26 июля 2014 (02:20) / просмотров: 242

Судьба чемпионата Формула Е или электрический путь к мечте

Формула Е

О принципиально новом автогоночном чемпионате Formula E слышали все болельщики гонок и в то время как мы немного ругали эту серию, фанаты Формулы Е создавали сайт. Электромобили - революционная техника для мира скоростей, хотя машины-гибриды уже давно выступают и в Ле-Мане, а с некоторыми оговорками - и в самой Ф1. Даже команда Mercedes назвала в этом году свои болиды так: Mercedes W05 Hybrid, акцентировав внимание на электрической составляющей своей техники.

Организаторы и ФИА полны оптимизма. И сложно требовать от них чего-то другого. Только остаются вопросы. Скажем, с 2005 по наши дни открывалось немало таких вот "перспективных чемпионатов" с большим позитивом. Формула 2, A1GP, Суперлига - каждая категория предлагала что-то своё, особенное. И куда они делись, где они сейчас? Не разделит ли Формула Е судьбу этих серий?

Проблемы новых гоночных чемпионатов

Чемпионаты по автогонкам плодились и множились. Но выжили лишь единицы.

Каждый гоночный чемпионат - спорт плюс бизнес. Причина закрытия серий после нескольких лет - отсутствие интереса среди публики. Есть несколько характерных примеров.

Открытие и закрытие Формулы 2

Была возрождена в 2009 году после 24 лет отсутствия. Позиционирование - молодёжный чемпионат высшего уровня перед Формулой 1. Вновь закрыта в 2012 году. А изначально Ф2 была хорошей идеей: низкая стоимость участия для гонщиков, всемирно известные трассы, достаточно мощные машины, поддержка ФИА. В первый сезон 2009 года в серии участвовали неплохие пилоты, телевизионное покрытие качественно освещало каждое событие. А затем, год от года, в серию приходили всё более слабые гонщики без ясных перспектив. Телеканалы отказывались от продолжения работы с Ф2. Ни один из пилотов так и не перешёл в Ф1. Болельщикам стало неинтересно следить за этими соревнованиями бесперспективной молодёжи. Конец.

Суперлига Формула: начало и конец

Гибрид автоспорта и футбола. Гоночные команды, поддерживаемые футбольными клубами. Интересные соревнования в первый год, полная скука начиная со второго сезона. Там выступали все, кому не лень - гонщики, едва заявившие о себе в более традиционных классах наподобие Ф3 или Формулы Форд. Для чего нужен был такой чемпионат - неясно.

Главная проблема новых серий - их непонятное предназначение, либо несоответствие результатов заявленным целям. Ф2, скажем, так и не выпустила ни одного пилота в Формулу 1. А после первого сезона у организаторов опустились руки. А конкуренты не дремали: GP2 и Мировая Серия Рено, сопоставимые по мощности болида и по позиционированию серии, вовсю выпускали своих топ-пилотов в высшие лиги автоспорта.

Отличия Формулы Е от неудавшихся чемпионатов

Полное отсутствие конкуренции

Гонки на электромобилях формульного типа (с открытыми колёсами) - революционное слово в мире автоспорта. Конкурентов не существует по определению.

Внимание глобальной аудитории

Первый этап Формулы Е пройдёт в Пекине на фоне Олимпийского стадиона, последний - в Лондоне, рядом с Биг Беном.

Первый этап Формулы Е пройдёт в Пекине на фоне Олимпийского стадиона, последний - в Лондоне, рядом с Биг Беном.

Электромобили интересны всем: и давним поклонникам гонок, и обывателям, далёким от гонок. Обычными машинами, в той или иной степени, интересуется едва ли не каждый человек на планете. Электромобили - это те же машины, только с прицелом на будущее. Они интересны каждому хотя бы из-за их новизны.

Позиционирование Формулы Е

Никаких намёков на принадлежность к молодёжным категориям автоспорта. Максимальное отдаление от любых традиционных форм гонок. Организаторы ни в коем случае не обещают гонщикам переход в Формулу 1 или куда-либо ещё. Формула Е - вещь в себе, самодостаточный чемпионат и топовая серия в своём классе. Участники гонок на электромобилях столь же далеки от перехода в Ф1, как баскетболисты или пловцы, хотя пример чуть удачнее - гонщики чемпионата MotoGP. Они по определению находятся в высшей лиге мотоспорта, но совершенно не задумываются о Формуле 1.

Подбор пилотов

В молодёжных чемпионатах по автоспорту пилоты и их спонсоры платят командам за свои выступления. В Формуле Е профессиональные команды сами выплачивают зарплату своим гонщикам. Попасть в Формулу Е непросто - нужно обладать сколь-нибудь значимым именем и иметь опыт выступлений в престижных чемпионатах. Другие пилоты здесь не ко двору.

