27 ноября 2013 (02:03) / просмотров: 968

Худший болид в истории Формулы 1: Life L190

life_l19

Болид Формулы 1 под названием Life L190 участвовал в чемпионате мира в 1990 году. Точнее - пытался участвовать, ведь во всех 14 Гран-при того сезона эта машина ни разу не смогла пройти даже предварительную квалификацию.

Автомобиль Life L190 следует считать самым медленным болидом в истории чемпионата мира Формула 1. Машина, оснащённая двигателем W12, пыталась пройти сквозь сито предварительной квалификации 14 раз, но, в среднем, проезжала круги на 20 (!) секунд медленнее, чем соперники. В те годы на старт Гран-при допускалось не более 24 машин, однако желающих принять участие в гонке было, как правило, больше. Предварительная квалификация - заезд, который позволял выявить 24 наиболее быстрые машины для участия в основной квалификации, а затем и в гонке. Все остальные автомобили не допускались до дальнейших сессий.

Немного фото Life L190

Life L190 был создан на базе шасси First F189

Life L190 был создан на базе шасси First F189

 

Кадр с одной из двух презентаций команды Life в СССР

Кадр с одной из двух презентаций команды Life в СССР

 

Советская символика появилась на машине Life во время Гран При Монако 1990 года

Советская символика появилась на машине Life во время Гран При Монако 1990 года

 

На фестивале скорости в Гудвуде в 2009 году нынешний владелец автомобиля рассказал, что болид оснащён оригинальным мотором W12, который в 1990 году так и не смог проехать больше, чем несколько кругов за раз: "наверное, эта машина находится в лучшем состоянии сейчас, чем 20 лет назад".

Бывший пилот Ф1 и пятикратный победитель 24 часов Ле-Мана Дерек Белл не отказался от возможности проехаться в этом болиде из-за его курьёзной истории.

Life L190 на "Фестивале скорости" в Гудвуде, 2009 год

Life L190 на "Фестивале скорости" в Гудвуде, 2009 год

Болид Life L190: почему всё было так плохо

Старания команды Life выйти на старт Гран-при в 1990 году очень похожи на неудачные усилия коллектива FIRST из Ф3000 дебютировать в гонках Формулы 1 годом ранее. Да и Life имеет непосредственное отношение к FIRST: когда команде так и не удалось найти бюджет для участия в Формуле 1, всё имущество было продано фирме Life Racing Engines под руководством Эрнесто Вита. Этот человек поставил в болид двигатель, разработанный Франко Роччи - бывшим инженером Ferrari.

Кстати, творение Роччи не было "настоящим" мотором конфигурации W четырьмя рядами цилиндров, как у современного Bugatti Veyron. Лже-W12 мотор у болида Life состоит из трёх рядов по 4 цилиндра в каждом, а третий горизонтальный блок расположен между основными двумя.

12-цилиндровый гоночный двигатель с необычной W-образной компоновкой

12-цилиндровый гоночный двигатель с необычной W-образной компоновкой

В теории, мотор должен был развивать столько же мощности, как и настоящий W12, в то время как пространство под него не превышало стандартного двигателя V8. Но даже в те дни (только что были запрещены турбированные двигатели), когда атмосферные моторы вернулись в паддок, ни одна команда так и не заинтересовалась в радикальной идее Life.

Таким образом, команда пристроила движок в старое шасси FIRST, провела минимум необходимых модернизаций, и заявилась на первом этапе чемпионата мира 1990 года в Фениксе, США.

Гэри Брэбэм впервые покидает боксы за рулём Life на предквалификации Гран При США 1990 года

Гэри Брэбэм впервые покидает боксы за рулём Life на предквалификации Гран При США 1990 года

На 60 км медленнее самых слабых машин

Для участия в гонках команда пригласила действующего чемпиона британской Формулы 3000 Гэри Брэбема, хотя ему так и не удалось проехать толком ничего. После трёх кругов блок зажигания в болиде №39 сгорел: а этой дистанции едва хватало для нормального прогрева шин. Уик-энд для команды был окончен.

