18 ноября 2011 (16:05) / просмотров: 1040
Дэвид Пюрли. Десантник, гонщик и герой
В первой части стати мы рассказали об одной из самых страшных трагедий в истории Формулы 1 - гибели Роджера Уильямсона, который в 1973 году на Гран-при Голландии в Зандфорте попал в аварию. Его машина загорелась, и единственным человеком, который пытался спасти Роджера от страшной смерти, стал его коллега Дэвид Пюрли…
Дэвид Пюрли (David Purley) родился 26 января 1945 года в британском графстве Сассекс, в семье богатого производителя холодильников LEC Refrigirators. Он родился не для того, чтобы продолжать семейное дело отца в штаб-квартире Lec, работая с 9 до 5. Вместо этого он всю жизнь искал опасность, множество раз встречал смерть лицом к лицу, а его вены бурлили от адреналина. Другими словами, Дэвид Пюрли хотел чувствовать себя живым, а для этого смерть постоянно должна была выглядывать из-за угла.
Как только Дэвид вступил в совершеннолетие, он завербовался в Королевскую армию, и вскоре стал офицером элитных парашютно-десантных войск. В годы его службы британская армия воевала в Йемене, а его подразделение почти целый год провело в самом центре событий - в Аденской мясорубке. Там он впервые заглянул смерти в глаза - помимо ежедневной стрельбы, однажды он выжил во время прыжка, когда его парашют не раскрылся…
В возрасте 22 лет Дэвид вернулся на родину. Вертикальной скорости прыжков уже не хватало для адреналиновой подкачки, и он променял это на горизонтальные скорости, начав автогоночную карьеру. Дерек Белл, другой известный британский гонщик из южной части страны, только-только откатался в Формуле 2 и произвел сенсацию в дебютном Гран-при за Феррари, именно он и вдохновил Дэвида. При поддержке своей богатой семьи, Дэвид приобрел гоночную машину - легендарную AC Cobra, начав выступать в чемпионате в 1968 году. Разбив ее до винтиков в одной из гонок, но при этом оставшись невредимым, он купил еще одну машину - 2-литровый спорткар Chevron, и провел в одноименном чемпионате 2 года до 1969.
Чтобы продолжить прогресс, он вновь вложил семейные деньги, на этот раз на покупку формульного болида Brabham BT28 для выступлений в британской Ф3 в 1970м, назвав команду в честь спонсоров - Lec Refrigeration Racing. Lec, кстати, спонсировали всю его автогоночную карьеру. Выступая в «формульных» соревнованиях, Дэвид Пюрли быстро понял, что его место именно здесь, победив в гонке Гран-при Приграничья в Бельгии, опередив таких будущих звезд, как Джеймс Хант и Клод Буржон. Еще одна победа пришла в этой же гонке в 1971 году, а затем он пересел на более мощное шасси Формулы 3 - Ensign LNF3/71, и одержал еще 2 победы у себя на родине.
Новые спонсорские деньги компании Lec позволили ему перейти в 1972 году в Формулу 2, где он выступал на собственном болиде March 722. Лучшим результатом стало 3 место в легендарном Гран-при По, однако самым интересным событием того сезона для него стала третья победа в чемпионате Chimay, где он за рулем прошлогодней машины Ensign опередил целую плеяду знаменитых гонщиков – Ханта, Брайса и Эванса в плотнейшей борьбе. Затем настало время для дебюта в Формуле 1 - в октябре он вышел на старт гонки John Player Challenge Trophy, также известной как Гонка победитеей мировых чемпионатов в Брэндс-Хэтч. Однако дебют вышел неудачным.
В 1973 году Дэвид принимал участие одновременно в Формуле Atlantic и в Ф1, и снова на частном болиде Lec March 731. В Монако он квалифицировался на 23 месте, но сошел с дистанции. Пропустив британский Гран-при, он вернулся на гонку в Зандфорте. Фактически, она стала второй в его карьере (если считать зачетные события чемпионата мира). Второй же она стала и для бедняги Роджера Уильямсона, чью жизнь героически пытался спасти Дэвид - см. 1ю часть этой статьи.