Среди нынешних участников Формулы Е известные имена. Половина пелотона прилично выступала в Ф1 (Хайдфельд, Трулли, Альгерсуари, Буэми, Чандхок). Множество гонщиков успешно заявили о себе в Ле-Мане или в Индикаре (Конвей, Сарразен, тот же Ник Хайдфельд). Слабых пилотов здесь практически нет.

Международный автоспорт

Шикарные города, яхты, виллы, трассы - Формула Е изначально международный чемпионат. А это не Монако, а Пунто дель Эсте в Уругвае. Один из электрических этапов пройдёт и там.

Шикарные города, яхты, виллы, трассы - Формула Е изначально международный чемпионат. А это не Монако, а Пунто дель Эсте в Уругвае. Один из электрических этапов пройдёт и там.

Формула Е будет проходить и в Европе, и в Азии, и на Американском континенте. Команды - также очень интернациональный состав: от известных европейцев (Venturi, Trulli, DAMS, Audi-Abt) и именитых американцев (Andretti, Penske) до малознакомых, но мощных SuperAguri, Mahindra, ChinaRacing). Опытным болельщикам есть, на кого обращать внимание. А новички в мире автоспорта вольны выбирать себе именитых гонщиков и команд по вкусу или по их успехам.

Необычность Формулы Е во всём

Таких сумасшедших идей в автоспорте ещё не было. Электродвигатели и аккумуляторы - само по себе нелепо звучит для гонок. Но это уже реальность, а не отвлечённый "прожект на отдалённое будущее". Великолепная поддержка болельщиков и отход от консервативных традиций: никаких известных автодромов, лишь городские временные трассы в Пекине, Лонг-Бич, Лондоне, Монако и так далее.

Посредством интернета можно не только следить за событиями Формулы Е, но ещё и напрямую влиять на исход гонки, не вставая из-за клавиатуры. Голосуем за любимого пилота, и на последних кругах заезда его двигатель станет мощнее, чем у соперников.

Команды, автопроизводители и концерны

С самого начала Формула Е интересна как крупным командам, вроде Андретти и Пенске, так и серьёзным автопроизводителям, уже занимающимся выпуском дорожных электромобилей. Ауди, Махиндра, Вентури - сложно представить более известные бренды в индустрии. Главное - эти гранды готовы вкладываться в новый чемпионат, платить зарплату ведущим гонщикам и инженерам, развивать технологии. Иными словами - инвестировать и получать коммерческую отдачу уже в первые годы своего участия в серии. Это принципиально иная концепция по сравнению с командами молодёжных серий, которые живут за счёт своих гонщиков и их спонсоров-миллионеров.

Перспективы Формулы Е

Вкратце: огромны. Этот чемпионат - двигатель развития электромобилей. Электромобили - будущее транспорта, которое сейчас находится в своём "дошкольном" возрасте. Формула Е - ещё и полигон для обкатки самых смелых идей. Тут и безграничные возможности развития аккумуляторов, и прогресс в области быстрой подзарядки батарей, и повышение КПД двигателей с трансмиссиями. Когда-то и Формула 1 активно двигала прогресс гражданской автомобильной техники. Это сейчас она превратилась в шоу с искусственными и малопонятными ограничениями, это теперь производители автомобилей не знают, как использовать такие космические технологии в повседневном производстве.

Слишком иная концепция у этого чемпионата, чтобы стать очередной курьёзной гоночной категорией, известной лишь самым преданным фанатам.

Придёт ли Формула Е на смену Формуле 1?

Почему бы и нет? Но только лишь если смотреть на совсем отдалённую перспективу. Формула 1 по своему определению - чемпионат самых быстрых, мощных и технологичных автомобилей на планете. Если электрические болиды смогут стать и быстрее, и мощнее, и технологичнее - их гонки станут лучшими и самыми интересными. Когда-нибудь такое должно произойти. Да и примеры уже бывали в истории: соревнования колесниц и лошадей веками были самыми скоростными соревнованиями. На все десятилетия двадцатого века их сменили бензиновые и дизельные автомобили. В первые десятилетия XXI века традиционные двигатели внутреннего сгорания уступают путь гибридным технологиям, которые ныне выступают и в Ф1, и в Ле Мане. Сегодня Формула Е едва дотягивается до уровня юниорской Ф3, но это лишь начало. Уже через год чемпионат станет открытым, подтянутся независимые конструкторы, и скорости с мощностями возрастут до Ф2, а то и до GP2. Формула 1 несоизмеримо выше, но её прогресс застрял где-то в середине двухтысячных.

А теперь в гонки приходит электричество. Оно способно заткнуть за пояс все сегодняшние двигатели внутреннего сгорания. Когда - большой вопрос. Но это обязательно будет здорово!

Узнать о Формуле Е побольше можно на российском сайте про эту серию под очень символичным названием: ЭлектроФормула. Там все подробности, от системы начисления очков в серии, до разнообразнейших вариаций дорожных и гоночных электромобилей.