15 декабря 2010 (22:09) / просмотров: 293

Последнее интервью Тома Уокиншоу

Том Уошкин

Буквально за пару дней до смерти Тома Уокиншоу к нам в руки попало интервью, где легендарный гоночный менеджер рассказывает об автоспорте, исторических гонках и Формуле 2. Оно показалось нам интересным, и мы планировали разместить его на сайте позднее. Оказалось, что это оказалось последним интервью Мастера…

Интервью брал Майк Джайгл, журнал Vintage Racing об исторических гонках и истории автоспорта.

"Этот человек начал гоночную карьеру, как еще один из тысячи подростков, пытающихся удовлетворить свои амбиции. Большинство из таких парней остаются в памяти пыльных архивов, особенно если не достигают сколь-нибудь заметного успеха. Однако в данном случае не слишком успешный гонщик стал одним из легендарных личностей в мировом автоспорте. Сегодня передо мной сидит многократный обладатель чемпионских титулов, завоеванных для своей команды и именитых партнеров, включая две победы Jaguar в Ле-Мане и несколько победных чемпионатов мира спорткаров. Том Уокиншоу".

Вопрос: У вашей любви к гонкам генетическая предрасположенность?

Том Уокиншоу: Нет, нет. Все начиналось с местного гаража в Минисе, и я пацаном мыл там машины, приводил их в порядок, и помогал готовить их к заездам на местных трассах.

Вопрос: Кто в те годы был вашим кумиром в автогонках?

Том Уокиншоу: Джим Кларк, только он. Кстати, ферма его родителей была всего в 20 милях от нашего дома.

Вопрос: Первая гонка, где вы вышли на старт, это, насколько мне известно, MG Midget - клубный заезд в Шотландии?

Том Уокиншоу: Верно. Мои первые 2 или 3 гонки прошли в Инглистоне, близ Эдинбурга в Шотландии. Машина была более или менее обычная, дорожная, просто слегка переделанная для гонок. Именно она дала мне возможность подзаработать денег для Формулы Форд. Помню, что купил подержанный грузовичок почтовой службы, вырезал пару окон по бокам, приварил к нему тягу для прицепа, приспособил пару деревянных коек внутрь, а еще приделал мобильную газовую плиту - вот и все, я был готов путешествовать по всей Англии! Ночью в пятницу я прицеплял свою Формулу Форд к этому трейлеру, ехал на гонку, выступал, и возвращался на работу утром в понедельник.

Вопрос: Можно сказать, что вы были похожим на подающих надежды рок-певцов той эпохи, которые занимались своей музыкой, получали деньги на поддержку живота, и катались по стране в минивэнах Форд Транзит со своими спальниками? Так начиналась карьера?

Том Уокиншоу: Все это не имело отношения к деньгам, это точно! Здорово, когда я оглядываюсь на то время, вспоминаю, что мы делали в самом начале выбранного пути - в моем случае, гонок! Прекрасное чувство. Когда я задумываюсь об этом, то не могу поверить - неужели я делал некоторые вещи? В то время все мои мысли были направлены на то, как добраться до автодрома, квалифицироваться и выступить в гонке. Ну и как вернуться вовремя к началу работы в понедельник. Большинство английских трасс находились далеко от дома, поэтому очень много времени я проводил в дороге. Я работал в семейном бизнесе - выращивании овощей на продажу, передышек не было вообще. Думаю, что самым сложным было добираться из Шотландии в Англию почти на каждый уик-энд.

Вопрос: Успех пришел довольно быстро; на самом деле, уже на второй год карьеры в гонках (1969) вы стали чемпионом Шотландии в классе Formula Ford, что привело вас в британскую Формулу 3.

Том Уокиншоу: В Ф3 меня привел Джим Рассел. Он продавал машину Эмерсона Фиттипальди - Lotus 59. Я купил ее, и выступал на ней. Позже в том году меня пригласила команда March, там я и выступал.

Вопрос: Вы выступали в разных гоночных категориях, включая Формулу 2 и Ф5000, однако славу вам принесли спорткары. Какой вид гонок вам больше нравился?

Том Уокиншоу: На самом деле, все за меня решил топливный кризис 1973 года. Спонсоры просто не хотели вкладывать деньги в формульные гонки в Британии. А в тот год компания Форд часто приглашала меня протестировать и выступить на очередной новой туринговой машине или на спортивном Escort. Нужно было что-то кушать, поэтому я согласился заняться тестами в Снеттертоне. Инженеры спрашивали меня, что я думаю о машине и как они могут улучшить ее. Честно говоря, для них мое мнение было слишком радикальным. Однако именно в эти дни я научился понимать технику и работать с инженерами и механиками. Мы с ними изменили машину, и она поехала очень, очень быстро! На самом деле, когда мы закончили работу, то машина опережала и знаменитые Camaro, и все подобное. Компания была очень довольна моим вкладом в работу, и в следующий раз они пригласили меня потестировать дорожную машину и улучшить ее характеристики. После успеха и в этом деле, они пригласили меня для работы с Escort RS2000, и так все пошло.

Вопрос: А с командой Tom Walkinshaw Racing (TWR) все было точно так же?

Том Уокиншоу: Да, наша компания не занималась не столько и не только гонками, но, скорее, доводкой дорожных и гоночных машин до ума. Мы начали с небольшого гаража на севере Лондона, а позже перебрались в Кидлингтон, который был нашим домом много лет. Там было проще проводить тесты. С тех пор мы постоянно росли, нанимали новых сотрудников. Сначала мы работали только с Ford над их моделями Escort RS2000, а затем и Capri.
Затем к нам подтянулись BMW, предложившие поработать над их "Бэтмобилем" в чемпионате мира - в то время я выступал за рулем Capri в Англии. Я спросил у Форд, не возникнут ли в связи с этим коммерческие конфликты. Мне дали полную свободу действий, и когда мы закончили работу над заводской Ford Capri в Англии, я перебрался на континент, где занялся работой и гонками за BMW. И выступал я на ней в чемпионате мира.

Вопрос: Что было для вас важнее в те годы - гонки или инженерные задачи?

Том Уокиншоу: Я всегда интересовался техническими аспектами спорта, и много раз высказывал свое мнение о той или иной машины, получая за это деньги.

Вопрос: Расскажите про взлеты и падения тех лет в вашей карьере.

Том Уокиншоу: Взлеты и падения? Победы - самый большой взлет, и мы всегда могли повторить их. А падения - это те дни, когда мы проигрывали, вот и все. Но, честно говоря, такого я не припомню - чтобы у меня был настоящий спад. Особенно в автоспорте - если ты жив-здоров, у тебя есть еда и кров, то жизнь продолжается, вот так!"