В Бразилии болид Life L190 "потерял" электрический кабель уже вскоре после выезда из боксов. Брэбему так и не удалось проехать и круга. Гэри понял, что проводить время с этой командой - пустая трата времени. Вместо него место в кокпите занял итальянский ветеран Бруно Джакомелли.

Несколько раз умелые руки Джакомелли всё же смогли довести болид до отметки времени. Но результаты были просто плачевными. Скажем, в Сильверстоуне машина проехала лучший круг на 19 секунд медленнее соперниц. Интересно, что автомобили "детского" класса Формула 3, которые в тот же день сражались в Сильверстоуне, были лишь на 3 секунды медленнее, чем детище Life. А ведь в Великобритании L190 показала лучший результат в своей истории. И до, и после всё было только хуже.

Длинные прямые старой конфигурации автодрома Хоккенхайм полностью обнажили все ужасы этого автомобиля. В момент торможения после длительного разгона Life L190 была на 60 км/ч медленнее любого другого конкурента. Расчёты показывают, что производительность двигателя у Life выдавала не более 375 л.с. - приблизительно половину того, чем могли похвастаться в McLaren-Honda.

Чуть позже команда решила заменить двигатель W12 на более привычный Judd V8. Попытки перестроить шасси вокруг нового мотора оказались неудачными: крышка нового двигателя отлетела от болида уже на первом круге в Эшториле.

Смена двигателя на c W12 на Judd V8 не помогла - в Эшториле Джакомелли не завершил ни одного круга

Смена двигателя на c W12 на Judd V8 не помогла - в Эшториле Джакомелли не завершил ни одного круга

Рекорды автомобиля Life F1

Вот, что смог показать болид Life F1 за свою краткую историю в предварительных квалификациях Формулы 1 1990 года

Трасса Место среди выбывших в предквалификации Время круга (отставание) Примечание
Феникс 8/9 2’07.147 (+34.855) Последним стал болид Coloni с временем 5’15.010
Интерлагос 9/9 Без времени
Имола 7/8 7’16.312 (+5’49.737) Джакомели одержал верх над Габриэле Тарквини из AGS, так как тот ни разу не выехал на трассу
Монте-Карло 9/9 1’41.187 (+14.053) На 16 секунд медленнее самого медленного болида на старте
Монреаль 9/9 1’50.293 (+21.985) На 25 секунд медленнее, чем последний ряд стартового поля
Мехико 9/9 4’07.475 (+2’42.194)
Маньи-Кур 9/9 Без времени
Сильверстоун 9/9 1’25.947 (+15.693) Лучшее достижение Life L190
Хоккенхаймринг 9/9 2’10.786 (+25.273) На 62 км/ч медленнее всех остальных машин
Хунгароринг 9/9 1’41.131 (+19.913)
Спа-Франкоршам 7/7 2’19.445 (+21.504) Формулу 1 покинула команда Onyx
Монца 7/7 1’55.224 (+28.297)
Эшторил 7/7 Без времени Замена двигателя на Judd V8
Имола 7/7 1’42.699 (+20.229)

 

После Гран-при Испании, команда решила не выезжать на этапы в Японии и в Австралии, и с тех пор о ней ничего не было слышно. Машина, в конце концов, попала в руки коллекционера, который и продемонстрировал её в Гудвуде в 2009 году.

Среди любителей Формулы 1 есть определённый интерес к неудавшимся попыткам выйти на старт. Безнадёжные команды - часть истории, а старания Life, вероятно, худшие среди всех-всех-всех.

Впрочем, в истории Ф1 болид Life L190 занимает интересную строчку рекордной книги. Да и среди лучших и легендарных машин это чудо техники показывается регулярно. На фестивалях скорости в Гудвуде, рядом с великой McLaren-Honda MP4/4, которая выиграла 15 из 16 гонок в 1988 году. Говорят, что знатоки и любители вечно толпятся возле стенда с этим техническим курьёзом.

Видео: предквалификация в Мексике 1990 год, в которой участвовали: Larrousse (Lola), EuroBrun, Coloni, Osella, Life и Onyx