15 января 2011 (21:10) / просмотров: 3006

Младшие Формулы - кто есть кто?

Болид

Чем дальше в лес, тем больше в мире существует младших автогоночных чемпионатов. Большинство из них претендует на самый высший уровень - "кузницу кадров" для Формулы 1. В давние времена, лет 30 назад, все было просто. В европейских гонках была Формула 1 - королева, собственно, такой же она и остается на сегодняшний день. Была Формула 2 - чемпионат для будущих гонщиков Ф1, молодых и талантливых. Существовало несколько национальных чемпионатов в классе Формула 3 - это для самых младших профессионалов. Ну и более мелкие Формулы Форд, Formula Vee, Формулы 1600 национальных уровней - эти гонки служили для перехода из картинга во взрослые чемпионаты. Как просто все было! А теперь даже профессионалы не всегда смогут сказать, какой из чемпионатов находится выше в сложной иерархии автоспорта.

Мы решили описать вкратце основные чемпионаты формульного класса (оупен-виллс, гонки на машинах с открытыми колесами). Предупреждаем сразу - многие моменты тут спорные, и мы даже близко не касались американских формул. Комментируйте, мы с удовольствием обсудим! А также нужно предупредить, что информация более-менее верна на начало 2011 года, а что будет дальше - покажет время и расскажет наш сайт!

Осколки

Младшие европейские автогонки в целом можно описать одним словом: осколки без единого целого. Мы опишем лишь самые основные гоночные чемпионаты Европы. Короткий экскурс в историю "лестницы к вершинам": раньше было просто - Формула Форд, Формула 3, Формула 2 (которая позже сменила название на Ф3000, а потом и на GP2), и - Формула 1, королева автоспорта. Сейчас же Формула Форд окончательно превратилась в мало кому нужный полулюбительский чемпионат для самых младших. Вместо нее на настоящую подготовительную ступень пришли многочисленные национальные двухлитровые Формулы Renault (не путать с Мировой серией Рено - о ней позже), Ф4, Формула Abart (которую, по слухам, скоро переименуют в GP4), национальные чемпионаты Формулы BMW. К ним же стоит отнести и категории Ф3 "второго дивизиона" - немецкую, японскую, финскую, испанскую и итальянскую.

Следующий уровень гоночных Формул - это классика жанра в виде Ф3 (британской и Евросерии), а с 2011 года к ним же добавляется и Международный Трофей Формулы 3. До недавнего времени здесь же существовали и Формула Мастер (аналог Ф3, закрывшийся в 2009 году), и Формула Палмер Ауди - британская попытка энтузиастов автоспорта сделать гонки более доступными - прекратила существование в конце 2010 года.

А в 2010 году появился еще один престижный чемпионат - GP3. Причины возникновения этой, в общем-то никому не нужной серии, хорошо понятны. Эти машины почти такие же быстрые и большие, как в Формуле 3, однако моносерия GP3 гораздо более контролируемая, нежели разрозненные "тройки". Да и пилотам лучше набираться опыта на трассах Гран-при, нежели на заштатных овалах Снеттертона или Рокингхэма. Еще в этом чемпионате представлено большинство команд из GP2. Всем хороша GP3, вот если бы все в ней не было настолько коммерциализованным... Да и вместо загадочной аббревиатуры  GP многим хотелось бы видеть заветную "Ф" перед тройкой. На самом деле, централизованный чемпионат Ф3 смотрелся бы гораздо лучше.

Она стала причиной закрытия многих чемпионатов. Причины такого престижа и конкурентоспособности заключаются в двух вещах - серия GP3 является гонкой поддержки для GP2 и Формулы 1, а также в прямой связи GP3 и GP2. Несмотря на то, что GP3 использует менее мощную и более примитивную технику, чем некоторые другие чемпионаты, стоимость участия в ней очень высока - до 600-700 тыс. евро за сезон.

В настоящее время четкая ступень для подготовки и последующего перехода в чемпионаты высокого уровня перед Формулой 1 не существует. GP3 становится стандартом де-факто, однако раздаются голоса в поддержку альтернативного, более дешевого пути для младших гонщиков по дороге в Формулу 1. А пока что таланты вынуждены пробиваться через запутанные серии, надеясь на то, что их заметят команды Ф1 и не забудут спонсоры.

