18 июля 2011 (22:16) / просмотров: 682

Джон Сёртиз, восьмикратный… Ч.1

 

Посвящается годовщине смерти Генри Сёртиза в Формуле 2, 19 июля 2009 года.

Нет особой нужды представлять легенду автоспорта - восьмикратного чемпиона мира Джона Сёртиза. Но все же вкратце: управляя мотоциклом команды MV Agusta, он выиграл 7 титулов в чемпионате мира по мотоспорту между 1956 и 1960 годами. Затем, когда в мотогонках у него просто не оставалось доказывать что-либо, он променял 2 колеса на 4, и перешел в Гран-при Формулы 1, где завоевал чемпионский титул в 1964 году, выступая за команду Ferrari in 1964. По сегодняшний день Джон остается единственным человеком, который становился чемпионом мира в обеих дисциплинах.

Сёртиз-старший выступал за различные команды - Lotus, Cooper, Honda и BRM, а еще чувствовал себя как дома и в спорткарах, выиграв 1000-км гонки в Нюрбургринге и Монце. Еще в его карьере победа в чемпионате CanAm 1966 года. Кроме того, Джон Сёртиз - владелец и главный инженер собственной команды в Формуле 1, Ф2 и Ф5000.

В течение своей замечательной гоночной карьеры, Джон Сёртиз выиграл 290 гонок из 621, в которых принял участие, заработал еще 103 подиума, проехал 48 лучших кругов, а также 100 рекордных кругов.

От пассажира до чемпиона мира

Джон Сёртиз, который сейчас по возрасту - глубокий старик, разменявший 8й десяток, а по факту - бодрый и энергичный бизнесмен и автоспортивный наставник, начал свою карьеру в мотоспорте в 1949 году, когда выступал пассажиром на мотоболиде своего отца - гонщика на мотоциклах с люльками.

Джон Сёртиз сидит в люльке, выступая на одной из гонок со своим отцом

Джон Сёртиз сидит в люльке, выступая на одной из гонок со своим отцом.

К началу 50х он начал собственную карьеру гонщика, сначала как частник на модифицированном серийном мотоцикле Triumph Tiger 70, а затем пересел на более профессиональные Vincent и Norton.

В 1953 году, в возрасте 19 лет, Джона пригласили выступать за заводскую гоночную команду Norton. Двумя годами спустя он был уже в топ-команде - легендарной MV Agusta, параллельно гоняясь в двух дисциплинах - классах мотоспорта с объемом двигателя 350 и 500 куб. см.

В первый же год работы в итальянской команде Джон Сёртиз завоевал свой первый титул чемпиона мира в классе 500 куб. см. В течение следующих 4 сезонов Сёртиз повторил свой успех еще 6 раз на легендарных серебристо-красных машинах - за это достижение королева вознесла Джона в ранг Члена Ордена британской империи (MBE) в 1959 году. Уже в 1961 году он переключился на формульные гонки, хотя и выступал на некоторых соревнованиях. Близкий друг Джона - Майк Хоторн, знаменитый автогонщик и чемпион Ф1 посоветовал Джону полностью сосредоточиться на автоспорте

На двух и четырех колесах

Джон Сёртиз дебютировал в автоспорте в Гудвуде, на трассе, где он не был ни разу. Управляя машинами Aston DBR1 и Vanwall, Джон настолько впечатлил боссов двух команд - Рега Парнелла и Тони Вандервелла, что они, по легенде, чуть не подрались между собой за право первым предложить Джону место в своих командах.

Но несмотря на такой ажиотаж вокруг своего имени, Джон пока продолжил карьеру в мотогонках до конца 1960 года, когда заработал свой третий титул в классе 350 кубов и четвертый в классе 500 кубов. И, наконец, в 1961м Сёртиз окончательно повесил мотоциклетный шлем на гвоздь. Дебютным коллективом стала команда Кена Тиррелла в гонках Формулы Junior. Одновременно прошел дебют и в Формуле 1 на нескольких гонках в команде Lotus (команда Колина Чепмена, а не Тони Фернандеса или даже Эрика Булье 🙂 ).

