13 марта 2017 (21:53) / просмотров: 484

Как попасть в Формулу 1: молодёжные гоночные чемпионаты

003

Ф1 – высший автогоночный чемпионат. Сильнее, престижнее и желаннее Формулы 1 нет ничего для пилотов. Впрочем, с этим поспорят любители Индикара (но это лишь локальная американская серия, пусть и быстрая, и престижная); не согласятся и поклонники ралли или гонок-марафонов – но это несколько иные дисциплины, как и кузовные DTM с WTCC. Итак, Формула 1 – высшая «формульная» серия. Как туда «устраиваются» гонщики?

Младшие автогоночные серии

Ситуация меняется каждые 4-7 лет: какие-то чемпионаты теряют славу, другие просто уходят в небытие, третьи держатся с переменным успехом.

Одна из молодёжных "формул" прошлых лет. Льюис Хэмильтон в GP2, 2006

Одна из молодёжных "формул" прошлых лет. Льюис Хэмильтон в GP2, 2006

Из молодёжных чемпионатов: менее мощных, менее престижных. Гоночные «университеты» 2016 года:

  • GP2 (в 2017 эта серия стала называться Формула 2);
  • Формула V8 (ещё в 2015 – «Мировая Серия Renault», или Formula Renault 3,5;
  • GP3;
  • самые престижные разновидности Формулы 3.

До «университетов автоспорта» есть ещё более молодёжные, «школьные» чемпионаты-формулы:

  • многочисленные двухлитровые Формулы Рено;
  • локальные Ф3 – немецкая, итальянская, британская, да хоть бразильская;
  • совсем уж слабенькие и старые Ф-1600;
  • за последние 3-4 года стараниями Международной Автоспортивной Федерации (FIA) завоевали неплохое место под солнцем новые категории класса Ф4.
006

Болид двухлитровой Формулы Renault - примитивная, но вполне взрослая техника, чуть ниже чем Ф3

Другие статьи сайта Formula-2.ru про молодёжные гонки:

Так откуда приходят новички Формулы 1?

Пусть говорят цифры и факты. В таблице мы собрали всех-всех дебютантов Ф1 с 2010 по 2017 год. Таких оказалось 33 человека.

Сезон Дебютанты Предыдущий чемпионат Чемпионат за 2 года до дебюта
2017 Лэнс Стролл Европейская Ф3, чемпион Европейская Ф3, 5й
2016 Джолион Палмер GP2, чемпион GP2, 7й
Паскаль Верляйн DTM, чемпион DTM, 8й
Рио Харьянто GP2, 4й GP2, 15й
Стоффель Вандорн GP2, чемпион GP2, вице-чемпион
Эстебан Окон GP3, чемпион Европейская Ф3, чемпион
2015 Уилл Стивенс Мировая серия Рено, 6й Мировая серия Рено, 4й
Роберто Мери Мировая серия Рено, 3й DTM, 13й
Фелипе Наср GP2, 3й GP2, 4й
Карлос Сайнс-мл Мировая серия Рено, чемпион GP3, 10й
Макс Ферстаппен Европейская Ф3, 3й Картинг
Александер Росси GP2, вице-чемпион GP2, 21й
2014 Даниил Квят GP3, чемпион Формула Рено 2.0, чемпион
Маркус Эрикссон GP2, 6й GP2, 8й
Кевин Магнуссен Мировая серия Рено, чемпион Мировая серия Рено, 7й
Андре Лоттерер WEC, чемпион WEC, 5й
2013 Эстебан Гутьеррес GP2, 3й GP3, чемпион
Макс Чилтон GP2, 4й GP2, 20й
Жюль Бьянки Мировая серия Рено, вице-чемпион GP2, 3й
Валттери Боттас GP3, чемпион Евросерия Ф3, 3й
Гидо ван дер Гарде GP2, 6й GP2, 5й
2012 Жан-Эрик Вернь Мировая серия Рено, вице-чемпион Британская Ф3, чемпион
Шарль Пик GP2, 4й GP2, 10й
2011 Серхио Перес GP2, вице-чемпион GP2, 12й
Даниэль Риккардо Мировая серия Рено, вице-чемпион Британская Ф3, чемпион
Пастор Мальдонадо GP2, чемпион GP2, 6й
Жером д'Амброзио GP2, 12й GP2, 9й
2010 Нико Хюлкенберг GP2, чемпион Евросерия Ф3, чемпион
Пол ди Реста DTM, чемпион DTM, 3й
Виталий Петров GP2, вице-чемпион GP2, 7й
Бруно Сенна WEC, 8й GP2, вице-чемпион
Лукас ди Грасси GP2, 3й GP2, 3й
Карун Чандхок
GP2, 18й GP2, 10й

Таблица: все гонщики-дебютанты Формулы 1 с 2010 по 2017 годы.

