25 ноября 2013 (21:14) / просмотров: 314

Лестница молодёжных гоночных чемпионатов по версии FIA

Себастьян Феттель стал четырехкратным чемпионом Ф1

Современные гонщики чаще всего попадают в Формулу 1 по простой, логичной, но невероятно коммерциализированной "лестнице" GP3-GP2-Ф1. Осилить ступени этой пирамиды и попасть на вершину способны лишь очень обеспеченные пилоты (как пример - Гидо ван дер Гарде, Эстебан Гутьеррес, Серхио Перес, Пастор Мальдонадо), либо попавшие в поле зрения команд Формулы 1 (Даниил Квят из программы Red Bull, или Вальтери Боттас из Williams).

Недостаток столь логичного подхода лишь один - денежная сторона вопроса. Все пилоты, так или иначе попавшие в Формулу 1 - талантливые и быстрые гонщики по определению. Возможно, за некоторыми исключениями в виде, прости, Господи, Нараина Картикеяна или, прости опять, Сакона Ямамото. Только попадают в мир Больших призов не просто талантливые, но и максимально обеспеченные ребята. Великолепные гонщики (скажем, Давиде Вальсекки, Михаил Алёшин, или Энди Соучек) годами ждут своего шанса и, чаще всего, так и не получают его.

Лестница к Ф1

Как ФИА видит пирамиду гоночных чемпионатов

Международная автоспортивная федерация FIA не первый год пытается переломить ситуацию так, чтобы талант молодого пилота вновь играл главенствующую роль. Единственное средство для решения проблемы - создание престижного, конкурентоспособного и недорогого для участия чемпионата. Все эти качества должны соединиться воедино. В 2008-2009 годах огромные надежды возлагались на воссозданную серию Формула 2, однако ни один из чемпионов или участников этого первенства так и не смог сколь-нибудь близко подобраться к старту в Гран-при. Лишь Энди Соучек (чемпион Ф2 2009 года) формально числился резервным пилотом команды Virgin.

После полного провала и закрытия Формулы 2, ФИА вновь активизировалась в направлении развития собственной лестницы молодёжных чемпионатов. Вначале были разработаны рекомендации для национальных автоспортивных федераций по созданию местных категорий "Формула 4". Инициатива вполне жизнеспособна, но "школьных" чемпионатов для вчерашних картингистов и так немало.

Была также инициатива по восстановлению несколько утраченного престижа категории Ф3. В итоге чуть лучше стали проявлять себя Евросерия Формулы 3, преобразованная в чемпионат Европы под эгидой ФИА в классе Ф3 (с 2012 года).

Рено и Мировая Серия становятся частью гоночной "лестницы" ФИА

Похоже, что чиновники Федерации определились и дали неформальную поддержку новой "высшей ступени" молодёжных серий. Взамен возрождённой и быстренько ушедшей на покой Ф2, таким чемпионатом должна стать Мировая Серия Renault, она же - Формула Рено 3,5. Этот чемпионат и до сегодняшнего дня считался достаточно престижным, сравнительно недорогим и с мощными болидами, незначительно уступающими гораздо более дорогим из GP2. Впрочем, из этой серии мало кому удавалось перескочить напрямую в Формулу 1, минуя Гран-при 2. Кевину Магнуссену, действующему чемпиону, посчастливилось обратить на себя внимание команды McLaren, а до него победители первенства уходили, фактически, в никуда. Достаточно вспомнить хотя бы Михаила Алёшина, чемпиона 2011 года. Теперь же Мировая Серия должна упрочить свои позиции в качестве поставщика пилотов в Формулу 1.

Признаки полуофициального одобрения Мировой Серии руководством ФИА таковы: компания и гоночная команда Renault переходит в европейский чемпионат Ф3 с 2014 года. Собственная "лестница" автопроизводителя (Формула Рено 2.0 - Мировая Серия Рено - Ф1) становится максимально близкой к задумке ФИА (Ф4-Ф3-некий высший чемпионат-Ф1). Со следующего года молодые пилоты, так или иначе связанные с Renault, будут переходить из двухлитрового чемпионата в Ф3, а затем - в Формулу Рено 3,5. Таким образом, "некий высший чемпионат" из лестницы автофедерации обретает вполне конкретные буквы и цифры: Formula Renault 3,5.

Босс чемпионатов под эгидой Рено говорит об этом революционном изменении собственной структуры так: "Мы всегда считали, что Ф3 - очень важный шаг в карьере гонщика, особенно перед переходом в Мировую Серию. Мы всегда предлагали возможность участвовать в тестах для первой тройки призёров Ф3. А теперь нам самим представился шанс вступить в Формулу 3 благодаря новым правилам и снижению затрат на двигатели и шасси.

