24 ноября 2013 (22:38) / просмотров: 549

Почему в Формуле 1 нет гонщика под номером 13?

13

Формула 1 больна душевным недугом. Имя ему - трискаидекафобия. Для тех читателей, которые не подвержены трискаидекафобии, поясняем: эта болезнь порождает иррациональный страх к числу 13.

Такой спорт, который полностью зависит от науки и от самых передовых, буквально аэрокосмических технологий, довольно странно и ненормально, что число 13 не используется совсем. Конечно, Формула 1 идёт бок о бок с серьёзными травмами и смертельным риском, а суеверия - неотъемлемая часть процесса. Но для многих болельщиков выглядит глупо, что суеверие до сих пор не развеяно ветром аэродинамической трубы, а номер 13 так и не достался ни одной машины. Чиновники из автофедерации ФИА заслужили бы этим поступком некоторое уважение.

В других видах спорта число 13 не является таким уж табу. Защитник итальянской футбольной команды Алессандро Неста одевает форму с номером 13, выступая за страну и свой клуб. Так же поступают футболисты немецкой сборной Герд Мюллер и Михаэль Баллак. Американские коллеги подсказывают, что легенда НФЛ Дэн Марино также предпочитал этот номер, но фото с его изображением я так и не нашёл - поищите своего американца!

В целом, принято считать, что мы - болельщики автоспорта, достаточно рациональные ребята. Мы знаем, что число никак не влияет на скорость или производительность двигателя. Правда ведь, знаем?

Впрочем, зерно разума есть и в боязни числа 13. Оно играет с нашим подсознанием: если гонщик верит в его негативную силу, то и скорость у него может упасть. Выйдя на трассу (или на поле, или на корт), и имея сильную мысль в голове о том, что номер 13 принесёт неудачу, сложно отключить направление мысли. Число 13 в Формуле 1 будет отвлекать, производительность - падать, а виноватыми окажутся эти две цифры - "1" и "3". Вот так.

Как насчёт такой логики: собаки не понимают числа и не умеют считать. Ни одна гончая или борзая никогда не страдала от числа 13. А вот владелец собаки вполне мог страдать - и именно его мысли могли повлиять на решение собачника отказаться от этого номера в гоночной упряжке. На собачника, но не на собаку.

Вернёмся к числу 13 в Формуле 1. В этом году этот номер, по логике вещей и регламента, должен принадлежать Адриану Сутилу, который в 2010 году провёл свой лучший сезон в Ф1. В 2009 году под номером 13 должен был выступать Марк Уэббер - первые победы и лишь шаг от заветного титула для австралийца. Но, разумеется, "из-за исторических прецедентов" оба гонщика предпочли номер 14. Была бы разница, если бы они нацепили комбинезоны с номером 13? Ну да, конечно, как же.

Но когда-то давным давно один гонщик решил изменить эту традицию и принёс номер 13 в Формулу 1. Его звали Мойзес Солана, и в автогонках он не был таким уж неудачником. Говорят, правда, что он был  суеверным, и частенько любители истории Ф1 рассказывают байку о том, что номер 13 стоил ему продолжения карьеры в самой титулованной команде Формулы 1. Но число 13 не беспокоило его, совершенно. На Гран-при Мексики 1963 года Солана с гордостью управлял болидом под номером 13.

Мойзес Солана

Мойзес Солана, гонщик Ф1 из Мексики, выступавший под номером 13

В целом, Мойзес Солана принял участие в 8 Гран-при, каждый раз - на Североамериканском континенте. В промежутке между 1963 и 1968 годом он не пропустил ни одну домашнюю гонку Формулы 1, а ещё выступал в ГП США в 65 и 67 годах. К сожалению, лишь в 1963 году ему удалось квалифицироваться и финишировать на 11 месте в команде BRM, управляя болидом Формулы 1 под номером 13.

Байка историков Ф1 состоит в том, что команда Ferrari предложила ему место в команде, однако гонщик отказался от этого, когда понял, что ему предстоит провести ночь в бывшей комнате Рикардо Родригеза - соотечественника, который гонялся в Ferrari до своей смерти в 1962 году. Мойзес Солана сразу же покинул Модену и отказался от заманчивого предложения. В то же время, он вполне спокойно чувствовал себя в машине №13, в отличие от своих коллег.

Несомненно, Мойзес вышел бы на старт Гран-при Мексики и в 1969 году, если бы ему не помешала собственная гибель. Гонщик разбился в гонке чемпионата Can-Am, управляя автомобилем McLaren в родной Мексике. Кстати, номер машины не был 13. Авария была страшной: гонщик разбился о стену, его машина загорелась, и никто не смог вытащить пилота из пламени, пока оно не погасло через 2 часа. Мойзес Солана, управлявший болидом №13 в Формуле 1, покоится в семейном склепе в Мехико, и до сих пор остаётся культовой личностью в автоспорте у себя на родине.

Прошло уже почти 40 лет с тех пор, как число 13 в последний раз попыталось выйти на старт Гран-при Формулы 1. Гонщика звали Давина Галика, но он не смог пройти сквозь квалификационное сито в 1977 году. Когда-нибудь суеверие о числе 13 прервётся и в Формуле 1. Интересно будет поглядеть, разрешит ли ФИА этому гонщику надеть комбинезон с единицей и тройкой.