4 июля 2014 (05:28) / просмотров: 7726
Какие бывают автогонки?
В автогоночных терминах слово "формула" применяется для обозначения истинно гоночного автомобиля: одноместного, с открытыми колёсами. Этот формат невообразимо далёк от обыкновенных дорожных автомобилей, да и по виду болиды Ф1 напоминают, скорее, авиационную технику. Термин "Формула 1" подразумевает под собой, что эти автомобили принадлежат к элите формульных гонок. Это вершина автоспорта. Но существуют и другие "формулы". А гонки не ограничиваются заездами на автомобилях с открытыми колёсами.
Формула 1: откуда такое название
Причина названия Формулы 1 именно Формулой 1 зарыта в дебрях истории. Изначально автомобильные гонки не разделялись по размеру или мощности участвующих машин. Однако благодаря техническому прогрессу этот формат "участвуют все желающие" быстро стал опасным - в особенности ещё и потому, что первые гонки проводились на обычных дорогах. В результате организация, управляющая автомобильным спортом, решила разделить гоночные автомобили по классам в зависимости от размера, мощности и массы машин.
Но международная организация по проведению автогонок смогла перелопатить лишь "формульные" автомобили, иначе - болиды класса "Гран-при". Правила проведения Гран-при время от времени адаптировались под всё возрастающие мощности и скорости. Технические характеристики, принятые вскоре после Второй Мировой, получили название "Формула 1" - с тех пор так и повелось называть вершину автоспорта.
Вскоре была придумана и "Формула 2" - задумка организаторов состояла в том, чтобы создать младшую гоночную категорию с менее мощными двигателями. Спустя совсем немного времени свет увидела и "Формула 3" с ещё более слабыми моторами. В середине 80х годов XXвека Формула 2 ушла в небытие (хотя в 2009-2012 годах чемпионат был временно воссоздан вновь). Вместо Ф2 главной гоночной серией для молодых пилотов стала Формула 3000. Число "3000" в названии этой формулы отображает объём моторов в кубических сантиметрах. Формула 3 не исчезла никуда, и в наши дни эти гонки остаются популярными во многих странах мира.
Многое в названиях формульных гонок выглядит нелогичным. Но стоит лишь преодолеть кажущиеся сложности с пониманием, как перед болельщиком открывается чарующий мир высоких скоростей и адреналина.
Высшая автогоночная лига в мире
Формула 1 остаётся вершиной автоспорта. А ещё это богатейшая, наиболее сложная и трудная, политически зависимая и максимально международная гоночная дисциплина в мире. Большинство сильнейших гонщиков планеты либо уже там, либо мечтают перейти в Ф1. Это же относится и к лучшим конструкторам, моторостроителям, инженерам и так далее. В этом спорте не берут в плен: с аутсайдерами расправляются безжалостно, а их карьера редко бывает долгой. Формула 1 крайне ревностно относится к своему положению в иерархии автоспорта.
Возможно, Формула 1 ещё и наиболее древняя автоспортивная дисциплина в мире, хотя это и очень спорно. Первые гонки на примитивной автотехнике, проходившие в конце XIXвека, когда трассами служили общественные дороги, проходили именно на автомобилях, давших рождение формульным болидам. Все остальные гоночные чемпионаты берут своё начало от тех железных "предков".
В отличие от большинства других гоночных категорий, в Формуле 1 не всё завязано на соперничестве между пилотами. Серьёзнейшая конкуренция происходит, прежде всего, между машинами (командами). Технологическая битва команд - никогда не прекращающееся сражение в мире Формулы 1.
Сравнение Формулы 1 и других форм автомобильных гонок
Гонки в Америке серьёзно отличаются от европейских заездов. Наиболее популярный формат за океаном - заезды болидов по овальным трассам. Аналог Формулы 1 в США - серия IndyCar. Эти болиды очень похожи на автомобили Ф1 для неискушённого наблюдателя. В то же время, машина Формулы 1 легче, более резвые и мощные. Другое различие в том, что заезды Формулы 1 в наше время никогда не проходят на овалах; вместо округлых трасс используются специально построенные автодромы дорожного типа, или (реже) городские трассы, проложенные по обычным улицам - Монако, Сингапур, Валенсия. Более того, каждая команда в Формуле 1 не покупает болиды, а проектирует, тестирует и строит их самостоятельно. В Индикаре, как правило, болиды поставляются единым производителем, а команды лишь меняют настройки.
Кузовные гонки: НАСКАР, ДТМ и туринговые заезды
Автомобили не-формульного типа, основанные на серийных машинах, широко популярны в форме гонок НАСКАР в Америке и туринговых соревнований в других странах мира. Оба типа напоминают обычные мощные автомобили "гражданского" класса, однако изнутри они, скорее, похожи на Ф1, чем на обычные машины. Гонки NASCARпочти полностью проходят на овальных трассах. Туринговые чемпионаты типа немецкой DTMи австралийской V8 - на специальных трассах с большим количеством левых и правых поворотов, как в Формуле 1.
Младшие и молодёжные "формулы"
Перед переходом в высшую гоночную категорию любого класса, пилоты, инженеры и конструкторы должны оттачивать своё мастерство в менее престижных чемпионатах. В иерархии Формулы 1 таких серий несколько: безумно дорогие для участия GP2 и GP3, менее престижные, но не менее мощные AutoGPи Формула Рено 3,5, многочисленные национальные Формулы 3. Недавно было ещё несколько классов, типа Формулы 2, Суперлиги-Формулы и так далее. Названия и престижности серий меняются год от года, однако Формула 1 была, есть и будет высшей ступенью в классификации. Структура и иерархия в автоспорте невероятно сложны и далеко не всегда логичны. Всё, что на самом деле нужно знать - выше Формулы 1 нет ничего и нигде. Это вершина пирамиды.