Приход компании Renault в Формулу 3 укрепляет наши позиции в лестнице в Формулу 1. Во многих смыслах наша структура "Формула Рено 2,0 - Мировая Серия" конкурировала с инициативами ФИА, но теперь мы работаем вместе. Теперь мы стали частью системы ФИА, частью программы подготовки пилотов к Формуле 1. А в этой программе участие в Ф3 крайне важно для любого гонщика".

Переход Renault в Ф3 осуществился в виде поставки моторов этой компании для существующих команд европейского чемпионата. На данный момент лишь одна команда, Signature, официально объявила об использовании двигателя Рено. Вероятно, большинство других коллективов предпочтут участвовать на проверенных временем моторах производства VW и Mercedes. Также пока неясно, кто из участников Формулы Рено 2,0 перейдёт в Ф3. Скажем, действующий чемпион "двухлитровок" Пьер Гесли перейдёт в будущем году в Мировую Серию, минуя новую промежуточную ступень. Однако руководитель Рено заверил, что в Ф3 придёт сразу несколько сильных участников Формулы Рено 2,0, притом уже в следующем году.

По информации журнала AUTOSPORT, вице-чемпион Еврокубка Ф Рено 2,0 Оливер Роуланд также перейдёт в Мировую Серию, а вот бронзовый призёр Эстебан Окон, вероятнее всего, выберет именно Ф3 - правда, на двигателях Mercedes.

Сможет ли Мировая Серия Renault заменить GP2?

Да, но для этого ФИА и представителям Renault Sport нужно очень-очень постараться. GP2 переживает сейчас не лучшие свои годы по следующим причинам:

  • стоимость участия в серии GP2 возрастает всё больше и больше с каждым годом. А талантливые пилоты всё чаще предпочитают альтернативные серии из-за высокой стоимости и частичной потери престижа GP2;
  • чемпионы и топ-пилоты GP2 всё реже переходят в Формулу 1 - теряется престиж серии;
  • GP3 составляет своей "старшей сестре" серьёзную конкуренцию - последнее время победители этой молодёжной серии переходят напрямую в Ф1, минуя GP2. Часть престижа этих чемпионатов оттягивает на себя именно "троечка".

Чтобы заткнуть за пояс GP2, Мировой серии Renault необходимо:

  • для каждого нового чемпиона всеми правдами и неправдами находить место боевого пилота Формулы 1: таким образом, престиж Мировой Серии значительно возрастёт. Начало этому процессу уже положено с переходом Кевина Магнуссена в команду McLaren. Если будущий чемпион 2014 года также перейдёт в Ф1, а победитель GP2 не сможет этого сделать, то у Мировой Серии появится серьёзное преимущество.
  • необходимо получить одобрение и благословение ФИА на то, чтобы стать "высшей молодёжной гоночной формулой". Начало и этому процессу уже положено благодаря объявленной интеграции Формул Рено 2,0 с иерархической структурой FIA: Ф3-некоторый чемпионат-Ф1;
  • обязательно следует упрочить позиции чемпионата в сердцах болельщиков по всему миру. А путь к сердцу современных фанатов лежит через телевизор. Если гонки Мировой серии будет транслироваться на ведущих телеканалах, как сейчас заезды малопрестижной серии AutoGP, то болельщики всерьёз заговорят о 3,5-литровой Формуле;
  • в идеале Мировой серии стоит подумать об изменении собственного наименования. А ещё -склонить ФИА к делегированию бренда "Формула 2" этому чемпионату. Для чего? Всё просто - для малоискушённых поклонников автоспорта, коих большинство, наименование "Формула Рено 3,5" никак не ассоциируется с высшей серией автомобильных гонок. GP2 тоже не лучший бренд, а вот простое и логичное название Ф2 прямо намекает: этот чемпионат лишь в шаге от Королевы автоспорта - Формулы 1;

Если выполнить все предыдущие пункты, то можно потеснить GP2 с пьедестала высшей молодёжной "формулы" даже без того, чтобы гонки Мировой Серии проходили в рамках уик-эндов Формулы 1 (сейчас это характерно для GP2 и GP3). Ну а если ФИА всё же решится заменить коммерческие чемпионаты GP на традиционные "формулы", то это вообще идеальная ситуация. Лестница в Ф1 будет прочной, простой и крепкой. А ещё - наименее дорогой по финансовым затратам для молодых пилотов.

Уроки поражения Формулы 2 образца 2009-2012 годов должны быть поняты в FIA. Федерации предоставляется отличная возможность переломить нездоровую ситуацию с излишним проникновением откровенного зарабатывания денег на карьере талантливых гонщиков. Жаль, что несколько лет назад возрождённая Ф2 с каждым годом лишь теряла популярность. Возможно, Мировая Серия Рено (или, по нашим соображениям, Мировая серия Формула 2 Renault) сможет стать высшим чемпионатом для молодых гонщиков, последней ступенью для пилотов перед Ф1.