25 марта 2011 (01:21) / просмотров: 920

Ник Хайдфельд: реинкарнация

Лирическое вступление от автора

Через 3 дня начинается новый сезон в Формуле 1. Он уже назван одним из самых интересных в истории чемпионата мира. Да и действительно, на старт выйдут аж 5 обладателей титулов. Новые правила, KERS, управляемое заднее антикрыло, новые шины, Шумахер на старте...

А мне хочется рассказать об одном из участников - не самом звездном, у которого первая победа еще впереди, хотя карьера уже давно находится в зрелой стадии. Он просто делает свою работу, не высовывается и очень, очень мотивирован. Это Ник Хайдфельд, "Квик Ник", он же Чубакка, он же ХайФай, он же отец Йоды (сына у него так зовут, а еще есть дочка Джуни и гражданская жена Патриция). А почему именно про него? Да просто человек он хороший, и автор болеет за него всем сердцем уже лет 5. И не стоит забывать, что Ник Хайдфельд  имеет некоторое отношение к Формуле 2 - в свое время он был чемпионом "преемницы" классической Ф2 - Формулы 3000. А еще, пожалуй, одним из самых интересных и ярких обладателей титула Ф3000, представителем "золотой эры" этого чемпионата, наряду с Хуаном-Пабло Монтойей. Да и история у этого гонщика замечательная.

 

Я верю, что на нашей "доске почета" - рассказах о всех чемпионах Формулы 2 (и Ф3000) Ник Хайдфельд еще займет самое высокое место - заработает титул чемпиона мира. И вот тогда мы обязательно вернемся к нему, распишем подробно его биографию, первые шаги в спорте и историю побед. А пока что рановато ему там быть - молод еще, слишком далеко от завершения карьеры, хотя много раз был на волоске от ухода из Ф1.

Карьера Ника Хайдфельда в Формуле 1 множество раз претерпевала реинкарнацию. Вот и в 2011м после страшной аварии Роберта Кубицы, после которой поляк оказался на больничной койке и неизвестно, когда вернется в гонки, на замену ему в Renault позвали именно Ника.

Ник Хайдфельд: "Моя карьера в Формуле 1 возвращалась к жизни уже несколько раз, но нынешняя реинкарнация, должен сказать, самая экстремальная из всех".

Ирония судьбы - удачная для Ника, но ужасная для его "бывшего любимого" напарника - Роберта Кубицы: именно авария поляка и привела Хайдфельда вновь в паддок. Теперь он снова боевой пилот, каковым всегда оставался в душе - даже когда сидел на скамье запасных в Mercedes, когда тестировал шины Pirelli, когда вернулся в Sauber на несколько гонок в конце 2010го. Сейчас немцу 33 года, и у него за плечами, пожалуй, самый успешный опыт "возвращения в бизнес". На этот раз он в Renault - возможно, именно здесь он снова станет побеждать в гонках. А в последний раз Ник Хайдфельд пил победное шампанское страшно сказать когда - в 1999 году, на 6 этапе чемпионата ФИА Формула 3000!

Но только дилетанты могут назвать Хайдфельда неудачником или безнадежным. Отсутствие побед в течение уже 12 лет - следствие множества обстоятельств, складывавшихся не в его пользу. Большинство обитателей паддока, особенно самые авторитетные из них, знают Ника Хайдфельда  как хорошего, стабильного трудягу-гонщика, великолепного тестера. Да, это не Фернандо Алонсо, но он несомненно заслуживает места среди топ-пилотов. Именно это и заставило Эрика Буйе, босса Renault, пригласить на тесты в первую очередь именно Квик Ника сразу же, как только стало понятно, насколько плох Роберт (в смысле здоровья).

Повторяющиеся вновь и вновь реинкарнации Хайдфельда в Формуле 1 доказывают, что у этого человека верный тип мышления, как и спортивно-гоночная форма. Только таким парням и возможно выходить на старт раз за разом, и, в общем-то, даже процветать. Именно таким и должен быть настоящий чемпион. А титулов у Ника хватает - это и немецкая Ф3 в ее классическом виде (именно оттуда Михаэль Шумахер шагнул прямиком в Ф1), это и старая-добрая Формула Форд, и Формула 3000. Кстати, этот чемпионат он едва не выиграл с первой же попытки. На последней гонке сезона 1998 года он уступил несколько очков другому представителю "золотой эры" - Хуану-Пабло Монтойе, блестящему пилоту, которому не стыдно проиграть. А следующий год прошел уже полностью под флагом Ника.

