29 августа 2009 (19:19) / просмотров: 2364

Техника Формулы 2: новое настраиваемое переднее крыло

Технология Формулы 1 дебютировала в Ф2 в Донингтоне.

Руль болида Ф2 Разработанное компанией Williams настраиваемое переднее крыло дебютировало на прошлом этапе Формулы 2 в Донингтоне (15-16 августа). Пилоты серии довольны нововведением, которое помогает в борьбе на одинаковых машинах.

Руль болида Ф2Ф2 на сегодняшний день единственный чемпионат кроме Формулы 1, который использует подобную систему. Пилоты сразу же почувствовали выгоду от использования настраиваемого переднего крыла. Принцип действия системы в том, что не выходя из машины по ходу гонки пилоты могут изменять угол атаки антикрыла для увеличения или уменьшения прижимной силы болида. Также новое крыло помогает сэкономить несколько секунд во время пит-стопов, что особенно необходимо во время свободных заездов и квалификаций: чем меньше времени тратится на отладку, тем больше пилот находится на трассе. Но самое главное достоинство новинки в том, что крыло можно настраивать в течение гонки. Например, в поворотах нужна большая прижимная сила т.е. большой угол атаки. Но в то же время на быстрых поворотах, а тем более, на длинных прямых, лишняя прижимная сила мешает разогнаться на полную скорость. Далее, в зависимости от погоды на трассе новое антикрыло не нужно будет отлаживать в боксах и терять драгоценные мгновения. Еще одна выгода от высокой гоночной технологии экономия топлива. Как следствие более легкий болид едет быстрее, а окружающая среда загрязняется чуть меньше. Вместе с тем и резина в руках пилота, освоившего управление передним антикрылом будет изнашиваться гораздо меньше, что также отразится на времени прохождения круга.

Жюльен Жусс установил два быстрых круга и впервые победил в Формуле 2 в Донингтон Парке. Французский гонщик был впечатлен эффективностью новинки болида Williams JPH1: «Это отличная эволюция для Формулы 2. Когда на трассе 2-3 быстрых поворота, как в Донингтоне, результат заметно улучшается. Когда я стартовал в последней гонке, у меня был новый комплект резины, который вел себя идеально в течение нескольких кругов. Затем пошло небольшое гранулирование, ведь я атаковал на 100%. Несколько кругов в этом же темпе, и шины нужно было бы менять. Но с новым передним антикрылом я смог сохранить работоспособность шин до самого финиша, и их отдача оставалась оптимальной это было видно по моей стабильности и времени на кругах. Правильно подобранный угол атаки несомненно помог мне поддержать эффективность резины и нужную развесовку.

Если требуется больше поворачиваемости, или наоборот у вас избыточная поворачиваемость, то теперь можно использовать и этот механизм. Обычно такие проблемы лечатся регулировкой демпфера, которой далеко не всегда достаточно».

Передний спойлер болида Ф2Переднее крыло регулируется двумя кнопками-роликами на руле. Кнопка «Wing +» («Крыло+) находится справа, а «Wing » - слева. Нажатие обеих кнопок одновременно вызывает на экран данные о текущей настройке. Поворот кнопок приводит к изменению угла атаки крыла на 0,5 градуса. За один раз пилоты могут изменить угол атаки всего на 0,5 градуса, т.е. на один оборот кнопки.

Джонатан Палмер, исполнительный директор MotorSport Vision: «Когда мы разрабатывали концепт болида Формулы 2, мы стремились к разработке этого механизма с настраиваемым передним крылом, как и в Ф1. Процесс создания был тяжелым, но это было необходимо. Переднее крыло одна из самых часто настраиваемых деталей гоночной машины, которую используют не только для достижения оптимального аэродинамического баланса, но еще и для подбора правильной развесовки, настройки подвески и баланса колес. Обычно процесс настройки крыла заключается в заезде в боксы, разговор с инженером насчет изменения угла на один градус, затем механик производит настройку, и снова выезд на трассу. Настраиваемое переднее крыло, такое, как у нас в Формуле 2 это большое преимущество, которое позволяет пилоту разгоняться гораздо быстрее теперь гонщики могут изменять угол по желанию, прямо во время движения, и не тратить пять минут на настройку. Функция доступна на любом отрезке трассы. Это поможет им лучше понять работу инженера, настройку все то, что необходимо любому успешному гонщику. Также как и в Формуле 1, новинка может быть использована во время атаки, некое подобие слипстрима: во время атаки стоит пристроится прямо за болидом соперника, затем на прямой уменьшить угол атаки и прибавить скорость.

Это действительно уникальная технология и серьезное преимущество Ф2 никакая другая подобная серия не имеет ничего подобного. Я уверен, что в будущем такие функции будут применяться везде, а мы пионеры в освоении такой техники. Еще это поможет пилотам лучше подготовиться к Формуле 1, ведь и там им предстоит заниматься настройкой крыла прямо во время гонок».

Прибор настройки переднего крыла Ф2Настраиваемое переднее крыло это произведение технического искусства. Электрический привод находится внутри переднего обтекателя болида. Внутри устройства находится внутренняя память, которая фиксирует все изменения, и потенциометр для обратной связи крыла. Привод и потенциометр двигаются синхронно до того, как достигнут коленчатый рычаг, который поворачивает крыло на заданный угол (по умолчанию 0,5 градусов). Присутствует функция ограничения, которая предотвращает срабатывание механизма по соображениям безопасности, если машина едет со скоростью более 195 км/ч.

Глава операционной группы MSV Жиль Баттерфилд (Giles Butterfield) говорит: «Мы постарались подойти к конструкции с умом, используя при разработке надежные, хорошо известные технологии, и применили их к новинке. Думаю, что в Williams проделали отличную работу, подготовив действительно надежный механизм. Здорово, что Формула 2 находится на острие технологии, которая в скором времени будет применятся во многих других чемпионатах болидов с открытыми колесами».

Победитель гонки в Брэндс Хэтч Филипп Энг: «Здорово, что теперь мы сможем изменять переднее крыло от поворота к повороту. Думаю, что этот инструмент будет играть ключевую роль при подходе к выбору гоночной стратегии когда ты пытаешься обойти соперника, достаточно произвести необходимые изменения, и атака имеет гораздо больше шансов на успех.

Когда кто-нибудь из нас перейдет в Формулу 1, освоится с ее принципами будет проще такие вещи необходимо знать, но еще лучше чувствовать их с самого начала».

Швейцарская пилотесса Наташа Гашнан, кузина гонщика Формулы 1 Себастьяна Буэми, соглашается с коллегой: «Для меня это совершенно новая технология изменять настройки прямо во время езды. Это интересно, помогает развить технические навыки и пригодится в будущей карьере».

Джонатан Палмер верит, что сотрудничество с успешной командой Формулы 1 делает его чемпионат сильнее: «Опытнейшие инженеры Williams не могут ошибиться. Когда они создали эту технологию, то использовали все свои наработки по аналогичному устройству в болидах Ф1. Наше партнерство с Williams F1 помогает пилотам Ф2 приобщиться к миру королевских гонок еще до дебюта за рулем болида Ф1».