25 ноября 2013 (01:18) / просмотров: 255
Гоночное многоборье. Пилоты из разных видов автоспорта
Недавно травмированный экс-пилот Формулы 1 Роберт Кубица завоевал титул в раллийном чемпионате WRC2. Мы решили взглянуть на других пилотов Гран-при, которые ярко сияли и за пределами гонок Ф1.
Сэр Стирлинг Мосс
Наверное, проще перечислить виды автоспорта, в которых Мосс не участвовал в своей карьере, чем те, где он выступал. Интересно, что Стирлингу Моссу посчастливилось выступать ярко в большинстве из них. Пусть ему так и не покорился титул чемпиона Формулы 1, но его талант никогда не вызывал сомнений, а 16 побед в 5 разных автомобилях лишь только в Ф1 говорят о том, что он всегда мог адаптироваться к любой технике с 4 колесами.
Вероятно, лучшим достижением в карьере Стирлинга Мосса можно считать победу в 1955 году в престижнейшей гонке Mille Miglia. Средняя скорость его болида составила 157,76 км/ч, а дистанция заезда была равна 1596 километрам по страшным итальянским дорогам. Также Стирлинг был культовым пилотом в гонках "Гранд Туризмо", но пробовал себя буквально во всём - от альпийского ралли за рулём Sunbeam-Talbot, до постановки рекорда скорости в Боневилле за рулём 1,500-литрового MG. Ужасная авария в Гудвуде в 1962 году положила конец карьере Мосса, но к этому моменту он завоевал интересный рекорд: Стирлинг Мосс победил в 40% из тех гонок, в которых он выступал (и это не считая его успешнейшую карьеру в соревнованиях по подъёму на холм за рулём отцовского BMW 328). Ненадолго Мосс возвращался в британский чемпионат туринговых автомобилей в 1980 году за рулём Audi, но сразу назвал это "большой ошибкой". Сэр Стирлинг Мосс - одна из живых легенд и настоящих джентльменов в истории автомобильных гонок.
Грэм Хилл
Уникальное достижение есть в карьере Грэма Хилла, отца чемпиона 1996 года Дэймона. Ему принадлежит "тройная корона автоспорта" - победы в 500 милях Индианаполиса, в Ле-Мане и чемпионский титул в Формуле 1. В списке гонщиков-"многоборцев" Грэм Хилл занимает далеко не последнее место. Его карьера продолжалась 18 лет, и включила в себя сразу 2 титула в Ф1 и победу в Ле-Мане в 1970 году, во время его десятого старта этого суточного марафона. Победа в Инди-500 пришла в 1966 году в дебютной гонке (лишь много лет спустя другим дебютантом-победителем станет чемпион Ф3000 Хуан-Пабло Монтойя). Кстати, в лидеры той гонки Хилл выбрался лишь за 10 кругов до финиша, когда отказал мотор у другого "новичка" - Джеки Стюарта. Во времена начала своей карьеры, Грэм Хилл принимал участие в британском чемпионате по турингу (где стал третьим в 1963 году, несмотря на то, что совмещал выступления там с борьбой за титул в Ф1).
Джим Кларк
Вероятно, Джим Кларк - один из величайших пилотов Формулы 1 в истории спорта. Кларк не тратил свой талант лишь на гонки Гран-при. Четыре раза он выходил на старт в Ле-Мане в различных классах, но имя себе он сделал в американских гонках и в Формуле 1. Вместе с Lotus Джим Кларк дважды стал чемпионом мира, став первым британцем, которому покорилась гонка 500 миль Индианаполиса (1965 год). Ради этой победы он даже пропустил Гран-при Монако. Также Джим Кларк выступал в чемпионате Великобритании по туринговым гонкам, и выиграл за рулём Lotus Cortina титул. За рулём этого же автомобиля Джим Кларк смог победить и в раллийной гонке 1966 года. В 1966-1968 годах Джим регулярно выходил на старт гонок Наскар.
Одним из чемпионатов, в которых участвовал Джим Кларк, была молодёжная Формула 2. В те года даже именитые пилоты не гнушались выходить на старт этого чемпионата. На гонке Ф2 в Хоккенхайме произошла авария, и Джим Кларк трагически погиб. Его смерть потрясла мир автоспорта и ещё раз напомнила, насколько опасны гонки, вне зависимости от категории или таланта гонщика.