А все могло закончиться для Хайдфельда еще в 2000м, после разочаровывающего дебютного сезона в умирающей команде Prost. Ник на Гран-при Франции, машина Prost AP03 - худшая в карьере немца.

И точно так же все могло кончиться после Заубера в конце 2003го. Или чуть позже, если бы в последний момент сэр Фрэнк Уильямс не подписал контракт с Ником в последний момент перед сезоном 2005го. А затем был уход из Формулы 1 команды BMW, который временно перевел Хайдфельда в "плей-офф" - он перешел на скамью запасных в Mercedes, позже получил приглашение испытать резину Pirelli, а затем довольно неожиданно его позвали в Sauber заменить Педро де ля Росу в 5 гонках. И если бы не авария Кубицы, то вряд ли мы бы увидели бородатого человека в этом году в королевских гонках - в плохую команду за собственные деньги переходить как-то не комильфо, особенно когда на шее двое детей и супруга, а за плечами - впечатляющая карьера.

Но после всего этого Хайдфельд остается столь же амбициозным, как и много лет назад, когда он только-только перешел в волшебный мир высоких скоростей под названием Ф1.

"После Формулы 3000, я надеялся, как надеюсь и сейчас, что получу в распоряжение хорошую машину и буду сражаться за чемпионский титул", - рассказывает Ник Хайдфельд. "Формула Форд, Ф3, Формула 3000 - все это здорово, но это не Ф1. Все эти титулы я выигрывал. Я думал, и продолжаю думать, что способен повторить это и в Формуле 1".

Его первый сезон в 2000 году был как тяжелое пробуждение после бурной вечеринки. Постоянный успех в младших сериях - и команда Prost-Peugeot, которая, честно говоря, была просто ужасным понижением в карьере. Бывшая команда Ligier завершила тот сезон на самой низкой позиции в Кубке конструкторов. Обычно это место было зарезервировано за Minardi в те годы. Однако редкие финиши, слабые результаты и отсутствие очков сказались на итогах. И лишь то, что Ник смог опередить опытнейшего напарника Жана Алези показало - Хайдфельд совсем не аутсайдер. Он может делать свою работу.

"Мы были последней командой в том сезоне", - продолжает Ник. "А ведь в те дни на это место всегда претендовали ребята из Minardi. Но мы оказались даже хуже них.

Это было особенно обидно потому что, несмотря на все наши старания, ничего не менялось. Отсутствие прогресса - всегда самый худший сценарий. Я работал в командах с плохими машинами, но мы видели проблемы, мы работали не покладая рук, и прогресс шел. Однако в Prost ничего не менялось. Было очень сложно".

Пара столкновений с Жаном Алези в 2000м так и остались самыми яркими моментами аскетичного дебюта Ника. Хайдфельд произвел мало впечатления на боссов Ф1, и переход в Sauber на сезон 2001 года не позволял надеяться на что-то кроме, в лучшем случае, редкой борьбы в середине пелетона.

Ник Хайдфельд в Sauber в 2001м. Начало подъема

К счастью, болид Sauber C20 получился быстрым. А Хайдфельд превратился в лидера. Напарником его стал Кими Райкконен - тогда еще совсем не чемпион, а еле-еле получивший суперлицензию ФИА зеленый дебютант, перешедший из Формулы Рено. Сезон 2001 года получился блестящим и для Кими, и для Ника, и для команды Петера Заубера. Четвертое место на Гран-при Австралии, первый подиум в Бразилии, и четвертое место команды в Кубке конструкторов! Да еще и явное лидирование во внутрикомандном зачете в пользу Хайдфельда, а ведь уже тогда было понятно, что Кими - совсем не обычный дебютант, а талантливейший гонщик с большим потенциалом.

Это был большой шанс. За карьерой Хайдфельда всегда следили и заботились в McLaren-Mercedes, еще со времен Ф3. А в Формуле 3000 машина была построена этой командой именно под Ника. По окончании сезона 2001 года Мика Хаккинен, лидер McLaren, ушел в отпуск (как позже оказалось - навсегда), что означало, что одной из лучших команд Ф1 срочно требуется гонщик. Хайдфельд был тест-пилотом McLaren и казался наиболее логичным выбором. Но в команду пригласили Райкконена.

