30 октября 2011 (09:56) / просмотров: 489

Памяти Дэна Уэлдона

Дэн Уэлдон, чемпион Индикара, двукратный победитель Инди-500, чемпион младших европейских серий. 1978 - 2011, RIP.

Двукратный победитель самой престижной американской автогонки Индианаполис-500, чемпион серии IndyCar 2005 года Дэн Уэлдон скончался в результате страшной аварии, произошедшей в финальной гонке сезона, 16 октября 2011 года. Дэна считали одним из лучших гонщиков «золотого поколения» британского автоспорта. Несомненно, Уэлдон входил в число самых быстрых и талантливых современных пилотов мира…

Дэна Уэлдона заслуженно считали одним из самых талантливых современных британских автогонщиков начиная еще с картинга и младших формульных европейских серий - с середины 90х годов. За руль картинга его усадили в возрасте 4 лет отец - сам в прошлом неплохой картингист и мать - служащая автодрома в Милтон-Кинсе, базе команды Red Bull Racing. В возрасте 12 лет Дэн стал трехкратным чемпионом британской картинговой серии Cadet Karting Championship, затем заработал чемпионскую корону британского картинга - British Junior. Годом спустя Уэлдон стал чемпионом мира в серии FIA Formula A, 1995 год, в команде легендарного картингиста Терри Фуллертона.

В 14 лет Уэлдон испытал на себе настоящую охоту со стороны руководителей различных команд младших европейских серий. Предложения сыпались одно за другим - из Формулы 3, британской Ф2, из немецких младших серий. Однако Дэн предпочел не слишком престижную, зато очень техничную серию Formula Vauxhall Junior, где влегкую взял чемпионскую корону в 1996 году. В 97 Дэн Уэлдон побеждал в гонках Формулы Форд, а на следующий год был явным фаворитом, однако дорогу ему перешел Дженсон Баттон, будущий чемпион мира Формулы 1.

В то время, как Баттон пожинал плоды славы, а газеты писали о нем, как о «новом Стюарте, Сертизе и Хилле», Уэлдон внезапно столкнулся с денежными сложностями: семья не смогла продолжать поддержку пилота. Так гоночный мир Европы потерял одного из самых многообещающих талантов новой эпохи. В 1999 году Уэлдон переехал в США, где через несколько лет обрел всеобщую популярность и славу. Новичок из Старого Света в одну калитку выиграл молодежную серию американской Формулы Форд 2000 с первой же попытки, на следующий год завоевал вице-чемпионство в Toyota Atlantic, а чуть позже - и топовой младшей серии США - Indy Lights. Парня с нетерпением ждали в CART, особенно после оглушающего успеха других выпускников европейско гоночной школы - Дарио Франкитти и Хуана-Пабло Монтойи.

Дэн Уэлдон старался в 2002 году перебраться в CART World Series, но в последний момент не повезло - подвели спонсоры, а затем вакантных мест не осталось. Парня тут же перехватили менеджеры другой «формулыной» серии – IndyCar, где ему предоставили шанс в Panther Racing. Всего пара гонок в сезоне, но за перспективным англичанином вновь объявили охоту боссы самых лучших команд. Авария Дарио Франкитти в 2003 году на мотогонках привела к тому, что кокпит 3-кратного чемпиона в команде Марио и Майкла Андретти предоставили именно Дэну. Когда Франкитти выздоровел, Дэна оставили в команде - Майкл Андретти ушел из гонок после Indy 500.

В Индикаре репутация Уэлдона, как быстрого и стабильного гонщика, подтвердилась: выпускник европейской школы показал себя на американских овалах зрелым пилотом и серьезным соперником. В 2004 он одержал первую победу в Монтеги, а затем, в 2005м стал первым англичанином со времен Грэма Хилла (1966), которому покорилась «Старая кирпичница» Инди-500. В этом же сезоне он стал чемпионом.