Джон Сёртиз
Джон - единственный человек, который стал чемпионом мира и на двух колёсах, и на четырёх. Будучи сыном трёхкратного чемпиона Великобритании по мотоциклам с колясками, Джону было предназначено самой судьбой участвовать в гонках на мотоциклах. Первую гонку он выиграл в возрасте 17 лет, а к 26 годам уже завоевал семь титулов чемпиона мира вместе со знаменитой итальянской командой MV Agusta. В 1959 году, до взятия своего последнего мототитула, его универсальный талант дал ему возможность проехать несколько дней на тестах гоночных автомобилей. Так он принял участие в гонке Формулы 3 в Гудвуде, под началом Кена Тиррелла. Сёртиз произвёл впечатление на босса серьёзной команды, и полностью перешёл в автомобильный спорт. Всего во второй своей гонке Гран-при в 1963 году он завоевал подиум (Lotus), а первая победа пришла в 1963 году, когда Джона позвали в Ferrari.
Кстати, карьера Джона Сёртиза в автоспорте не замыкается лишь на Формуле 1. Ему покорился подиум и в 24 часах Ле-Мана в том же году. Проходя тесты в Канаде в чемпионате Can-Am в 1965 году, Джон получил серьёзные травмы, однако вернулся в автоспорт несколькими месяцами спустя. Он выиграл чемпионский титул в команде Ferrari, несмотря на скандал внутри итальянской конюшни и осложнившиеся отношения с руководством Скудерии. В 1967 году Джон принял участие в американском чемпионате USAC, но его сердце уже принадлежало Формуле 1. С 1970 года он стал руководителем собственной команды и конструктором болидов. Team Surtees даже завоевала чемпионский титул в Ф2, но серьёзных успехов в Гран-при у неё так и не было. Подробнее о восьмикратном чемпионе мира Джоне Сёртизе и его погибшем в Ф2 сыне Генри можно прочитать у нас на сайте.
Майк Хейлвуд
Майк Хейлвуд считается одной из величайших звёзд в мире мотоспорта. На его счету девять титулов чемпиона мира в классах 250, 350 и 500 кубических сантиметров. Все они были завоёваны всего лишь за 7 лет, между 1961 and 1967 годами, в 75 Гран-при. Также этот успех дополняет коллекция из 12 побед в легендарной мотогонке Isle of Man TT. В 1968 году его команда Honda решила уйти из мотогонок на пару лет с твёрдым намерением вернуться. Поэтому Хейлвуду было выплачено 50 тысяч фунтов стерлингов лишь за то, чтобы он не выступал ни за одну другую команду. Ни за одну - но лишь в мотогонках. Вместо того, чтобы наслаждаться отпуском, Майк Хейлвуд обратил внимание на автоспорт. Завоевав чемпионский титул в Формуле 2 в 1972 году, Майк перешёл в Ф1 в середине 1960х годов. Хотя он так и не повторил свой мотоуспех в автоспорте, его зауважали за скорость и прямой характер. Также Майк Хейлвуд засветился и в 24 часах Ле-Мана, где смог финишировать третьим в 1963 году за рулём Ford GT40 вместе с Дэвидом Хоббсом.
Майк Хейлвуд - один из самых примечательных чемпионов Формулы 2, поэтому мы не могли не написать о нём несколько статей. Предлагаем ознакомиться с его биографией подробнее.
Марио Андретти
Андретти сопутствовал успех по обе стороны океана. В карьере, которая растянулась на три десятилетия. После иммиграции в США из Италии в подростковом возрасте, Марио Андретти начал карьеру на грязных овалах и быстро продвинулся до уровня IndyCar. На дебютной гонке в Инди-500 в 1965 году он финишировал третьим, а уже в 1969 году выиграл знаменитую "Кирпичницу". К этому моменту за плечами Андретти уже были два старта в 24 часах Ле-Мана и одна победа в 12-часовой гонке в Себринге. В конце 60 - начале 70 Марио пересёк Атлантику в обратном направлении, и причалил в Формуле 1. Первая победа пришла в 1971 году, но лишь в 1978 году ему покорился титул чемпиона Ф1 в составе Lotus. Последние гонки Марио Андретти в Гран-при прошли в 1982 году, но и после этого он выступал в ЧампКаре до 1994 года. В Ле-Мане же его карьера продолжалась аж до 2000 года, а в 1995 он заработал там второе место.
