10 февраля 2014 (16:18) / просмотров: 597

Превью сезона Формулы 1 в 2014 году: изменения в Королевских гонках

formula-1

Через полтора месяца, 14 марта, стартует чемпионат мира по автогонкам в классе Формула 1. Первая гонка, почти традиционно, пройдёт в австралийском Мельбурне. И до самого ноября лучшие автогонщики планеты будут наматывать круги в погоне за каждым очком, надеясь на титул чемпиона мира. Ситуация хорошо знакома болельщикам автоспорта. Однако перемены в правилах, регламенте и автомобилях Формулы 1 в этом году настолько серьёзны, что их не раз называли "самыми серьёзными за последние 20-30 лет".

Благодаря столь глобальным изменениям в чемпионате, даже опытные поклонники Формулы 1 способны утратить суть происходящего на гоночных трассах в 2014 году. Ведь этот спорт претерпел, без преувеличений, революционные изменения. Совершенно новые двигатели, радикальная смена внешнего вида, аэродинамики, системы топливной эффективности - и всё это одновременно.

Большинство изменений в Формуле 1 в сезоне 2014 года направлены на снижение потребления горючего, иными словами - к "экологичным" гонкам. Можно долго спорить о том, что все болиды Ф1 за весь сезон сжигают меньше топлива, чем один рейс современного авиалайнера в межконтинентальном полёте. Это на самом деле почти так, но речь об экологии идёт в других масштабах.

Формула 1 - вершина автоспорта. Множество технологий приходят в мир "гражданских" автомобилей именно отсюда. Мощные, прожорливые и громоздкие 8-цилиндровые двигатели всё реже и реже устанавливаются в обычные дорожные машины. Сейчас более популярны небольшие турбированные моторы. Именно такие, объёмом 1,6 литра, будут выступать с этого года в Ф1. А это значит, что инженеры автопроизводителей получат для своих (и наших с вами!) нужд превосходный опытный полигон. Но начнём по порядку.

Новое в Формуле 1: календарь чемпионата 2014 году

№  Страна/город                    Даты проведения Гран-при
1       Австралия (Мельбурн)            14-16 марта
2       Малайзия (Куала-Лумпур)         28-30 марта
3       Бахрейн (Сахир)                 4-6 апреля
4       Китай (Шанхай)                  18-20 апреля
5       Испания (Каталунья)             9-11 мая
6       Монако (Монте-Карло)            22-25 мая
7       Канада (Монреаль)               6-8 июня
8       Австрия (Шпильберг)             20-22 июня
9       Великобритания (Сильверстоун)   4-6 июля
10      Германия (Хоккенхайм)           18-20 июля
11      Венгрия (Будапешт)              25-27 июля
12      Бельгия (Спа-Франкоршам)        22-24 августа
13      Италия (Монца)                  5-7 сентября
14      Сингапур (Сингапур)             19-21 сентября
15      Япония (Сузука)                 3-5 октября
16      Россия (Сочи)                   10-12 октября
17      США (Остин)                     31 октября-2 ноября
18      Бразилия (Сан-Пауло)            7-9 ноября
19      Абу Даби (Яс-Марина)            21-23 ноября

 

Календарь в предстоящем сезоне очень интересный. Во-первых, никуда не делись великолепные классические трассы в Европе, Австралии и кое-что в Азии. Это колыбель Формулы 1, и настоящие дворцы автоспорта. Гонки в Сильверстоуне, Монако, Мельбурне, Куала-Лумпуре всегда интересны болельщикам и пилотам. Жаль, что в последние годы Гран-при Ф1 всё чаще проходят в богатых и развивающихся странах наподобие Бахрейна, Китая или Абу-Даби. Такие гонки, как правило, скучнее классических. Но в этом году всё иначе. Потому что в календарь возвращается легендарная европейская трасса А1-Ринг, или, как она теперь называется, "Ред Булл Ринг". Шпильберг, Австрия - отличное место для проведения Гран-при. А последний раз гонки здесь проходили в далёком 2002 году. После этого автодром некоторое время был полузаброшен, а затем - выкуплен концерном-производителем энергетических напитков. Трасса действительно замечательная, без преувеличений.

Наконец, невероятно долгожданное событие - первый в истории Гран-при России. Болельщики ждали этой гонки десятилетиями. Ещё во времена существования Советского Союза босс Ф1 Берни Экклстоун мечтал о проведении Гран-при в России. Проект не сложился, но мечта осталась. И вот, наконец, первая гонка Формулы 1 пройдёт в середине октября в городе Сочи. Трасса, как говорят, получится великолепной - современной, с отличными возможностями для обгона.

Новое в Формуле 1 - силовые агрегаты

Слово "двигатель" в рамках Формулы 1 теперь должно остаться в прошлом. Вместо него правильнее использовать словосочетание "силовая установка".

Дело в том, что с 2014 года все болиды Ф1 оснащаются системой ERS - "рекуперативкой". Этот аппарат, совмещённый с мотором, будет аккумулировать тепловую энергию, а также часть энергии, затрачиваемой на торможение. Предшественник этой системы, KERS, занимался аккумулированием лишь тормозной энергии. Да и тратить этот запас мощности можно было лишь непродолжительное время на каждом круге, для увеличения отдачи двигателя. Теперь же и энергии будет откладываться значительно больше, и использовать её можно будет чаще.

