4 ноября 2010 (11:02) / просмотров: 714

История Формулы 2: Погибшие пилоты Джерри Биррелл

Джерри БирреллДжерри Биррелл (30 июля 1944 - 23 июня 1973) - британский (шотландский) автогонщик, погибший на Гран-при Руана, Франция (Формула 2) в 1973 году.

Джерри Биррелл родился в Глазго 30 июля 1944 года. В возрасте 15 лет он бросил школу для того, чтобы заняться автомобилями. Он выбрал профессию автомеханика, помогая старшему брату Грэхэму выступать в гонках. Но через 2 года, в 1961 году, и сам дебютировал в соревнованиях на семейном Остине A40 в провинциальной гонке. Через пару месяцев Джерри явно перерос любительские заезды, и поменял Austin на Lotus 11, который самостоятельно восстановил буквально из небытия - машина полностью сгорела в гараже одного из местных любителей скорости. Вскоре стало ясно, что Джерри явно более талантлив, чем его старший брат, а отличное знание техники сделало его еще и перспективным гонщиком. Кстати, семейство Бирреллов - настоящая гоночная династия - отец и мать Джерри всерьез увлекались соревнованиями по подъему на холм, кроме двух старших братьев некоторое время и младший Биррелл выступал в любительских заездах, а жена Грэхэма - старшего брата, также выступала в "салонных" заездах.

Джерри Биррелл за рулем Chevron B25 (Ф2)

Джерри Биррелл за рулем Chevron B25 (Ф2)

Несмотря на дебют в гонках в 17 лет, Джерри Биррелл не садился в машины формульного класса до 24 лет. И лишь в 1968 году он дебютировал в младшем британском чемпионате с открытыми колесами Formula Vee, чуть было не выиграв первую гонку, уступив на последнем круге Нику Бриттайну, тогдашнему топ-пилоту британской Формулы Vee. Уже на следующий год Джерри выиграл чемпионат Vee, и перешел в 1969 году в Формулу Форд. И в этой серии его ждал громкий успех - титул чемпиона Европы в дебютный год!

[thumb=http://formula-2.ru/wp-content/uploads/2010/11/birrell_watson01.jpg w=600 h=400 class=aligncenter alt=Джерри Биррелл в Формуле 3 ]

Набравшись опыта, в 1970 году Джерри Биррелл перешел в Формулу 3, выиграл несколько гонок, а параллельно выступал в гонках спорткаров. Следующий, 1971 год, также стал большим шагом вперед - Формула 2 и европейский туринговый чемпионат (команда Форд), не переставая выступать в заездах спорткаров. За рулем Ford Escort RS1600 Биррелл выигрывает европейский чемпионат по турингу в дебютном сезоне!

Джерри Биррелл выступает в Ле-Мане за рулем Форд

Джерри Биррелл выступает в Ле-Мане за рулем Форд

В 1972 году Джерри продолжил ту же самую программу. Вместе с Клодом Буржойнем он вновь выиграл туринговый чемпионат Европы, финишировал на 11 месте в гонке "24 часа Ле-Мана", и вторым в "24 часа Спа". А лучшим результатом в формульных заездах стало 4 место за рулем болида Ф2 на "сборной гонке" Rothmans 50,000, где к старту допускались самые различные машины. Примечательно, что первая тройка гонщиков, опередивших Биррелла, выступала на болидах Формулы 1. Еще интересно, что позади Джерри Биррелла на болидах Ф2 финишировали такие пилоты, как Джеймс Хант (будущий чемпион Ф1) и Джон Уотсон. В конце года в Южной Африке Биррелл одержал еще одну победу, на этот раз в чемпионате Springbok Sportscar за рулем Chevron.

К 1973 году Джерри Биррелл был одним из наиболее звездных пилотов, и готовился к дебюту в Формуле 1. Компания Ford высоко оценивала как его гоночный талант, так и способности инженера и механика. А все коллеги и соперники называли Джерри истинным джентльменом. Итак, в 1973 году Джерри сосредоточился на чемпионате Формула 2 в команде Chevron, и лишь изредка выступал на гонках на выносливость за рулем Ford.

Плакат с рекламой Гран-при Руана 1973 года, того самого, в котором погиб Джерри Биррелл

Плакат с рекламой Гран-при Руана 1973 года, того самого, в котором погиб Джерри Биррелл

Девятый этап европейского чемпионата Ф2 1973 года проходил во французском Руане. Во время пятничных заездов многие пилоты были недовольны безопасностью трассы, однако вопрос не поднимался всерьез. Машину Биррелла задержали на французской таможне аж на 10 часов, поэтому он пропустил пятничную практику. Конечно, он был очень зол, но успел добраться на трассу к началу субботней практики. Сразу же он вышел на трассу, проехал несколько быстрых кругов. На очередном круге перед выходом на скоростную связку Virage des Six Freres (а дорога шла под гору) на скорости около 240 км/час одна из передних шин лопнула. Неуправляемый болид понесся в сторону барьеров безопасности в повороте Armco. Эти барьеры должны были спасти его жизнь, но вышло наоборот. Именно в этом месте ограждения не были достроены должным образом. Сверху барьер шел как полагается, но нижней части просто не было. На огромной скорости машина Джерри Биррелла проехала под этим злополучным барьером. Носовая часть болида не встретила преграды. Такой преградой стала голова гонщика. К несчастью, барьер безопасности буквально обезглавил пилота.

В 1970 году, за 3 года до этой трагедии в этом же самом месте погиб гонщик Формулы 3 Денис Дайан, которого называли будущей французской звездой Ф1. Его болид столкнулся с другим, вылетел за пределы трассы, и ударился об этот же самый барьер. Машина была полностью разбита, а гонщик скончался несколько дней спустя не приходя в сознание. За 3 года на трассе не было сделано ничего, чтобы предотвратить трагедию…

А все могло сложиться иначе. 1973 год стал последним в карьере Джеки Стюарта. Хотя об этом не объявляли официально, однако лидером команды должен был стать Франсуа Север, а Биррелла прочили во второго пилота. Биррелл активно готовился к дебюту в больших призах в 1974 году именно в команде Кена Тиррелла. А всего через 3 месяца после гибели Биррелла трагически погиб и Франсуа Север. После этого легенда автоспорта, команда Tyrrell так и не обрела второе дыхание. А ведь если бы Север и Биррел выжили в 1973 году, история могла бы сложиться иначе.

Смогли бы Лауда или Хант выиграть свои титулы в этом случае? Смог бы Джоди Шектер засиять на небосклоне Ф1? История не знает сослагательного наклонения…

Памятник Джерри Биррелу на трассе в Руане, на месте трагической гибели талантливого гонщика. Фото принадлежит Эрику Шнейдеру (Erick Schneider), и не может быть опубликовано без его разрешения