Высшие "младшие" гоночные Формулы на конец 2010 года: GP2, Мировая серия Рено (Formula Renault 3,5), и Формула 2 - именно в таком порядке. Эти три чемпионата великолепно дополняют друг друга, и именно сюда приходят выпускники Ф3, GP3 и многих-многих других гонок.

GP2 (Гран-при 2) - на сегодняшний день безоговорочный лидер, молодежный чемпионат высшей категории, с самыми мощными и быстрыми машинами, а также с самой широкой поддержкой в СМИ. Почти все чемпионы этой серии, за исключением Джорджо Пантано, переходили в Ф1, а всего таких "выпускников" набралось уже 17 человек - всего за 6 лет истории. Всем хорош GP2, лишь один недостаток может погубить его - это стоимость участия. Предшественники GP2 - классическая Ф2, затем Формула 3000, прекращали свое существование из-за того, что расходы команд непомерно росли, а практически единственным источником дохода служили гонщики и их спонсоры. Когда расходы возрастают до астрономических величин, то происходит коллапс, и серия умирает - никто не хочет участвовать в таком чемпионате за сумасшедшие деньги. Примечательно, что Ф3000 заменила собой "классическую" Формулу 2 именно по этой причине - обеспечить гонки для молодых пилотов за приемлемые деньги. Спустя 20 лет Формула 3000 точно так же прекратила свое существование в пользу GP2. И вот теперь для участия в этой серии гонщику придется выложить до 2 млн. фунтов стерлингов спонсорских средств, что выглядит крайне дорого.

Именно в чемпионат GP2 переходят топ-пилоты еще более младших классов - Европейской Ф3, GP3, иногда Мировой серии Рено и Формулы 2. Однако далеко не все. Причина банальна и хорошо описана одним абзацем ранее - деньги. В GP2 гонщик должен быть не только и не столько быстр, но, скорее, обеспечен в финансовом отношении. За его спиной чаще всего присутствуют серьезные спонсоры - транснациональные корпорации, нефтяные магнаты, или даже целые страны.

Что делать быстрым гонщикам, у которых просто нет такой поддержки? Для них существуют другие классы - Мировая серия Renault, и, с 2009 года, Формула 2. Мировая Серия Рено стоит гораздо дешевле, чем GP2, потому и конкуренция в ней весьма высока. Да и далеко не каждый чемпион Формулы Рено 3,5 может перейти прямо в Формулу 1 - чаще всего их дорога лежит через GP2. Мировая серия Рено идеальна для тех гонщиков, которым нужно набраться чуть больше опыта, а за душой у них нет серьезных спонсоров, могущих потянуть бюджеты GP2. Итак, Мировая серия - отличное место для обучения без прессинга и непомерных расходов GP2.

Мировая серия Рено - чемпионат, серьезно уступающий по уровню GP2, но успешно доказавший, что может выпускать пилотов экстра-класса: Себастьян Феттель и Хайме Альгерсуари - двое из таких гонщиков. Казалось, что каждый из них слишком молод для Формулы 1, однако первый уже чемпион мира. Однако большинство экспертов уверены, что топ-пилотам этой серии надо бы выступить еще год в GP2, в отличие от 2-3 обычных лет в этом чемпионате.

Формула 2 - новый чемпионат, который был задуман международной автоспортивной федерацией (ФИА), как альтернативный путь в Ф1. Очень мощные и быстрые машины (быстрее Мировой серии), и годовой бюджет на уровне Ф3. Концепция выглядит почти идеально, вот только престиж этот чемпионат еще не успел набрать.