Впрочем, ещё серьёзнее - смена регламента на сами моторы. Долгое время правила предписывали командам использовать 2,4-литровые атмосферные двигатели компоновки V8. Теперь же болиды Формулы 1 переходят на более современные 1,6-литровые двигатели с 6 цилиндрами. Они хоть и будут менее мощными, зато это турбированные моторы. Плюс, не будем забывать и про рекуперацию энергии ERS. В то время, как старые двигатели достигали 18 тысяч оборотов в минуту на пике выдачи мощности (а это около 770 л.с.), новые моторы V6, как ожидается, будут раскручиваться "лишь" до 15 тысяч оборотов. Вероятно, их мощность будет простираться от 600 до 620 л.с.

Система ERS в Формуле 1

А теперь - подробнее про новую технологию Формулы 1 - ERS (система рекуперации энергии, Energy Recovery System). Эта новинка, хотя и является потомком хорошо знакомой системы KERS, но потеряла букву K в начале аббревиатуры. Энергия теперь аккумулируется не только за счёт кинетических сил (при торможении). Роль ERS состоит в том, чтобы "добывать" для двигателя ещё около 160 л.с. А это значит, что мощность силовой установки в Формуле 1 будет примерно на том же уровне, что и ранее - правда, лишь на пиках, до нескольких секунд на круге.

Новая система ERS способна аккумулировать и выдавать в два раза больше энергии, чем установка предыдущего поколения, KERS. Более того, гонщикам Формулы 1 разрешено использовать её в течение более продолжительного периода времени - от 6 секунд в прошлом году до приблизительно 33 секунд в этом сезоне. Что означает значительное увеличение крутящего момента и ускорения. А на практике это выльется в облегчении обгонов и увеличении их количества. Ждём потрясающие сражения на трассе, особенно на длинных прямых.

Не менее важная новинка - коробки передач свежего поколения, с 8 передачами вместо 7, как было в прошлые годы.
Конструкция и аэродинамика

Наиболее заметные изменения в видимой конструкции болидов Формулы 1 - в их носовой части. Из-за перемен в области обеспечения безопасности пилотов, максимальная высота переднего обтекателя Формулы 1 уменьшится с 550 мм (2013) до всего 185 мм (2014). Другое важное изменение - более узкое переднее крыло (от 1800 мм в прошлом году до 1650 мм в нынешнем сезоне).

С задней части болидов Формулы 1, вместо двойного выхлопа, останется лишь одна "труба". Изменилось и направление выхлопа - раньше для увеличения прижимной силы команды направляли поток горячих газов вниз, теперь правила требуют верхний подход к вопросам выхлопа.

В целом, все изменения в регламенте направлены на уменьшение прижимной силы. По задумке организаторов, на первый план должны выйти показатели силовой установки, а главное - пилотских навыков конкретного гонщика.

Топливо и система начисления очков в Формуле 1

В попытке приучить команды Формулы 1 к принципу экологичности, чиновники ФИА установили максимальный расход топлива за гонку. Таким образом, инженеры должны добиться минимального потребления топлива. С 2014 года в Ф1 позволено заливать в топливные баки лишь 100 килограмм горючего. Этого количества должно хватить от первого и до последнего круга: дозаправки запрещены. Такая практика в Формуле 1 вводится впервые. Как правило, год назад болид расходовал около 160 кг топлива в каждой гонке.

Для того, чтобы обеспечить высочайший уровень интереса болельщиков до самой последней гонки сезона, теперь за заключительный Гран-при будет начисляться в 2 раза больше очков, чем за обычный этап. Подробнее об этом мы писали в статье: новые правила в Формуле 1: маразм крепчал. Дело в том, что это самое неоднозначное (а, если честно, наиболее дурное) нововведение в новом сезоне.

Другие новинки в Формуле 1 в 2014 году

В календаре чемпионата Формула 1 есть некоторые изменения: возврат Гран-при Австрии на трассе Red Bull Ring, а также совершенно новая гонка - Гран-при России в Сочи. В этом году не будет гонки в Индии (трасса в этой стране вернётся в самом начале 2015 года). А Гран-при Южной Кореи окончательно выпал из календаря.

Номера гонщиков: перед началом сезона всех пилотов попросили выбрать номера, под которыми они хотели бы выступать до конца карьеры в Ф1, от 2 до 99. Действующий чемпион мира имеет право ездить под титулованной "единичкой".

Награда за поул-позиции: ФИА объявила, что гонщик, заработавший наибольшее количество поулов, получит специальную внезачётную награду: трофей поулов.

Заключение

Хотя Формула 1 всегда ассоциировалась с передовыми автомобильными технологиями, нынешние нововведения в чемпионате, как ожидается, ещё более приблизят Ф1 к достижениям инженерной мысли. Весьма вероятно, что гонки будут вновь увлекательными, а чемпионом мира станет, наконец-то, кто-то помимо четырёхкратного призёра Себастьяна Феттеля.