Это сильно ранило Хайдфельда, который слишком умный и интеллигентный для того, чтобы сказать что-то негативное о решении Рона Денниса. Похоже, что всемогущему боссу одной из самых титулованных команд в облике Ника померещилось что-то подозрительное - может быть, с организационной или же маркетинговой точки зрения.

Ник Хайдфельд: "Это было большим моим шансом, потому что McLaren-Mercedes помогали мне еще со времен моего второго года в Ф3, когда я впервые сел за руль "серебряной стрелы". Затем, когда я дебютировал в Prost, я все еще был частью McLaren, работал там тест-пилотом, и знал, что у меня есть серьезный шанс перейти туда боевым гонщиком после первого года в Sauber. Но они решили взять Кими. Ок, впоследствии он стал чемпионом мира, но я вполне мог показать этот же результат.

У меня есть много мыслей и теорий на этот счет, но я не буду говорить о них. Однако посмотрите на имидж Кими - этот парень не слишком соответствует образу чемпиона мира".

Итак, возвращение в Sauber. После второго подряд хорошего года, в течение которого стараниями Хайдфельда команда вышла на 5 место в Кубке конструкторов (хотя несколько постарался и новый напарник Ника - очень быстрый бразилец Фелипе Масса) репутация Хайдфельда стремительно повышалась. Но в 2003 Sauber скатилась на 6 место, а немецкий лидер коллектива заработал лишь 6 очков за сезон - машина явно не позволяла рассчитывать на большее.

А вообще среди всех-всех напарников Ника, среди которых - Жан Алези, Кими Райкконен, Фелипе Масса, Джорджо Пантано, Тимо Глок, Жак Вильнев, Роберт Кубица, Себастьян Феттель (вот это список!) никто не мог опередить Хайдфельда. Никто, за исключением Ханса-Харальда Френтцена в 2003 году. Отличный рекорд, но, тем не менее, мест для Ника в Sauber на 2004 год не нашлось- Масса (вернувшийся после годичной работы тестером в Ferrari) и Джанкарло Физикелла больше приглянулись руководству.

Петер Заубер: "У меня было плохое чувство. Мне нравится работать с Ником. Он очень профессионален. Он невероятно точен, особенно в техническом плане. Всем инженерам очень легко работать с ним, кроме того, у него есть скорость. Сейчас Ник в сложной ситуации, но я надеюсь, что он найдет место для себя".

Хайдфельд уверен, что упадок Sauber'а понизил и его собственную цену на рынке автогоночного труда, что сделало сложным поиск работы в 2004 году.

"Ожидания очень важны", - объясняет Ник. "Все вращается вокруг того, как команда воспринимает тебя. В 2001м было здорово, потому что никто не ожидал, что мы можем закончить год на 4 месте. Это был фантастический сезон для небольшой команды.

Ник Хайдфельд на подиуме вместе с  Williams, 2005

Прогресс был серьезным, но, с другой стороны, спустя пару недель мы откатились назад. Все были разочарованы, даже не смотря на то, что мое выступление оставалось на том же уровне. В этом проблема ожиданий".

В итоге Хайдфельд все же нашел место боевого гонщика, отодвинув Йоса Ферстаппена с места второго пилота в Jordan. В тот год команда находилась в глубоком кризисе, и седьмое место в Монако стало праздником. А затем Ника позвали в Williams, однако весьма извращенным и даже несколько унизительным способом - вместе с бывшим чемпионом британской Ф3 Антонио Пиццонией Хайдфельду предстояло пройти тестовую программу (а, фактически, поединок на скорость).

"Сумасшедшая ситуация", - вспоминает Хайдфельд. "Когда сезон 2005 года наконец-то начался, психологически я чувствовал себя, будто прошел целый год! Те  тесты в Williams были не единичными, это продолжалось несколько месяцев!.

На презентации машины в Валенсии ни Антонио, ни я не знали, кто же все-таки сядет за руль. Команда хорошо отзывалась обо мне, но Фрэнк никому не говорил об этом!

За 10 минут до начала презентации нас пригласили в комнату, где ждал Фрэнк. Антонио зашел до меня, и я старался прочитать на его лице, что меня ждет. Не могу передать это ощущение!