Найджел Мэнселл
Ранняя карьера этого чемпиона мира была посвящена исключительно продвижению в ранге в Формуле 1, но после того, как он стал чемпионом 1992 года, Найджел стал пробовать себя и тут, и там. В 1993 году он переехал в Штаты, где с первой же попытки выиграл титул в ЧампКаре, а в Инди-500 сходу завоевал третье место. Повторить успех на американских овалах в 1994 году Найджелу не удалось, но вместо этого он вернулся в Ф1 на 4 гонки, одержав 31 и последнюю победу в конце сезона на ГП Австралии. Ожидалось, что на следующий сезон он вернётся в Гран-при полноценно, был даже подписан контракт с командой McLaren, однако большой Найдж серьёзно располнел за зиму и буквально не смог залезть в кокпит своего болида.
После двух неуспешных попыток в Имоле и Барселоне, Найджел Мэнселл навсегда покинул Формулу 1. Но, вместо того, чтобы полностью уйти из автоспорта, Мэнселл перешёл в британский туринговый чемпионат в 1998, году. Даже в середине 2000х Найдж гонялся и в гонках GT, и в Ле-Мане. В 2010 году была его последняя попытка покорить 24-часовой марафон. Вместе со своими сыновьями, Лео и Грегом, Найджел вышел на старт, но спустя лишь 17 минут попал в аварию из-за прокола колеса.
Дэн Гарни
Гоночную карьеру Дэн начал в США в простых гонках Triumph TR2. Автомобилестроительный прогресс шагал семимильно, машины становились всё более экзотичными, а Дэн - успешнее и успешнее. Так он получил приглашение выступить в Европе, в составе команды Ferrari в 1958 году. Так началась длинная и успешная карьера в Формуле 1. В 1960 году Дэн перешёл в BRM, а годом спустя - в Porsche. В это время Дэн Гарни продолжал метаться между двумя континентами, регулярно принимая участие в гонках NASCAR и Indy 500, что способствовало росту его популярности на родине. Также Дэн Гарни выходил на старт марафона "24 часа Ле-Мана" 10 раз подряд, с 1958 до 1967 года, и, наконец, одержал победу и там. В Формуле 1 Гарни побеждал 4 раза, а на родине его популярность выросла настолько, что журнал "Car and Driver" намеревался даже выдвинуть гонщика на должность президента США в 1964 году. К сожалению, идея не получила развития, так как к тому времени Дэн был слишком молод для участия в выборах.
Жаки Икс
Хотя этот гонщик никогда не был чемпионом Формулы 1, Икс, как принято считать, один из лучших вице-чемпионов всех времён. Во времена своей карьеры он дважды финишировал вторым по итогам года в Ф1, победил в 24 часах Ле-Мана 6 раз, выиграл титул в чемпионате CanAm, одержал победу в дебютной гонке Bathurst 1000, а ещё - знаменитый ралли-рейд Париж-Дакар. В Ф1 он восемь раз поднимался на высшую ступень подиума, а в 1970 году был в шаге от титула, уступив чемпиону Йохену Риндту 5 очков. Да и тяжёлым был бы тот титул - австрийский гонщик завоевал его посмертно, в первый и единственный раз в истории Ф1. Опередить его было бы как-то кощунственно, как говорил позже сам Жаки Икс. Шесть побед Жаки в Ле-Мане были собраны за три десятилетия: 1969, 1975, 1976, 1977, 1981 и 1982 годы. Последние четыре достижения были заработаны за рулём Porsche. А его победа в ралли-рейде Париж-Дакар пришла уже в команде Mercedes - Жаки научил побеждать знаменитый внедорожник G-Wagen в 1983 году. Жаки Икс остаётся легендарным автогонщиком, да и в Формуле 2 он отметился титулом - мы подробно рассказывали о его карьере в соответствующей статье.
Жак Вильнёв
Вильнёв был уже известным гонщиком, действующим чемпионом ЧампКара и победителем Инди-500, когда перешёл в Формулу 1 в 1996 году. На второй год своей карьеры в Больших призах, выступая за команду Williams, Жак Вильнёв добавил в копилку своих достижений и чемпионский титул. Жаль только, что это достижение так и осталось высшей точкой в его карьере. Постепенно, до самого 2006 года его результаты оставляли желать лучшего, пока он не покинул паддок Формулы 1, желая побеждать. Попробовав выступать в Наскаре, Вильнёв так и не смог больше победить. Впрочем, в 24 часах Ле-Мана он отметился в 2008 году, приехав на второе место. Дальше судьба заносила его в различные автогоночные серии среднего уровня престижности, включая европейскую серию Speedcar - аналог Наскара. Хотя более поздняя часть его карьеры не столь примечательна, уже в молодости он добился огромной славы и, пожалуй, опередил своего отца - легендарного Жиля Вильн