1 декабря 2010 (18:36) / Изменено: 10 февраля 2014 / просмотров: 647

Формула 5000, чемпионат-призрак

Формула 5000, чемпионат-призрак

Эти заставляющие понервничать гонки на крупноблочных монстрах-формулах были потрясающими … но почему не слишком заметные?

Сэм Пози

Сэм Пози

В интернете сложно найти сколь-нибудь значимую и интересную информацию про этот американский автогоночный чемпионат. Сложно даже определить класс этих машин - это и не Ф1, и не Ф2, и не Индикары. Сэм Пози (Sam Posey) американский гонщик-середняк 1970х годов рассказывает про эту серию "из первых уст" - там он дважды становился вице-чемпионом. Пози засветился и в Формуле 1, дважды выйдя на старт ГП США без особых успехов. И в других гонках он не слишком знаменит - выигрывал 12 часов Себринга, выступал в Ле-Мане и Дайтоне, затем долгое время комментировал гонки на американском ТВ. Тем интереснее его почитать.

"Гоночная трасса во многом схожа с продажей машин - это точка продажи продукции. 40 лет назад, в 1970 году, в США существовали 3 серии под управлением Клуба спортивных автомобилей Америки (SCCA), предназначенные "для продажи": харизматичный чемпионат Can-Am, вотчина автопроизводителей Trans-Am, и Формула 5000, которая была создана последней, и никогда не достигла известности и статуса первых двух серий.

Хотя я так и не выиграл этот чемпионат, но некоторыми своими достижениями в Ф5000 я горжусь больше всего. Машины были по-настоящему быстрыми, требовательными и гармоничными, потому что многие команды могли позволить себе приобретение всех компонентов, необходимых для победы. Гонки Ф5000 были потрясающими, а среди гонщиков выступали некоторые лучшие в тот период пилоты. Но эта серия мало что сделала для моей репутации, несмотря на 2 вице-чемпионских титула. Главная причина - никто за пределами мира автогонок даже не знал о существовании Формулы 5000.

В первые годы своего существования эта серия большей частью состояла из команд, которые больше не могли позволить себе выступление в дорогом чемпионате Can-Am (это про нашу команду), а также из тех, кто переходили в более высокую категорию из чемпионата из американской Формулы А - полулюбительских покатушек под управлением SCCA (впрочем, через некоторые время этот чемпионат вырос в нечто большее). После первых трех лет существования команды Eagle, Lola, Surtees и McLaren строили машины F5000 для продажи. Шасси оснащались американскими моторами V-8, рабочий объем был ограничен до 5000 куб. см. - а это 5 литров! Система впрыска топлива позволяла развивать около 500 л.с. при 8000 оборотах в минуту, и все это на очень легких шасси. Почти все выступали с моторами Chevy, хотя время от времени появлялись и другие - Ford и Plymouth. Скип Барбер, например, выставлял на гонки Формулы 5000 3-литровый мотор Cosworth на шасси March из Формулы 1 - правила допускали использование машин Ф1.

Гонки заставляли понервничать, победителей было много, а претендентов на победу - еще больше. Аварии случались очень часто, и были крайне жесткими (посмотрите видео - классический клип про автогонки тех времен, в частности Формулу 5000). Первые 3 чемпиона Ф5000 были американцами - Гас Хатчинсон, Лу Селл и Тони Адамович. Лу и Тони побеждали в составе Eagles. Знают ли о них даже американские болельщики? Да вряд ли. Очень хорошо описывают Формулу 5000 слова Джима Хайнеса, одного из менеджеров чемпионата: "Лично я без ума от этой серии, но я никак не могу продать билеты на гонки".

Одним из гандикапов-противоречий Формулы 5000 было в недостатке понимания - а что это, собственно, за машины такие? Лучше всего описать болиды можно перечислив то, чем они не являлись. Это были машины Ф1? Точно нет. ИндиКар? Пожалуй, нет. Европейская Формула 2? Похоже, но не моторами и не мощностью. В самом начале организация SCCA назвала этот чемпионат Формулой A, которую путали с классом для новичков под тем же названием (кстати, и тем, и другим чемпионатом управляла та же SCCA). Затем ребята из Ассоциации придумали название Continental - это ничего не значило. И лишь через 3 года они остановились на адекватном и более-менее подходящем названии - Формула 5000.

Весной 1971 года инвестиционная компания под названием Questor решила провести совместную гонку чемпионатов Ф1 и F5000 на трассе Ontario Motor в Канаде. Эту гонку широко разрекламировали, а для Ф5000 она должна была стать пропуском в мир большого автоспорта. Мы должны были выступать против Ferrari, Tyrrell и BRM, а также колесо-в-колесо с чемпионом мира Джеки Стюартом.

