5 августа 2009 (20:04) / просмотров: 2560

История Формулы 2 – Погибшие пилоты - Джим Кларк

[singlepic id=666 w=250 float=left]Джим Кларк (4 марта 1936 – 7 апреля 1968) был британским пилотом (из Шотландии) Формулы 1 и Формулы 2.

Он был одним из самых известных и быстрых пилотов той эры, завоевав два титула Ф1 – в 1963 и 1965. За карьеру в королеве автоспорта он одержал победу в 25 гонках и 33 раза стартовал с поула – больше, чем кто-либо до него. Также он участвовал в престижнейшей гонке Индианаполис 500 пять раз, и в 1965 году выиграл там.

Журнал Таймс недавно назвала Джима Кларка одним из величайших пилотов Формулы 1.

Джеймс Кларк-младший родился в семье фермеров в Файф, став младшим и единственным сыном в семье из пяти детей.

Несмотря на то, что его родители были против этого, Кларк начал карьеру гонщика в местном дорожном ралли и соревнованиях по подъему на холм за рулем собственного автомобиля Sunbeam-Talbot, показав себя грозным соперником с самого начала. 16 июня 1956 года в своей первой гонке, за рулем DKW «Экстра класс» (sonderklasse) в Краймонде, Шотландия. К 1958 году Кларк заработал популярность, выступая за местную команду Border Reivers за рулем автомобилей Jaguar D-type и Порше в национальных гонках, выиграв 18 из них.

Затем, в Боксинге, в 1958 году Кларк познакомился с человеком, который сразу понял – перед ним будущая легенда. Управляя машиной Lotus Elite, он финишировал вторым в гонке, позади Колина Чепмена. Чепмен был так впечатлен, что дал возможность Кларку выступить в серии Formula Junior.

В начале карьеры в Формуле 1, Джим Кларк был участником одной из самых трагических аварий в истории автоспорта. 10 сентября 1961 года, выступая в Гран-при Италии в Монце, граф Вольфганг фор Трипс за рулем своей Ferrari столкнулся с Лотусом Джима Кларка. Машина Трипса взлетела в воздух и упала по другую сторону заградительных барьеров. Трипса выкинуло из машины, что привело к мгновенной смерти немецкого автогонщика, а болид упал в толпу, убив 15 зрителей.

Первый чемпионский титул Кларк заработал за рулем Lotus 25 в 1963 году, выиграв семь из десяти гонок, а команда Lotus впервые победила в Кубке конструкторов. Выступая на гонке Индианаполис 500 в первый раз в том же году, Кларк едва не выиграл, и только разлитое по трассе масло от машины Парнелли Джонса не позволило ему стать первым дебютантом-победителем. Тем не менее, он заработал звание Новичок года. В 1964 году Кларк сошел в дистанции за несколько кругов до финиша, лидируя при этом. Как и в 1962 году, протечка масла в двигателе украла у него титул, который достался Джону Сертизу. В Индианаполисе у него случился прокол шины, и снова сход. Однако уже в следующем году ему-таки покоряется корона Инди-500 за рулем Lotus 38. Для этой победы Кларк был вынужден пропустить престижнейший Гран-при Монако, однако дело того стоило – он стал первым победителем Старой Кирпичницы с мотором, расположенным снизу, а еще в том году ему снова покорился чемпионский титул в Ф1.

[singlepic id=667 w=300 float=right]В это же время Кларк участвовал в австралийском чемпионате Tasman series, гоняясь за рулем старых болидов Формулы 1 и стал чемпионом серии в 1965, 1967 и 1968 управляя все тем же Lotus. Джим установил рекорд той серии – четырнадцать побед за карьеру.

В 1966 году в Ф1 пришла новая эра. В силу вступили новые правила ФИА, и объем двигателя стал равен трем литрам. Команда Lotus стала менее конкурентоспособной. Стартуя за рулем болида Lotus 33, оснащенного 2-литровым двигателем Coventry-Climax, Кларк не заработал ни одного очка до Гран-при Великобритании, а на следующем этапе Чемпионата мира, в Голландии, финишировал третьим. Начиная с Гран-при Италии, команда стала использовать более совершенный мотор BRM H16, при помощи которого Джим Кларк выигрывает Гран-при Соединенных Штатов. Очередным достижением стал подиум (второе место) в Индианаполисе, позади Грэма Хилла.

