4 января 2010 (21:06) / просмотров: 1500

История Формулы 2: Гран-при По

Трасса "По". Англия

Обсуждая написанную на днях статью об истории первого года новой Формулы 2, у авторов зашел разговор о трассе в По (Pau), Франция. В свое время гонки тут были не менее известными, чем Гран-при Монако в Формуле 1 или Гран-при Макао в Формуле 3. Даже редакторы сайта, более-менее разбирающиеся в автоспорте, не знали точно почти ничего о Гран-при По, самой известной гонке Формулы 2 прошлых лет. Помучив Гугл, мы откопали несколько интересных страниц об истории этого уникального события.

Нельзя отрицать, что самые гламурные страницы истории автоспорта были написаны экстраординарными людьми, управляющими экстраординарными машинами, но так же ясно, что не менее важным составляющим золотых моментов гонок всегда были экстраординарные трассы.

Схема "По"

Гран-при По (Grand Prix de Pau) - одна из таких экстраординарных гонок, которые красной нитью вписаны в историю автоспорта, одно из тех легендарных мест, где были разыграны самые яркие трофеи. Уникальности этой трассы способствую несколько причин:

  • - Гран-при прошел проверку временем: с первых гонок в 1930 годах тут прошли около 60 высших формульных этапов. Но несмотря на постоянную эволюцию техники, трасса всегда оставалась той же самой, без изменений в конфигурации, преодолевая все сложности и спады. Автодром не перестраивали с самых ранних времен его истории.
  • - Его история неразрывно связана с автоспортом: вы знаете, что самый первый Гран-при прошел именно в По? Этот французский город дал название первой гонке, названной «Большим призом», было это в 1901 году, более чем век назад. Интересно, что это название пришло из-за лошадиных скачек, которые всегда назывались так. А в По находился один из самых престижных ипподромов всего мира. А еще в По одержал свою первую европейскую победу один из величайших гонщиков всех времен - аргентинский пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио.
  • - Все великие гонщики Формулы 1 выступали в По! Фанхио, Аскари, Кларк, Хилл, Риндт, Стюарт - лишь некоторые из них. А в последние десятилетия этот список пополнился такими именами, как Ален Прост, Айртон Сенна, Жан Алези и Михаэль Шумахер.
  • - Необычное расположение: уличная трасса в По находится в отрогах Пиренеев, в местах с большой историей.

Итак, давайте узнаем об истории Гран-при По, начиная с самой первой гонки...

Первопроходцы, 1930-1939

Формула 2 40-е годыВ первый раз Гран-при По прошел в сердце этого французского города в феврале 1933 года. На самом деле был еще более ранний Гран-при По в 1930 году, однако это совсем другая трасса протяженностью 16 км, которая проходила в пригородах. А трасса, о которой идет речь, обрела ту форму, которую имеет и сегодня, вокруг парка Бамон в 1935 году.

С самого начала в этих местах доминировала конюшня Bugatti, которая свела с ума публику своими истинно итальянскими машинами за много лет до Феррари. Именно тут машины Бугатти проявляли себя с самой лучшей стороны, тут началась их слава и победоносное шествие. А в те годы в По боролись за победу самые лучшие пилоты той эры – Жан-Пьер Вимиль, Раймон Соммер, Филипп Этанкелен, Тацио Нуволари, Рене Дрейфус и многие другие...
1938 и 1939 годы прошли под другим знаком, гораздо более зловещим - усиление позиций фашизма в Европе привел к тому, что немецкие машины становились все более и более мощными.

Итальянское доминирование, 1947-1959

Формула 2, 50-60-е годыПрерванный ужасами войны, Гран-при По не проходил до 1947 года. А когда пришло время гоночных битв, гонка возродилась. В ту эпоху родились два института автоспорта, которые доминируют в гонках и поныне: Международная автомобильная федерация ФИА и Формула 1. Несмотря на отличную организацию автодрома, трасса в По не смогла стать частью чемпионата мира.

Хотя французских команд в это время было довольно много, их довольно скоро вытеснили коллеги с другой стороны Альп - итальянские конюшни Maserati, Ferrari, Osca и Lancia. Этот период подарил миру такие имена, как Альберто Аскари и Хуан Мануэль Фанхио. Последний, кстати, побеждал тут в 1949 и в 1950 годах.

В 1956 году Гран-при По было решено отменить из-за самой трагической аварии в автогонках - печально известных 24 часах Ле-Мана 1955 года. Помешал вопрос безопасности. Трасса, без кардинальной перестройки, была дополнена передовыми для своего времени технологиями безопасности, и в 1957 году в По снова раздался рев моторов. Попутно были сделаны изменения для повышенного комфорта как зрителей, так и пилотов: теперь трасса стала сравнима с гламурнейшим Гран-при Монако.
Конец этой декады ознаменовался приходом в гонки машин с задним расположением двигателя. В эти годы побеждали Жан Бера и Морис Тритиньян, оба за рулем итальянских машин.

Эпоха джентльменских гонок, 1960-1973

Формула 2, 70-80-е годыФормула 2, которая ненадолго появилась в По в 1952-1953 годах, надолго вернулась сюда. Гран-при По стал знаковым для этого чемпионата, самым престижным событием. Формула 2 всегда приезжала сюда между уик-эндами Пасхи и Троицыным днем. После некоторых колебаний, стало ясно, что это первенство идеально подходит для трассы в По особенно если учесть то, что маститые пилоты Формулы 1 не считали зазорным посоревноваться с молодыми горячими талантами Формулы 2.

Легендарные гонщики: Джим Кларк кстати – четырехкратный победитель Гран-при По, Грэхэм Хилл, Джеки Стюарт и Джек Брэбэм регулярно приезжали сюда для матча-реванша после уик-эндов Формулы 1.

Этот период характеризуется возрождением французского автоспорта: пришествие Matra и появлением таких пилотов, как Жан Пьер Бельтуаз, Генри Пескароло, Джонни Сервоз-Гэвин и Франсуа Север.

Увеличивающаяся мощность болидов, появление аэродинамических элементов и спойлеров, реклама на бортах машин: это характерные признаки гонок конца шестидесятых, конца джентльменских гонок.

Читать продолжение...