Сложно поверить, но Уэлдон предпочел сразу после титула перейти в другую команду - знаменитую по выступлениям Монтойи Chip Ganassi Racing. Партнерство началось великолепно – победой Дэна Уэлдона в команде Гэннэси серии Grand-Am на спортпрототипах в 24 часах Дайтоны. Неплохим был сезон и в IndyCar. Дэн уступил титул лишь Сэму Хорнишу-младшему, своему первому партнеру в Индикар, да и то всего лишь по количеству побед.

В 2007 и 2008 годах Уэлдон приехал 4м в чемпионате, одержав по 2 победы за сезон (а всего он 15 раз поднимался на верхнюю строчку подиума американского чемпионата). К сожалению, пути Чипа Гэннэси и Уэлдона разошлись. Чип предпочел вновь взять на работу Дарио Франкитти, чья карьера в Наскаре не удалась.

На следующий, 2009 год, Дэн Уэлдон вернулся в свою первую команду - Panther Racing. Хотя теперь он вновь был на пике формы, но его машина не позволяла добиться серьезных успехов. Тем не менее, на его счету в 2009 и 2010 несколько успешных гонок и место в топ-10 чемпионата. А в этом году вновь подвели спонсоры, в результате команда была вынуждена нанять другого гонщика. В середине сезона спонсоры решили свои проблемы, и Дэна тут же вновь взяли в коллектив.

29 мая 2011 года Дэн Уэлдон неожиданно одержал вторую в карьере победу в Инди-500, объединив усилия со своим другом и коллегой Брайаном Хертой, с которым когда-то выступал в команде Andretti Green. Одновременно Дэна привлекли к работе над машиной IndyCar нового поколения, назначив его официальным тест-пилотом.

После того, как босс IndyCar Рэнди Бернард объявил о невероятно большом денежном призе за победу в финальной гонке чемпионата - 5 миллионах долларов, Дэн решил побороться за победу. За 2 недели до Лас-Вегаса, Дэн потренировался на спидвее в Кентукки, и его называли одним из реальных претендентов на победу. Однако в попытке собрать в гонке лучших гонщиков мира, организаторы забыли о безопасности. На старт заезда в Лас-Вегасе вышло 35 гонщиков - невероятно много для короткой и сверхскоростной трассы.

Дарио Франкитти, трехкратный чемпион IndyCar, рассказал, что начал предчувствовать беду за 5 кругов до трагедии: «Мне вдруг стало ясно, что ребята стали делать какие-то неправильные, непонятные вещи. То и дело возникала толчея, которая на скоростях за 350 км/ч нереально опасна. Я поклонник плотной борьбы колесо в колесо, но здесь было по другому. Я знал - лишь одна небольшая ошибка, и произойдет завал… я все еще не верю, у меня нет слов».

Для американцев Дэн Уэлдон стал идеалом мечты иммигрантов, адептом американской мечты. Среди всех британских - а, пожалуй, и европейских автогонщиков, перебравшихся в Новый свет, Уэлдон стал настоящей частью Америки. И своей второй родине он платил, как мог - всю сумму денежного приза за победу в Айове в 2008 году он передал в помощь жертвам торнадо в этом штате. Возможно, его любовь к Америке стала главной причиной того, что в 2006 году он отклонил предложение команды BMW Sauber стать третьим пилотом в их команде Формулы 1 вметсе с Жаком Вильневым и Ником Хайдфельдом. Действующий победитель Инди-500 и чемпион IndyCar - для него это было весьма лестным и заманчивым предложением, но зачем что-то менять, когда он уже добился всего на новой родине?

В 2008 Дэн Уэлдон женился на своей ассистентке Сьюзи, в браке родилось двое детей - Себастьян (2009) и Оливер (март 2011). Его семья, как и друзья по всему миру, как и миллионы поклонников автоспорта, глубоко скорбят в это печальное время.

Льюис Хэмильтон, чемпион Формулы 1:
"Невероятно печальный день. На карьеру Дэна я ориентировался, когда делал свои первые шаги в гонках в Великобритании. Он был необычайно талантливым гонщиком. Каждый из нас, его коллег, следил за ним с восхищением и глубоким уважением. Страшная потеря для мирового автоспорта. Мое сердце - вместе с семьей и близкими Дэна".