Марк Донохью, Джордж Фоллмер и я квалифицировались в топ-10, но в гонке только Марк за рулем своей Penske Lola смог оставаться среди лидеров. Он ехал третьим, когда система подачи топлива на его машине приказала долго жить. Ту гонку выиграл Марио Андретти на Ferrari, а лучшим гонщиком из Формулы 5000 стал все же Марк Донохью - 9 место. Позднее в том же году я вышел на старт Формулы 1 на Гран-при США за команду Surtees, и лишь тогда я понял, с кем пелетону Ф5000 довелось сражаться. Это были лучшие гонщики планеты за рулем лучших машин планеты, не менее! Двигатель Cosworth, практически стандартный в ту пору в Формуле 1, был гораздо легче и компактнее наших тарахтелок (хотя они и были вполне сравнимы по мощности). Болиды Ф1 были быстрее на прямых и гораздо лучше сбалансированы на скоростных поворотах. Машины Формулы 5000 были быстрее Формулы 1 лишь при некоторых стечениях обстоятельств и лишь на некоторых европейских трассах. Ключевое слово - в Европе. У нас не было шанса привлечь американских болельщиков к Ф5000, американские трассы попросту не подходили для этого.

После попытки компании Questor, спонсор серии, фирма L&M объявила, что намерена либо сделать чемпионат F5000 успешным, либо привести его к концу. Для рекламы одного этапа они привлекли Скипа Барбера, и обхаживали его, как кандидата в президенты. Скип - человек умный, и отличный маркетолог. Его команда подписала контракт с Дэвидом Хоббсом и мной для участия в PR-акциях. Вскоре мы устали от постоянно повторяющейся черной рекламы с нашим участием, и для развлечения сделали вид, что между мной и Хоббсом пробежала черная кошка. Смысл этой акции был в том, чтобы заставить публику ожидать кровавых боев на скорости 300 км/ч! Мы обменивались оскорблениями в прессе. Мы даже подрались пару раз на публику. К нашей чести, большинство болельщиков были уверены в том, что все это по-настоящему! Помогли ли мы этими действиями чемпионату или нет, я не знаю, но те события стали фундаментом для нашей прочнейшей дружбы, которая продолжается и сегодня.

В чемпионате 1971 года я стал вторым, позади Дэвида. И снова вице-чемпионство в следующем году, позади новозеландца Грэхэма МакРея. После Тони Адамовича больше ни один американец так и не стал чемпионом Формулы 5000. А в сезоне 1973 года к нам пришел будущий чемпион мира Формулы 1 Джоди Шектер, который в одну калитку переиграл всех нас. Но самым успешным участником Ф5000 был и останется навсегда другой человек - Брайан Редман.

F5000 - сегодня

До того, как к нам присоединился Брайан, никто не выигрывал чемпионат более одного раза. Но он заработал титул 3 раза подряд, доминировав над всеми остальными гонщиками в стиле Михаэля Шумахера в Ф1 в начале 2000-х. А в целом, в те годы Формула 5000 все еще искала способ заявить о себе. Это так и не получилось, зато все знали - если ты хочешь стать успешным в нашем чемпионате, тебе нужно одолеть Брайана Редмана. За рулем машины он был жестким, агрессивным, хитрецом по части техники и стратегии, и безрассудно быстрым. А вне трассы это был скромнейший человек, предпочитающий держаться в тени и совершенно незаметный. Он, несомненно, был в десятке лучших пилотов мира тех лет, доказав это выступлениями в гонках спорткаров, где он выступал за заводскую команду Ferrari вместе с Ронни Петерсоном и Жаки Иксом, а также вместе с Йо Зиффертом и Педро Родригесом за рулем Porsche 917. Однако американская пресса почти не писала о нем - он не выиграл Ле-Ман, он не выступал в Инди, и как же тогда он мог быть настоящим королем скорости? Формула 5000 подарила миру великого гонщика, но радары прессы просто не заметили его… Вот поэтому я и называю Ф5000 чемпионатом-призраком. Что толку было выиграть его, даже 3 раза подряд?..

Команда Брайана также была великолепна. Интересно - у владельца этой конюшни, очень консервативно Джима Хелла, была традиция. Перед каждой гонкой он собственноручно осматривал машины, прикасаясь к каждой детали, к каждому углу. Выглядело это странно, но эти Lola почти никогда не ломались.

Во эпоху Брайана Редмана самой лучшей машиной была Lola 332. Для меня 332-ая до сих пор одна из самых красивых формульных машин. Плоский, долотообразный нос, расширяющийся в радиатор, правильно распределял всю гигантскую мощь гоночного болида. Воздухозаборник нависал над шлемом гонщика, как боевая рубка субмарины. Передние колеса были намного меньше задних.