В 1967 году Lotus и Кларк использовали полностью разные машины и двигатели. Lotus 43 слабо выступил в первой гонке сезона в Южной Африке, поэтому Джим пересел в более старый Lotus 33 на следующем этапе в Монако, сойдя с дистанции из-за проблем с подвеской. Затем Lotus начал принесшее большие плоды сотрудничество с компанией Ford-Cosworth. Их первая совместная машина – Lotus 49 использовала тот самый двигатель, который остается самым успешным мотором в истории Ф1 - Ford-Cosworth DFV. Первую победу этого мотора заработал именно Джим Кларк на Гран-при Голландии. А затем пришла победоносная серия в Великобритании, США и Мексике, продолжившаяся победой в Гран при Южной Африки в 1968 году.

[singlepic id=668 w=300 float=left]Пожалуй, самой лучшей гонкой Джима Кларка является Гран При Италии 1967 года, когда, стартовав с поула, Кларк лидировал за рулем Lotus 49. В этот момент прокололась одна из шин. Потеряв целый круг, пока механики меняли колесо, Джим вернулся в гонку на 16 месте. Однако тут началось форменное насилие над психикой коллег-пилотов. Кларк буквально отбирал позицию за позицией, раз за разом ставя рекорды круга и превысив собственное достижение в квалификации – 1:25.5 для того, чтобы отыграть потерянный круг. Это ему удалось, и на последем круге Кларк шел впереди Брэбэма и Сертиза. Однако его машина не была залита достаточным количеством топлива для такой погони. Болид заглох и накатом пересек финишную черту – третье место.

Другим достижением Кларка является лидирование в 190 из 200 кругов в Indianapolis 500. Когда Джим одержал там победу, он стал первым неамериканцем, выигравшем гонку за почти полувековую историю соревнования. При этом его средняя скорость превысила 240 км/ч.

Фатальная авария

7 апреля 1968 года жизнь Джима Кларка трагически оборвалась. В тот день изначально его поставили боевым пилотом в серии спорткаров BOAC в Брэндс-Хэтч, но вместо этого Кларк принял решение выступить в Кубке Германии, гонке чемпионата Формула 2 за команду Lotus на Хоккенхаймринге. Это решение было продиктовано прежде всего его обязательствами по контракту с Firestone. На пятом круге его Lotus 48 потерял управление и ударился в деревья. Перелом шеи и повреждения черепа стали результатом той аварии. К несчастью, травмы были несовместимы с жизнью, и Джим Кларк умер по дороге в госпиталь. Точная причина роковой трагедии неизвестна до сих пор, однако следствие показало, что скорее всего причиной стало проколотое заднее колесо. Колин Чепмен буквально осиротел и публично заявил, что потерял своего лучшего друга. В качестве траура, Чепмен приказал своей команде окрасить носовую часть болида в черный цвет вместо традиционных желтого и зеленого. В том году чемпионом Формулы 1 стал его партнер по команде Грэм Хилл, который подхватил майку лидера в осиротевшей команде и отобрал корону у Джеки Стюарта. Тот титул он посвятил Джиму Кларку.

Кларк заработал 33 поула и выиграл 25 гонок из 72 Гран при. Его помнят по его таланту побеждать в любых сериях, где бы он ни выступал:

  • За рулем Lotus-Cortina, чемпион 1964 года в британском туринговом чемпионате Индикар
  • Наскар - за рулем Ford Galaxie за команду Holman Moody
  • Ралли, в котором принимал участие в 1966 году в Великобритании за рулем Lotus Cortina Участвовал в «24 часах Ле Мана» в 1959, 1960 и 1961, финишировав вторым в классе за рулем
  • Lotus Elite, и третьим в общем зачете в 1960 году за рулем Aston Martin DBR1.

Пока другие гонщики старались найти оптимальные настройки, Джим Кларк чаще всего показывал отличные времена на кругах на тех настройках, которые изначально стояли на его машинах и просил оставить эти настройки такими, какие они есть.

Кажется, он с трудом понимал, почему другие пилоты не такие быстрые, каким был она сам. После смерти Джима Кларка, его отец рассказал Дэну Гарни, что тот был единственным гонщиком, которого опасался погибший двукратный чемпион. В тот роковой день, когда стало известно о гибели Кларка, его коллега Крис Эймон сказал: «Если это случилось с ним, то какой шанс есть у тех, кто остался? Я думаю, что все мы это чувствуем. Мы потеряли своего лидера».

Джим Кларк похоронен в деревне Кримсайд. Мемориальная плита находится на Хоккенхаймринге, хотя ее переместили ближе к месту современного кольца. Статуя гонщика в полный рост стоит возле моста на его родине, деревне Килмани в Файфе, Шотландия. На его могиле написано: «Фермер Джим Кларк», а после – «Гонщик» - такова была воля великого чемпиона.

В 2002 году Джим Кларк стал первым из тех, кто отмечен на шотландской Стене спортивной славы.