31 октября 2010 (08:10) / просмотров: 2383

Первый русский в Формуле 2: Князь Игорь Николаевич Трубецкой

Князь Игорь Николаевич Трубецкой и его жена Барбара Хаттон

Князь Игорь Николаевич Трубецкой и его жена Барбара Хаттон

князь Игорь Николаевич Трубецкой

князь Игорь Николаевич Трубецкой

Кто стал первым русским гонщиком в Формуле 2? В 2009 там дебютировал Михаил Алешин. Немного углубившись в историю, мы вспомним, что Формула 3000 - это близкородственная серия чемпионату Ф2, которая приняла эстафету у классической Формулы 2 в 1985 году. А в Ф3000 выступал когда-то и Виталий Петров. А еще таковым может считаться Виктор Маслов, также выступавший в Ф3000 в начале двухтысячных. Кто-то может вспомнить покойного Алана Беркова, россиянина, который засветился в британской Ф3, а затем еще и в 1996 году в местной британской Формуле 2 (такая серия существовала 2 года). Однако на самом деле самым первым русским в Формуле 2 был князь Игорь Николаевич Трубецкой, а дебют его состоялся аж в 1948 году!

Князь Игорь Николаевич Трубецкой родился 23 августа 1912 года, а умер совсем недавно - в декабре 2008 года, в возрасте 96 лет. Его родители после Октябрьской революции эмигрировали во Францию, и больше князь ни разу не побывал на родине. Однако он прожил интереснейшую и долгую жизнь, став чемпионом по велогонкам, а также всерьез увлекался лыжным спортом. Еще он был четвертым мужем американки Барбары Хаттон - одной из богатейших женщин своего времени. Они поженились весной 1948 года.

В 1948 году князь Игорь Трубецкой основал гоночную команду под названием Gruppo Inter ("Международная команда" вместе с итальянским графом Бруно Стрези. Вместе они приобрели 3 Ferrari: 2 "спайдера" Corsas, и легендарную Ferrari 166 Tipo.

Феррари 166 Tipo (также известная, как Ferrari 166 F2, или 166 Tipo Inter), за рулем которой Игорь Трубецкой вышел на старт сначала Гран-при, а затем и самой первой гонки Формулы 2 в истории.

Дебютом новой команды (и Трубецкого за рулем одной из машин) стал Гран-при Монако, т.е., фактически, событие, которое сегодня мы называем гонкой Формулы 1! Примечательно, что именно это Гран-при стало также дебютным для легендарной Феррари, и именно Трубецкой стал первым гонщиком "больших призов" за рулем Ferrari! Состоялось это событие 16 мая 1948 года, и стало первой гонкой такого уровня после войны.

К 50 кругу этой гонки (а это половина дистанции) 11 из 19 машин выбыли из борьбы. Но князь Игорь, за рулем машины под номером 36, все еще сражался. На 54 круге Луи Широн при обгоне врезался в эту машину, что привело к сходу Трубецкого. Авария была очень жесткой, но гонщику повезло - он отделался разбитым лицом и незначительными ушибами рук и ног. Ту гонку, кстати выиграл Джузеппе Фарина, а средняя его скорость составила 101,3 км/ч.

Князь Игорь Трубецкой на Гран-при Монако 1948 года. Обратите внимание на рекламу шин Pirelli!

Князь Игорь Трубецкой на Гран-при Монако 1948 года. Обратите внимание на рекламу шин Pirelli!

Трубитской в Гран-При

Трубецкой в гонке Гран-при

4 июля 1948 года Игорь Трубецкой снова вышел на старт гонки, в этот раз на Гран-при Европы в Швейцарии, и вновь на Ferrari. Он смог финишировать девятым. А спустя всего две недели после этой гонки он стал первым русским гонщиком самой первой гонки, в названии которой упоминалась Формула 2!

Гонкой поддержки для Гран-при Реймса 1948 года стало соревнование под названием "Гран-при для малолитражных машин класса Формула Б (Формула2)", в оригинале "GP pour petite cylindrees de classe Formula B (Formula 2)", которая прошла в провинции Шампань во Франции. Было это 18 июля 1948 года, а князь Игорь Николаевич Трубецкой занял 9 место (по другим данным - 10 место, проехав 20 кругов из 25, но был все же классифицирован).

Фото: Гонка Формулы 2, правда 1949 года, но Ferrari 166 Tipo F2 присутствует

После этого Трубецкой еще дважды выходил на старт Гран-при: 29 августа 1948 года (Гран-при Альби на Планке), где попал в серьезную аварию и вылетел из разбитой машины. И в этот раз обошлось без серьезных повреждений. И уже через месяц он вышел на старт Гран-при Флоренции, где смог финишировать на 8 месте.

К концу 1948 года все 3 машины Ferrari Tipo 166 нуждались в серьезной переделке для соответствия регламенту, однако Трубецкой вместе со своим партнером Стрези решили расформировать команду Gruppo Inter…

Однако история на этом не заканчивается. Пасынок князя Игоря Трубецкого, Лэнс Ревентлоу, с помощью отчима создал команду Scarab, в которой выступал в Формуле 1 в 1960 году! Примечательно, что одним из гонщиков команды одно время был сам Стирлинг Мосс. Однако команда вышла на старт лишь в двух гонках, и не квалифицировалась в пяти. Лучшим результатом осталось 10 место, а всего машинам этого коллектива было суждено проехать в Ф1 лишь 87 кругов. После этого страсть Лэнса Ревентлоу к гонкам и постройке машин угасла, и он занялся лыжным спортом (также с подачи отчима Игоря Трубецкого).

Князь Игорь был очень разносторонним человеком. Ему принадлежала богатая коллекция полотен известнейших мастеров - Матисса, Пикассо, Ренуара. Однако после развода с Барбарой Хаттон большую часть полотен он был вынужден продать. По воспоминаниям его друзей, каждый раз, когда он продавал картину, он плакал, а перед продажей старался сделать копию, что у него получалось превосходно. Талант Игоря Трубецкого к живописи передался его сыновьям Арно и Кристоферу, которые до сих пор известны в Европе, как отличные мастера реставрации старинных полотен.

В 2008 году, совсем недавно, первый русский гонщик Формулы 2, первый русский, вышедший на старт гонок класса Гран-при, первый человек, который вывел на старт больших призов машину Ferrari, скончался в возрасте 96 лет, прожив удивительную и полную событий жизнь.