Затем в комнату зашел уже я. Мне сказали, что я буду выступать в гонках. Но знаете, я не почувствовал себя счастливым. Мне просто показалось, что с плеч свалился огромный камень. Очень странная ситуация.

Затем, уже на презентации спустя несколько минут, Пиццония сел напротив меня, и говорил, что очень счастлив стать тест-пилотом! Не представляю, чего это стоило ему!".

Так началось долгосрочное сотрудничество Ника Хайдфельда и BMW, которые тогда поставляли моторы британской команде. Однако машина была неудачной. Последняя победа была на счету у Монтойи еще в прошлом году, а во времена Хайдфельда, и до сегодняшнего дня, Williams переживает глубокий кризис - ни одной победы. Однако в 2005 году были и положительные моменты.

Ник рассказывает о сезоне "Ожидания были таковы: сезон будет сложным, потому что над новой машиной работу начали поздновато. Однако это был один из моих лучших сезонов. Первый поул, два вторых места в течение одной недели - в Нюрбургринге и Монако. Но от команды уровня Williams вы всегда ждете большего.

Между BMW и Williams отношения были несколько натянутыми, но оба коллектива - настоящие фанаты автоспорта. У меня осталось впечатление, что в Williams совсем не заботились о политике".

Хайдфельд выступал в Sauber и в конце 2010 года

Мотористы из BMW в 2006 году превратились в настоящую гоночную команду, выкупив Sauber. И переманили с собой Ника - казалось, что эта программа принесет Хайдфельду долгожданную первую победу. После крепкого старта в 2006м, команда прогрессировала до 2008 года. А когда Хайдфельд в Канаде'2008, шедший на тактике 1 пит-стопа, уступил победу Кубице (2 пит-стопа), то казалось, что победа - она уже здесь на пороге.

Но наступил разочаровывающий 2009 год. BMW Sauber скатилась в рейтинге, и, несмотря на то, что Ник вновь опередил Кубицу по очкам, как делал это уже 3,5 года, именно поляк смог найти работу, в отличие от немца.

Тут началась работа тест-пилота в Mercedes, затем - переход в стан шинников Pirelli, и - вновь звонок от Петера Заубера, которму досталась в наследство от BMW его старая команда. 5 гонок в составе Формулы 1, но спустя всего пару недель после возвращения Ника герр Заубер объявил  о подписании контракта на 2011 год с Камуи Кобаяши и Серхио Пересом, в очередной раз оставив Хайдфельда за бортом.

Затем настало 6 февраля 2011 года. Проснувшись утром, он, как обычно, ожидал в лучшем случае еще один год работы на скамье запасных, думая, что шансы в Ф1 все меньше и меньше. Ведь совершенно недостаточно иметь два рекорда в активе, особенно таких: самое большое количество стартов в Формуле 1 без единой победы (172) и наибольшее количество вторых мест в гонках без единой победы (8).

Вернемся к тому утру. Когда он увидел первые новости о Кубице, он понял, что - возможно, только лишь возможно! - для него появилась вакансия. Менее чем через неделю он уже сидел за рулем Renault в Хересе и спустя пару дней имел контракт на весь год. Еще хочется вспомнить видеопослание Роберту от всех гонщиков Формулы 1.

Скорее всего, тяжелее всех отыскать нужные слова было именно Нику Хайдфельду, который заменил своего коллегу в команде Renault. Хайдфельд и Кубица были напарниками в BMW Sauber, но в те годы гонщики не слишком ладили между собой, хотя открытого конфликта не было никогда. Однако Хайдфельд был максимально честен в своем послании: "Наверное, тебе несколько странно видеть меня за рулем твоей машины и в униформе Lotus Renault; на самом деле, я вообще не уверен, рад ли ты меня видеть. Но надеюсь, это мотивирует тебя на скорейшее возвращение".

Новый сезон, новая реинкарнация карьеры Ника Хайдфельда. Весьма заслуженная, несмотря на ужасные обстоятельства, которые реанимировали ее. Удачи, будущий чемпион!

И напоследок предлагаем вашему вниманию подборку лучших обгонов в Формуле 1 под авторством Хайдфельда. Мастер двойных и дождевых обгонов, красота. Да еще и саундтрек забойный.