Несмотря на трагедию, Дэвид продолжил выступления в Формуле 1. Всего через неделю он принял участие в Гран-при Германии, где финишировал на 15 месте. В Монце ему улыбнулась удача - 9 место. Однако в следующий раз он вернулся в Ф1 спустя год, в 1974. Вместо гонок Гран-при он предпочел набраться опыта в Формуле 2 в команде Питера Харпера. За рулем болида Chevron-BMW B27 он неплохо выступил в нескольких гонках, лучшими из которых стали вторые места на Зальцбургринге, Руане и Энне. Эти позиции принесли Пюрли 5 место в зачете Европейской Формулы 2 1974 года.
В 1975 году Дэвид Пюрли перешел в европейскую Ф5000, гоночную категорию, которая доживала свой последний год. Дэвид выиграл сезон с 6 победами.
Первый громкий успех разогрел аппетит гонщика. Пюрли вновь вернулся в Формулу 1. При помощи будущего босса команды Onyx Майка Эрла Дэвид смог выступить в Гонке чемпионов 1977 года, где занял 6 место. Неплохое выступление в Зольдере, где он несколько кругов проехал даже на 2 месте, но закончил гонку 13м. Следующий Гран-при Швеции стал предпоследней гонкой в Ф1 для Дэвида Пюрли. А на следующем ГП, в Великобритании, страшная авария в квалификации почти положила конец его карьере, и едва не лишила жизни. Многие коллеги недоумевали - как ему удалось выжить. Ужасающий удар о барьеры силой 179,8 G принес Дэвиду многочисленные переломы ног, тазобедренного сустава и ребер. И лишь превосходная работа спасателей-медиков дала ему шанс выкарабкаться буквально с того света. Сердце Дэвида останавливалось 10 раз за несколько часов, но каждый раз его вновь и вновь запускала случайно оказавшаяся в толпе зрителей медсестра.
После двух недель в реанимации, выздоровление заняло несколько месяцев. Решение врачей об ампутации обеих ног было отменено в самый последний момент, когда гонщик уже лежал на операционном столе. Однако несмотря на то, что он на долгое время оказался прикован к инвалидному креслу, Дэвид не терял надежды вновь вернуться в автоспорт. Даже более того - он просто не представлял, что не сможет сделать этого!
В 1978 году он работал за конторским столом компании Lec Refrigeration, помогая отцу в семейном бизнесе. Однако любое свободное время Дэвид использовал для изнуряющих физических тренировок. Карьера «офисного планктона» не продолжалась долго. “Это было внутренней потребностью ”, сказал он в 1979м. “Я говорил со Стирлингом Моссом, и он сказал, что я должен пройти через это. Я должен был доказать самому себе, что я не боюсь вернуться за руль. И я был прав - я не боялся. Точнее, я не просто боялся, а был напуган до смерти, готовясь к своему первому кругу. Ни разу в жизни я не боялся так сильно, как в тот день”. Спустя 10 кругов на Сильверстоуне, Дэвид Пюрли вновь обрел уверенность и скорость.
Однако до возвращения в формульные чемпионаты, Дэвид выступил в нескольких заездах по подъему на холм. Сезон 1979 года он встретил в британской серии Aurora F1, управляя своим восстановленным болидом Lec и Shadow DN9B. К сожалению, былой скорости уже было не вернуть. Склеенный заново организм, переживший страшную аварию и долгое восстановление, не мог справиться с экстремально высокими физическими нагрузками. Дэвид Пюрли потерял свою конкурентоспособность, а места во второй десятке не удовлетворяли его.
После пары неудачных попыток выступлений на «салонных» гонках в 1980, Дэвид Пюрли покинул автоспорт, вернувшись в семейный бизнес по производству холодильников LEC. Но страсть по адреналину не улеглась в его крови, и он занялся аэробатикой - пилотированием спортивных самолетов. Здесь ему не так важны были поврежденные ноги.
Дэвид Пюрли выжил в самые опасные годы автоспорта, он избежал смерти на трассе, как избежал ее в Адене, будучи солдатом. Однако, похоже, ему было написано на роду умереть молодым. Упражняясь в сложнейших фигурах пилотажа над побережьем близ его родного города, 2 июля 1985 года биплан Pitts Special, которым управлял Дэвид Пюрли, разбился о землю. Летчик погиб на месте…