ребята имели возможность выступать в автогонках за совсем небольшие деньги. На официальном сайте чемпионата Джонатан рассказал о создании этой серии, о ее концептуальности, и о том, что ФПА дала автоспорту. Очень проникновенная статья, читайте ниже.

Идея

В середине 90-х множество молодых гонщиков, отчаянно пытавшихся попасть в Формулу 1, столкнулись с фактом, что для продолжения хоть какой-нибудь автогоночной карьеры нужна очень серьезная финансовая поддержка, которая для подавляющего большинства была недостижимой. В те годы типичная формульная карьера выглядела так - Формула Форд, где сезон стоил около 90 тыс. фунтов стерлингов, затем Формула Рено Спорт (стоимость одного года - около 170 тыс. фунтов стерлингов) и затем Формула 3 - 350 тыс. фунтов за сезон. А дальше уж как повезет - может, и заметят команды Ф1 или Ф3000. Все эти серии были отличными, профессиональными школами для гонщиков, однако участие в таких чемпионатах могли позволить себе только пилоты, имевшие персональную спонсорскую поддержку или состоятельных родителей с серьезными связями.

Я чувствовал, что необходима альтернатива этой схеме. Молодежи очень нужна серия, которая могла обеспечить такое же качество и конкуренцию за приемлемые деньги. Такой чемпионат, где небогатые, но талантливые пилоты могли бы научиться гоночному мастерству, и затем переходить на более высокий уровень автоспорта.

Ключом к поиску возможных решений по уменьшению стоимости участия стало использование стандартных, абсолютно одинаковых машин в чемпионате, притом обслуживание, настройку и ремонт болидов должна была осуществлять всего одна команда, в отличие от множества гоночных коллективов в других чемпионатах. Каждый болид должен был обслуживаться одинаково. С этой идеей и целями я основал чемпионат Формула Палмер Ауди (FPA).

Концепция машины

При выборе шасси я остановился на продукции фирмы Van Diemen. Ральф Фёрман (владелец и основатель компании RFR - производителя шасси Van Diemen и отец Ральфа Фёрмана-младшего, гощика Jordan GP) невероятно помог мне в карьере в Формуле Форд. Он вместе со мной загорелся идеей создания такого чемпионата, и очень помог в этом начинании. Наша концепция машины была довольно простой - мы хотели создать красивый болид в стиле Формулы 1, недорогой в обслуживании и производстве. Дизайнер Дэйв Болдуин проделал фантастическую работу, особенно в условиях катастрофической нехватки времени. Проект стартовал лишь в октябре 1997 года, а 24 машины вышли на старт первого этапа в Оултоне уже 9 мая 1998 года. Конечно, нам пришлось сложно, но мы достигли своих целей, работая день и ночь.

Мы очень долго и с осторожностью выбирали мотор. Нам хотелось оборудовать машины 250-л.с. двигателем, который был бы надежным, стабильным, и, разумеется, недорогим. Моторы в Формуле 3 стоили около 50-100 тыс. фунтов, и развивали 220 л.с. А наш бюджет позволял потратить лишь 10 тысяч - и это за большую мощность! Единственной возможностью для достижения цели было использование серийного двигателя, а для уменьшения веса было необходимо использовать маленький рабочий объем и турбонагнетатель. Мы остановились на 1,8-литровом 20-клапанном моторе Audi как на наиболее полно отвечающем нашим требованиям. Он доказал свою надежность и мощь за прошедшие годы, особенно после того, как побывал в тюнинговых мастерских компании Mountune.

С самого начала Формула Палмер Ауди позиционировалась, как недорогая альтернатива Ф3. Поэтому нужно было использовать шины такого же размера. Свой выбор мы остановили на компании Avon, которые смогли обеспечить нужную нам надежность при использовании жестких составов резины. На третий год существования ФПА, в 2000-м, размер шин еще более увеличился, и стал более близок к Формуле 3000 - для того, чтобы повысить надежность и производительность. В итоге машины FPA стали двигаться плавне, и не терять при этом в прижимной силе. Вклад компании Avon в наш чемпионат неоценим.

Смелые решения

Концепция чемпионата Формула Палмер Ауди была необычайно смелой. Мы привели в мир автоспорта множество интересных новинок и особенностей, большинство из которых прижились с тех пор в различных чемпионатах. Возможно, самым главным новшеством была концепция овербуста - кратковременного увеличения мощности двигателя для увеличения количества обгонов. Позже эта система заработала в Формуле 2, в некоторых чемпионатах Ф3, а также в заокеанских формульных чемпионатах. Даже в Ф1 система KERS основана на этом принципе, правда, за счет совершенно других технологий - но на то Формулу 1 и называют королевой автоспорта, верхом гоночной техники. Также мы стали первой категорией в автоспорте, где за 1 уик-энд проходило по 2 гонки. Первыми мы были и в инициативе реверсного старта для первой четверки субботней гонки (в GP2 сейчас реверсивно стартует топ-8 гонщиков субботы). Еще мы первыми стали присуждать бонусные очки для победителя квалификаций во избежание намеренного замедления. А еще в первый год на некоторых гонках мы использовали концепцию старта гонки во время движения, как в ИндиКар. Хотя эта практика не прижилась - стало ясно, что сложно обеспечить объективное судейство. Чуть позже мы стали первой британской гоночной серией, использовавший формат "3 гонки за 1 уик-энд". И все это мы делали при неизменно низкой стоимости участия.