Формула 2 была возрождена в 2009 году, и первый сезон прошел достаточно успешно. Этот чемпионат - отчаянная попытка ФИА сделать хоть что-то с GP2 и ее "младшими братьями-сестрами" с их космическими бюджетами. Но хотя в первый год чемпионом стал быстрый и стабильный Энди Соучек, вполне востребованный в Формуле 1, он все же так и не смог стать боевым пилотом Гран-при. В 2010 году дела пошли еще хуже, и Дин Стоунмен, новый чемпион Ф2, даже не пытался попасть в Формулу 1. Похоже, в ближайший год-два выпускники второй Формулы могут рассчитывать лишь на попадание в GP2 - еще одна "кузница кадров". Критики говорят, что этот чемпионат создан для тех, у кого совсем нет спонсоров. Критики же спрашивают - а может быть эти пилоты не настолько хороши, чтобы ими интересовались серьезные спонсоры? Посмотрим.

Ниже этих чемпионатов традиционно находятся различные серии Формулы 3 - Евросерия, британская Ф3, испанская (так называемый "открытый чемпионат Европы"), итальянская и немецкая. В Южной Америке свой класс - (SudAm F3), а еще существует достаточно серьезная японская категория. С 2011 года на арену выходит некий "чемпионат мира в классе Ф3", который будет создан не на пустом месте, а на базе лучших команд различных национальных "трешек", а гонки будут проходить на самых престижных трассах - Гран-при По, Гран-при Макао, Спа. Вместе с Формулой 3 последние годы серьезной популярности добились многочисленные (даже слишком уж многочисленные) Формулы Рено 2,0 с двухлитровым двигателем. Основным преимуществом Ф3 перед другими сериями этого класса (Формула Палмер Ауди, Формула Мастер и Формулы Рено 2,0) в том, что этот класс - лучший для обучения настройкам машины для молодых пилотов.

Революционеры-бизнесмены

А еще есть новое поколение чемпионатов, большинство из которых создано (и даже успели прекратить свое существование) за последние годы. В основном, они не слишком известны за пределами когорты болельщиков. Зачем они создаются? Чтобы владельцы чемпионатов могли заработать деньги? Политика? И то, и это. Но не всегда.

Когда умерла серия Формула 3000, то на ее замену пришел чемпионат GP2. А многочисленные болиды Ф3000 выкупили итальянские промоутеры, где и создали чемпионат под названием Евросерия 3000. Этот чемпионат провозгласил себя альтернативным путем в Формулу 1. В 2010 году серия была переименована в AutoGP, и с прошлого же года выкупила болиды чемпионата A1GP. Сложно описать нишу, которую занял этот чемпионат. Вообще-то после реструктуризации и обновления технопарка он явно повысил свой рейтинг. Туда пришли некоторые команды из GP2. Вероятно, правильнее всего назвать эту категорию в ближайшем будущем, как поставщика пилотов в GP2, хотя владельцы вряд ли согласятся со мной. Да и гонщикам-выпускникам Ф3, Формулы Рено 3,5, Ф2 вряд ли нужна еще одна ступень. Очень интересно было бы, если организаторы дистанцируют чемпионат от "лестницы автоспорта на пути в Формулу 1", а чемпионат станет самодостаточным событием с европейским статусом, как отдельный чемпионат со своими правами - наподобие Формулы Суперлига. Вот эта ниша еще совсем не занята, и пока что пустеет. Вместе с тем, Формула 1 постепенно мигрирует из Европы, и многие великолепные трассы остались без должного внимания. Европе нужна "домашняя" формульная серия высшего класса, и AutoGP вполне может стать такой автогоночной категорией.

Формула Мастер пришла и ушла. Ничего, толком, не оставив после себя. Вкратце - это была альтернатива для многочисленных Формул 3, которая "работала" почти до самого конца серией поддержки для WTCC (позже ее заменила возрожденная Формула 2, а затем ). Единственный сколь-нибудь заметный выпускник "мастерского чемпионата" - Жером д'Амброзио, действующий гонщик GP2 и тестер Ф1 в командах Renault и Virgin.

Что нас ждет? Или - как бы было идеально?

Я часто размышляю о различных чемпионатах автогонок и их несогласованности между собой. И вот что я думаю о некоторых молодежных сериях.

Формула Master  была бесполезной серией, которая год назад тихо ушла в небытие. Никто особо и не переживает.