Команда Дэна Уэлдона с 2003 по 2005 годы, Andretti Autosport
"Мы страшно опечалены потерей одного из наших чемпионов. Дэн был победителем Инди-500 и серии Индикар вместе с командой Andretti Autosport - а потом стал одним из наших самых страшных соперников на трассе, пусть и оставался другом. Мы нечасто видели такой энтузиазм и самоотверженность. Мы всегда будем вспоминать Дэна Уэлдона. Наши глубочайшие соболезнования его семье, команде и близким. Дэн - один из самых великих чемпионов Индикар, и останется им навсегда".

Марк Уэббер, пилот команды Red Bull Формулы 1:
"Покойся с миром, Дэн. Я всегда буду помнить дни нашей юности в Британии в 1995-1996. Скучаю по тебе, друг… "

Даника Патрик, пилот команды Andretti Autosport:
"Сегодня у меня нет слов. И я, и тысячи других людей потеряли настоящего человека. Я молюсь за Сьюзи и детей ".

Рубенс Баррикелло, гонщик Формулы 1:
“Только что сошел с самолета и узнал о смерти нашего друга Дэна Уэлдона. Мне больно. Всегда буду помнить те дни, когда мы гонялись в Бразилии в картинге вместе с ним. Покойся с миром”.

Дженсон Баттон, чемпион мира Ф1:
«У меня столько воспоминаний о Дэне в начале 90х… Мы потеряли легенду спорта, но более важно – великолепного друга. Не хочу представлять, что чувствует сейчас его семья».

Пол Трэйси, гонщик, чью машину протаранил болид Уэлдона:
"Машина Дэна ударилась о мою. Она взлетела и со страшной силой ударилась о стену. Ужасная авария. Когда меня забрали в госпиталь, то было ясно - со мной все в порядке. В этот момент я молился о Дэне и о других пилотах».

Джон Сёртиз, чемпион Формулы 1 1964 года:
«Бедный, бедный мальчик. Я знал его с детства, и всегда восхищался его талантом. 2 года назад, когда умер мой сын Генри, Дэн одним из первых поддержал меня. Он сказал, что мы все рискуем, и сами выбираем этот путь. Покойся с миром».

Дарио Франкитти, чемпион IndyCar:
“Всего полчаса назад мы подначивали друг друга, а теперь его нет. Вчера я сказал его сыну Себастьяну, что мы с его папой знаем друг друга с 6 лет… Он был моим другом. Все мы потеряли великого человека. Хочу рассказать одну историю, которая у меня постоянно прокручивается в голове. Однажды я, Тони Канаан и Брайан Хента вместе с Дэном отмечали очередную гонку. Отец Дэна - ирландец по происхождению, а мать - шотландка. До того дня я думал, что легендарная шотландская жадность была у Дэна в крови. Он никогда не платил по счетам за общий стол! Казалось, что это был злобный младший братец!

А однажды он пригласил всех нас, и предложил заплатить за все! Ну, мы взяли его кредитку и накупили кучу дорогущих вещей. Счет превысил 5000 долларов. А Дэн даже не дрогнул - просто улыбнулся, и сказал, что хочет сделать нам еще по подарку, и купил каждому по бутылке шампанского. Я очень скучаю”.

Хуан-Пабло Монтойя, гонщик Наскар, чемпион CART, экс-пилот Ф1:
“Он первым поверил в меня, когда я перешел в американские кузова. Он выступал в нашей команде в Индикар, и шутил, что не хочет и ноги моей видеть там, чтобы я не отбивал у него победы. Он был одним из моих самых лучших друзей”.

Семья Дэна Уэлдона поблагодарила всех, кто выразил соболезнования чемпиону IndyCar.

Клайв Уэлдон, отец погибшего гонщика: "Наша семья хотела бы поблагодарить каждого за их поддержку и соболезнования. Даниэль родился для того, чтобы стать гонщиком, а вчера покинул нас, занимаясь любимым делом. Он был настоящим чемпионом и джентльменом как на трассе, так и вне ее.

Он был примером и настоящим братом для Остина, Эшли, Эллиота и Холли. Он был городостью для меня и для моей жены Сью».