Для того, чтобы сделать чемпионат FPA более доступным, было важно не только использовать недорогие элементы конструкции, но также привлекать спонсоров. Без преувеличения могу сказать, что FPA задал новые стандарты в работе со спонсорами - красивые, отлично выглядящие машины, большая площадь для размещения рекламы, сердечное гостеприимство, ТВ-освещение каждой гонки по всей Европе, собственный журнал-бюллетень и собственный веб-сайт еще в 1997 году.

Серьезное дело

Запуск FPA был очень серьезным делом, особенно потому, что ни кого из нас не было опыта управления целой гоночной серией. Мой бизнес был ограничен лишь проведением корпоративных вечеринок на автотреках. Это было совершенно новое дело. Управление проектом стало критично важным делом, которое все же принесло плоды. Нашей главной ошибкой было то, что менеджер проекта Жиль Баттерфилд стал частью нашей команды лишь в феврале 1998 года. Работа, на которую ему выделили 8 недель, в обычных условиях проходит все 8 месяцев! Да еще и с коммерческой точки зрения чемпионат FPA был одним огромным финансовым обязательством. Оглядываясь назад, я до сих пор не могу полностью поверить в то, что у нас все получилось! Мой корпоративный бизнес в то время был достаточно мал - с годовым оборотом около 3,5 млн. фунтов стерлингов, и при этом я полностью вложился в производство и приобретение 26 гоночных машин, 8 грузовиков, оборудования и инфраструктуры обслуживания и гостеприимства. И, разумеется, в команду из 50 человек.

Но уже первый год чемпионата - 1998, доказал, что идея Формулы Палмер Ауди была востребована среди молодых гонщиков. Стоимость участия была строго фиксирована - 85 тыс. фунтов за 20 гонок, а чемпиону предоставлялось оплаченное место в чемпионате Ф3000. В этом сезоне приняли участие 26 гонщиков. Борьба была очень плотной, и в конце Джастин Уилсон смог опередить Даррена Тёрнера. Последующий за этим событием успех обоих пилотов показал, что Формула Палмер Ауди справилась со своей задачей с самого начала, обеспечив лучших гонщиков возможностью проявить свой талант. После этого нас ждал только рост.

Гордость

Я горжусь тем, что оригинальный, первоначальный дизайн машины и эволюционное развитие болида инженерами MSV был конкурентоспособным и красивым столько лет, хотя каждую деталь в каждой машине меняли по нескольку раз. Даже сейчас, когда машины готовятся к демонтажу, они все еще выглядят здорово - это спустя 13 лет после их создания…
Да, повторюсь - Формула Палмер Ауди это моя большая гордость. Этот чемпионат дал возможность сотням гонщиков выступать в недорогой, честной и быстрой автоспортивной дисциплине. С коммерческой точки зрения она не приносила прибыли вообще, поверьте мне. Но механизм не сломался, и проработал в течение 13 лет со дня основания. Еще со всей ответственностью заявляю, что ни разу, ни при каких обстоятельствах ни одному гонщику нашего чемпионата не было предоставлено больше возможностей, чем любому другому - несмотря на редкую критику. Я задумал и основал Формулу Палмер Ауди, я дал этому чемпионату свое имя потому, что я влюблен в автоспорт и очень уважаю попытки молодых гонщиков и их семей попасть в высшие гоночный чемпионаты. Я сам проходил эту школу, и был в положении небогатого, но очень амбициозного гонщика, не лишенного таланта. Я прекрасно помню, что мог надеяться только на те деньги, которые мог найти сам. И еще я всегда знал, что только честный спорт может называться спортом.

Джастин Уилсон, который впоследствии стал чемпионом Формулы 3000, выступал в Формуле 1, а сейчас является топ-пилотом IRL, всегда был гордостью Формулы Палмер Ауди. Вместе с ним я горжусь и радуюсь успехам Энди Приоля, Робби Керра и Джорджо Пантано - они доказали, что ФПА достигла своей цели. И наоборот, очень значительный, хотя и жесткий факт - ни один из тех пилотов, кто не засиял в ФПА, не достиг в карьере ничего особенного! Формула Палмер Ауди действительно отражала реальный талант!

Управление Формулой Палмер Ауди всегда было для нас чем-то особенным, важным в жизни. Уникальный опыт введения в строй уникального чемпионата сильно помог мне и всей компании MSV возродить Формулу 2 в 2009 году, а теперь все наши усилия и опыт сосредоточены на том, чтобы вместе с ФИА возродить и репутацию этого великого чемпионата. Высочайшее качество выпускников этой международной серии уже привлекает боссов GP2, а в будущем мы станем кузницей кадров для Формулы 1, уверен в этом.

Благодарность

В развитие Формулы Палмер Ауди было вовлечено за эти годы множество людей. Некоторые из них, как Жиль Баттерфилд, Лиза Дэвис, Кевин Барретт, Клэр Форстер и Энди Уайлдмен участвовали в деле с самой первой гонки! Всем им: большое спасибо! Также я благодарен нашим дорогим партнерам, особенно Audi, Mountune, Avon, и, конечно команде Van Diemen и лично Ральфу Фёрману-старшему за отличную машину. И, наконец, самая главная часть любого бизнеса - это потребители. Спасибо всем нашим гонщикам, когда-либо выходившим на старт гонок чемпионата ФПА, их семьям, спонсорам и друзьям, которые выбрали Формулу Палмер Ауди для старта карьеры.

Джонатан Палмер.