3 декабря 2013 (01:41) / просмотров: 2696
Что такое квалификация в Формуле 1: интересная статистика поулов
Новички-болельщики автоспорта часто задают вопрос - что такое квалификация в гонках? Ещё один популярный вопрос - что такое поул в Ф1?
Что такое квалификация Формулы 1?
На старт Гран-при выходит несколько машин - в наше время это 22 болида, в прошлом бывало и гораздо больше. Однако выстроиться в один огромный ряд для того, чтобы начать гонку, им не позволят ни правила, ни ширина гоночных трасс. Поэтому гонщики в Формуле 1 стартуют в два ряда. Понятно, что наиболее выгодно стартовать с самого первого ряда. Но кто достоин занимать лучшее место на старте?
На этот вопрос и призвана ответить квалификация. Квалификация в Формуле 1 - это субботнее сражение за лучшие места на стартовой решётке воскресной гонки. В разные годы были различные правила проведения квалификации, но, вкратце, суть остаётся неизменной. Каждый гонщик может проехать по несколько кругов. Тот, кто покажет лучшее время прохождения круга за всю квалификацию, тот и примет старт с первого места.
Квалификация в Формуле 1 и в других автогонках - борьба гонщиков за лучшие места на старте гонки.
Что такое поул позиция в Формуле 1?
Первое место на старте гонки Формулы 1 (да и других автогоночных чемпионатов) называется поул-позицией, или просто поулом.
В последние годы принято проводить три квалификационные сессии в течение часа-полутора. В первой сессии отсеивается несколько самых медленных пилотов, которые занимают места на старте с 17 по 22. Во второй сессии определяются обладатели следующих семи мест на старте Гран-при. Оставшиеся десять быстрейших гонщиков сражаются между собой за поул и остальные места в первых рядах стартового поля.
За поул-позицию в Формуле 1 не начисляются очки (как, скажем, в GP2 и многих других чемпионатах). Однако победитель квалификации обладает наибольшими (хотя и далеко не стопроцентными) шансами на победу.
Самое большое количество поулов
Великий Айртон Сенна стартовал с поул-позиций в 65 из 161 Гран-при Формулы 1, в которых он принял участие, а это более 40%. А было ли у кого-либо больше поулов? Или, что менее вероятно, было ли у какого-нибудь гонщика большее соотношение поулов/стартов, чем у Бразильского Волшебника?
Нынешний рекорд принадлежит ещё одному величайшему пилоту из истории Формулы 1 - Михаэлю Шумахеру. Немец побеждал в квалификациях большее количество раз, чем Айртон Сенна - 68 из 308 проведённых гонок, что составляет "всего" 22%. Справедливости ради следует отметить, что этот показатель у Михаэля был гораздо выше в "первой" части его карьеры, т.е. до возвращения в пелетон Ф1 в 2010 году.
Трое пилотов обладают лучшим соотношением побед в квалификациях к количеству стартов в гонках - это Хуан Мануэль Фанхио, которому поул покорился 29 раз в 51 Гран-при (56.86%), Джим Кларк - 33 раза из 72 гонок британец квалифицировался быстрее соперников (45.83%) и Альберто Аскари (14 поулов из 32 гонок, 43.75%).
Из этой статистики исключены гонщики, которые участвовали лишь в гонках Индианаполис-500. Эти знаменитые американские соревнования входили в календарь чемпионата мира в 50х годах, но редко кто из европейцев принимал в них участие. Получается, что американские пилоты тех времён зачастую даже не подозревали о том, что участвуют ещё и в некоем чемпионате мира Ф1. Если принимать во внимание их достижения, то, вероятно, найдутся такие пилоты, которые стартовали в Индианаполисе с поула, но при этом участвовали лишь в одной-двух гонках из чемпионата мира в классе Формула 1. Стопроцентное достижение здесь выглядит не выдающейся спортивной победой, а лишь курьёзом статистики и истории.
Из выступающих ныне пилотов ярко выделяется Себастьян Феттель. Немец побеждал в квалификациях 45 раз, а всего выходил на старт 120 раз. Таким образом, его процент стартов с поула составляет впечатляющие 37,5% (45/120*100). Посмотрим, впрочем, как изменится это число в конце его карьеры.