«Гоночные университеты»: GP2 (Ф2) и Мировая Серия V8 (Renault)

gp2

Больше всего в Ф1 выпускников серии GP2: 17 человек перешли в «королеву автоспорта» непосредственно из этой недо-псевдо-Ф2. 10 из них «брали» в предыдущем сезоне призовые места чемпионата – с первого по третье. Пять гонщиков регулярно побеждали в чемпионате, но занимали не слишком высокие места по итогам сезонов – с 4 по 6. Наконец, ещё двое – Жером д’Амброзио и Карун Чандхок катались в высшей школе автогонок весьма посредственно, однако бабло побеждает зло. Интересно, что ещё двое пилотов выступали в GP2 с серьёзным успехом, однако поднялись до высшего уровня всё-таки из других чемпионатов. Это:

  • покойный Жюль Бьянки, который в 2011 году взял «брозну» в GP2, а в 2012 перешёл в Мировую серию и стал там вице-чемпионом;
  • Бруно Сенна, который за год до дебюта гонялся в чемпионате мира по гонкам на выносливость, а параллельно служил тест-пилотом в одной из команд Ф1. Фактически, 2009 год бразилец провёл в своё удовольствие, но в 2008 был вице-чемпионом GP

Второе место по поставке пилотов в Ф1 уверенно держал чемпионат под названием Мировая серия Renault: 7 гонщиков добились дебюта после выступлений в этой серии, ныне известной под названием Formula V8. Мощные автомобили с 3,5 литровым двигателем, гораздо меньший (по сравнению с GP2) бюджет – хотя серия не самая известная, но она всегда привлекала талантливых гонщиков. Пятеро пилотов перед переходом в Ф1 брали титул (или вице-чемпионство); ещё двое – по тому же коммерческому принципу.

Младшие серии – GP3 и Ф3

Серия GP3: весьма «разгонный» чемпионат, где на приличной технике выступают очень молодые, но талантливые пилоты. Тем из них, кому посчастливилось чемпионствовать в GP3 толком-то и не нужно продолжать молодёжную карьеру в GP2: это уже зрелые и быстрые гонщики. Трое из них (Квят, Боттас и Окон) дебютировали в Ф1 сразу после GP3, ещё для шестерых эта серия была крайне важным этапом в карьере.

Держит свои позиции и Европейская Формула 3 (она же – FIA Formula Three, если официально). Двое пилотов из этого чемпионата (со слабенькими болидами по сравнению с GP2 или V8) взяли сразу в Большие Гонки: Лэнс Стролл и знаменитейший дебютант последних лет – Макс Ферстаппен). Боттас, Окон и Хюлкенберг также добивались в Евросерии Ф3 высших позиций, однако затем катались ещё и в GP2/3 – всё же опыт штука важная, а Ф3 – не такая уж мощная серия.

Курьёзные дебюты в автоспорте

dtm

Два других чемпионата – не лучшая школа перед Формулой 1. Это, скорее, полноценные, взрослые конкуренты для гонок Гран-при.

  • Кузовной чемпионат DTM считается отличным продолжением карьеры для тех пилотов, которые блистали в молодёжных формулах, но не смогли найти деньги для дебюта в Ф1. Впрочем, в последние годы два довольно молодых чемпиона DTM приняли предложение от конюшен Формулы 1: Пол ди Реста и Паскаль Верляйн.
  • Чемпионат мира по гонкам на выносливость WEC (в его состав входит великая гонка «24 часа Ле-Мана») также «подарил» Формуле 1 двух дебютантов. Но не стоит относится к этому показателю слишком серьёзно. Так, тамошний чемпион Андре Лоттерер изначально не планировал строить новую карьеру в Ф1, но с огромным удовольствием воспользовался приглашением выступить в одном Гран-при в составе команды Catherham. Другой «выпускник» WEC, Бруно Сенна, лишь пережидал 2009 год в этом чемпионате, зная, что сезоном спустя он обязательно окажется в Ф1. По факту, Сенна-младший – выходец из серии

Чемпионы Ф1 в подростковом возрасте

Другая интересная статистика – взглянуть на то, из каких гоночных серий приходили в Формулу 1 чемпионы мира. Всех 33 гонщиков с этим титулом мы перечислять, естественно, не будем, но ранняя карьера 10 наиболее недавних обладателей титула представляет интерес для нашей темы.

Чемпион мира До Ф1 До предыдущей серии
Нико Росберг GP2, чемпион Евросерия Ф3, 4й
Себастьян Феттель Мировая серия Рено, 5й Евросерия Ф3, вице-чемпион
Льюис Хэмильтон GP2, чемпион Евросерия Ф3, чемпион
Кими Райкконен Британская 2-литровая Ф-Рено, чемпион Картинг
Фернандо Алонсо Ф3000, 4й Мировая серия Nissan (ныне - V8), чемпион
Мика Хаккинен Британская Ф3, чемпион "Древние" серии класса Формулы Форд

Таблица: такие молодёжные «гоночные университеты» заканчивали недавние чемпионы мира

Как правило, у чемпионов мира в классе Ф1 действительно яркий, выдающийся даже среди быстрых сверстников талант. Чемпионы чемпионов? Далеко не всегда. Чаще они «перепрыгивают» заключительную молодёжную ступеньку автоспорта: так было с Хаккиненом и Шумахером. Райкконен и вовсе провёл до Ф1 около 30 формульных гонок. Феттель роскошно выступал в младшей F-BMW. Лишь Алонсо, Хэмильтон и Росберг шли современным путём: высшие категории автоспорта в соответствующие годы (как их ни называть – Ф2, Ф3000 или ГП2; в некоторых случаях – та или иная вариация 3,5-литровой Мировой серии: то V8, то Nissan, то Renault).

Курьёзное заключение

Начиная с 2017 года дебютанты будут приходить в Формулу 1 из «совершенно» других серий. GP2 очень быстро была переименована в Формулу 2. Формула Рено 3,5 не существует, хотя болиды этой серии выступают в «новом» чемпионате Formula V8. Вряд ли долго протянет серия GP3 (по крайней мере, под этим названием). Европейская Ф3 должна просуществовать ещё долго, хотя её вполне могут совместить с той же GP3.

002