Американские машины также присутствовали в чемпионате. Eagle Дэна Гарни (за которым выступал Джеймс Хант), или зловещий, иссиня-черный UOP Shadow с Джеки Оливером за рулем, или Talon команды Джека МакКормака под управлением Криса Амона - все они были грозными соперниками. В 1974- 1975 годах в Формуле 5000 участвовало несколько топ-пилотов Инди, из которых четверо - победители гонок, а также трое чемпионов мира из Формулы 1. Самым грозным соперником Брайана был сам великий Марио Андретти, который ездил на такой же Lola 332 за команду Vel. В эти годы Марио и Брайан выиграли одинаковое количество гонок, но Редман говорил: "Я выглядел лучше, чем Андретти, в тех гонках, которые не выиграл. Марио и я часто сражались колесо в колесо, но никогда не сталкивались. В конце 1975 года Марио Андретти перешел из Ф5000 в Ф1, и спустя 3 года, как и Джоди Шектер, стал там чемпионом мира.

Самая лучшая победа Брайана Редмана произошла в сентябре 1975 года - 30 лет назад. Та гонка проходила на трассе Лонг Бич, в качестве подготовки для Гран-при Формулы 1. Но этот этап превратился в тот, о котором мечтали инвесторы из Questor, но так и не добились успеха. На старт вышли 39 машин - самый большой пелетон в истории Ф5000. Очень красивая городска трасса, проходившая в центре Лонг Бич, а ее часть проходила в порту, и фоном для рева болидов была самая великая яхта мира - Queen Mary. Вообще тот уик-энд прошел в стиле Монако - множество яхт, роскошь, казино. А еще лучше оказалось то, что промоутер гонки Крис Пук смог пробить прямой эфир на телевидении - невероятная удача для тех лет. Вначале лидировал Марио, втоым ехал парень-сенсация Тони Брайс (ему было всего 22 года, он был напарником Андретти, и не уверен, кто из них был лучше). Эл Ансер, позже - знаменитый гонщик на дорожных машинах, шел третьим. Брайан Редман - позади них, но позже отстал из-за сломанного дифференциала. Но магия Джима Хелла сработала - Марио, Тони и Эл сошли в тот день из-за механических проблем, а Брайан стал победителем.

В последние годы своей жизни чемпионат Ф5000 понемногу начинал набирать популярность, но телевидение так и не заинтересовалось этой серией. В Формуле 5000 участвовали многие громкие имена, но зрителей приходило мало. И когда серия Can-Am в 1976 году столкнулась с проблемами (как зрелищными, так и финансовыми), организаторы из SCCA предпочли пожертвовать Формулой 5000, упразднив ее в пользу Can-Am. В этом же году едва не погиб Брайан Редман - после страшной аварии он сломал шею, врачи чудом спасли его, и этот великий гонщик провел в больнице целый год.

Формула 5000 сегодня

Сегодня Формула 5000 переживает настоящий бум - во многих странах мира проходят заезды на исторических машинах Ф5000, а болельщики приветствуют эти гонки так, как никогда не приветствовали оригинальный, настоящий чемпионат. Вероятно, это происходит из-за того, что Формула 5000 больше не соревнуется с Can-Am или Trans-Am. Вероятно, вечная красота этих машин, над которой не властно время, делает свое дело. Ни одна машина не сравнится по привлекательности с Lola 332. И звук! Я недавно посетил одну из гонок на исторических машинах, и был потрясен глубиной рева моторов. Я всегда выступал на них, но никогда не замечал, насколько красиво они звучат. И, может быть, популярность Брайана Редмана, которому сейчас 73 года, придает свой шарм этим заездам - кстати, он не пропустил еще ни одной гонки.

Исторические гонки Формулы 5000 проходят по всему миру - и в США, и в Англии, и в Австралии, и в Новой Зеландии. Себ Коппола, организатор этих заездов, сам выступает за акульей Lola T192 1970. Гас Хатчинсон, Лу Селл и Тони Адамович - три американских чемпиона, вовлечены в этот бизнес, а Себ умудряется выставлять по 20 машин на каждую гонку. Lola T332 Брайана Редмана все еще в деле. И, кажется, она дожидается лишь только его, чтобы снова засиять, и повезти его к очередной победе.

Формула 5000 сегодня

Стоят машины Ф5000 совсем немного. Лучшая из машин, которую я видел выставленной на продажу, обойдется своему покупателю в 135 тыс. долларов - всего в треть средненького болида серии Can-Am. Нет, конечно, вы не посадите в такую машину свою девушку и не прокатитесь с ней (хотя я знаю парней, которые пытались сделать это!) На сходках и вечеринках вам придется долго объяснять, что именно за зверь стоит в вашем гараже, и в каких гонках он выступал. Но все это неважно: все пилоты Формулы 5000, и новые, и старые - часть элитной бригады: они продолжают жизнь самого таинственного американского чемпионата-призрака!

Формула 5000 сегодня

Формула 5000 сегодня

Формула 5000 сегодня