Формула Палмер Ауди была отличным стартом для малобюджетных пилотов. Очень жаль, что ее существование было прервано в конце 2010 года. Так или иначе, конец назревал уже некоторые время, и очень здорово, что организаторы сами решили уйти, а банкротство не коснулось этой замечательной концепции.

 

Формула 2 в нынешнем своем виде не делает погоды вообще - еще ни один ее выпускник не перешел в Ф1, за исключением полугодовой карьеры Энди Соучека в Virgin в качестве запасного пилота. Однако уже в 2011 году ожидается некоторое оживление в этом чемпионате из-за небывало низкой стоимости участия. Также известно, что Ф2 - серьезный козырь в рукаве ФИА в их набирающем обороты противостоянии с GP2. А пока что в 2010 году уровень гонщиков Формулы 2 был далек от желаемого. А вообще было бы идеально переименовать GP2 в Формулу 2, хотя это вряд ли когда-либо произойдет.

GP3 - неплохая бизнес-идея. Им бы чуть более мощные машины (а в идеале - объединение с  Евросерией Ф3), и была бы великолепно выстроенная лестница в Формулу 1. При таком (пока далеком от реальности) объединении Евросерии Ф3 с GP3, существующие национальные "трешки" в Британии, Испании, Италии и Германии великолепно справлялись бы с подготовкой гонщиков в эту гипотетическую серию, или в Мировую серию, или в Ф2 (которой вряд ли нашлось бы место под солнцем при таком раскладе).

GP2 должна существовать так или иначе, под каким угодно именем. Подобная серия была всегда - в прошлом это Ф2, затем Ф3000. Другой вопрос, что  со своей задачей - поставлять гонщиков в Формулу 1 - этот чемпионат справляется все хуже. Количество возрастает, а качество страдает. По сути, GP2 превращается в сборище богатых гонщиков. Не столько талантливых, сколько обеспеченных. Концепция чемпионата GP2 должна быть пересмотрена в самое ближайшее время  - иначе в существующем виде Гран-при 2 стремится к краху. Dallara и Renault не могут больше продолжать развиваться по пути сильного удорожания (и увеличения мощности) каждые 3 года. Место под солнцем с радостью займет та же самая Ф2. Тем более что с 2013 года техника Ф1 значительно потеряет свое преимущество.

Мировая серия Рено (FR3,5) - хороший чемпионат, который должен продолжить существование. На позицию лидера  эта серия не претендует вообще, однако в качестве альтернативы GP2 она должна быть.

AutoGP серьезно развивается - и пусть им сопутствует удача. Со временем, вероятно, эта серия перестанет поставлять гонщиков в GP2, а станет самодостаточной автогоночной серией, а не поставщиком пилотов для других чемпионатов. Собственно, этот процесс уже происходит. Европе очень не хватает своеобразной "домашней Ф1", топовой автогоночной категории  континента. Вообще этот чемпионат - тема для  отдельной будущей статьи, к которой мы обязательно вернемся.

Касательно дюжины (или даже больше!) самых различных чемпионатов в категории Formula Renault 2,0. На самом деле, такое количество даром никому не нужно. Существует двухлитровая Евросерия двухлитрвых ФРено - вот и хватит. Со временем большинство этих чемпионатов попросту отомрет.

Ну и самое главное - не надо больше никаких младших автогоночных серий! Существующих и так слишком много. Автогонки младших классов должны служить интересам пилотов, команд и  инженеров, а не собственным коммерческим целям. Существующая экономическая ситуация в мире, все менее адекватные цены участия в чемпионатах обязательно забьют последний гвоздь в крышку гроба умирающих ныне чемпионатов. В Европе достаточно серий для того, чтобы не проявлять излишнюю сентиментальность.

Напоследок

Как все просто и легко в американских формульных сериях! Еще год назад местная автоспортивная ассоциация запустила великолепно работающий проект под названием "Лестница в Indy". Там иерархия выражена очень четко - есть главный чемпионат IndyCar, есть "Инди-2" - серия Indy Lights, молодежная USF2000, и серия для самых молодых гонщиков - Star Mazda. Таким образом, IndyCar обеспечил себе стабильное, быстрое и красивое будущее.