В 1961 году Джон заработал 9 побед в команде Agusta (7 - в гонках чемпионата мира), закончил свою дебютную гонку Формулы Джуниор на 2 месте, вторым же стал в первой гонке Формулы 2 в карьере, и вторым на втором Гран-при Формулы 1. На следующем Гран-при (Португалия) Джон принес команде Lotus поул, установив рекорд трассы в гоночном режиме - 112,31 миль в час, лидируя в гонке.

Впечатленный такими достижениями, Колин Чепмен предложил Джону место первого пилота в своей команде на сезон 1961 года, но Джон отказался из-за несколько прохладной реакции коллектива. Вместо этого Джон предпочел пойти в коллектив Рега Парнелла - Cooper, где и провел весь следующий сезон, который закончил на 4 месте в зачете пилотов.

Ferrari и восьмой чемпионский титул

Сёртиз выступает в Формуле 1 (Гран-при Португалии. Поул, лучший круг и сход из-за утечки топлива после долгого лидирования в гонке

Сёртиз выступает в Формуле 1 (Гран-при Португалии. Поул, лучший круг и сход из-за утечки топлива после долгого лидирования в гонке

На следующий, 1963 год, Энцо Феррари смог уговорить Джона Сёртиза перейти в конюшню из Маранелло - со второй попытки, чего прежде никогда не случалось. В тот период Скудерия находилась в упадке - команде не хватало сильного лидера среди пилотов, да и по техническим аспектам итальянцы не дотягивали до конкурентов. Но уже в августе того года Джон одержал первую победу в Ferrari (Нюрбургринг, ГП Германии), после которой его стали буквально боготворить итальянские тиффози, ласково называя нового кумира: Il Grande John - Большой Джон. Эта победа стала первой для Феррари с 1961 года.

К 1964 году Скудерия - не в последнюю очередь благодаря своему новому лидеру - стала одним из фаворитов чемпионата. Там же Феррари и закончила сезон - Джон стал "грандмастером" как на двух, так и на четырех колесах, единственным по сегодняшний день. Однако 1965 стал гораздо менее успешным из-за решения руководства Ferrari начать сезон со старыми двигателями типа V8 вместо рядных 12-цилиндровых моторов.

Но в гонках спорткаров - области, которую часто забывают те, кто изучает биографию Сёртиза, он заработал 4 победы и еще 4 вторых места за рулем Ferrari 330P2 и 365P2 в европейских гонках, а также за рулем собственной Lola T70-Chevrolet в Северной Америке.

Заглянув смерти в глаза

по дороге к 8 титулу чемпиона мира за рулем Ferrari 158, Гран-при Мексики, 1964 год

по дороге к 8 титулу чемпиона мира за рулем Ferrari 158, Гран-при Мексики, 1964 год

Любовь Джона к автоспорту и постоянный успех не раз ставили жизнь гонщика под угрозу. Однако однажды он оказался буквально на волосок от смерти - страшная авария в практике гонок спорткаров в канадском Моспорте едва не лишила Джона жизни. Вертикальная подвеска на его машине Lola не выдержала напряжения, и на огромной скорости болид впечатался в барьер. При ударе Лолу завертело, несколько раз подбросило в воздух и снова ударяло об асфальт вместе с пилотом, в конце концов приземлившись на голову Сёртиза. В результате левая нога была сломана в нескольких местах, серьезно повредился позвоночник, раздроблен тазобедренный сустав. Из внутренних органов больше всего пострадали почки - разрыв.

Но спустя 6 месяцев после катастрофы Джон снова сел за руль Ferrari в чемпионате мира, в самом начале эпохи 3-литровых двигателей (1966).

Тот год начался с победы в "1000 километрах Монцы", триумфе на внезачетной гонке Формулы 1 в Сиракузах и победы в бельгийском Спа в июне. Но несмотря на такое сильное возвращение, вскоре у него произошел разрыв с Феррари из-за личного конфликта с одним из руководителей Скудерии - Еугенио Драгони, который всеми способами старался очернить Джона в глазах Коммендаторе Энцо.

Жизнь после Ferrari

Lola T70... машина, которая едва не убила Сёртиза в Моспорте

Lola T70... машина, которая едва не убила Сёртиза в Моспорте

После увольнения из Феррари (к слову, интриги Драгони открылись публике уже через год, его с треском уволили, а с Джоном восстановили дружеские отношения), Сёртиз перешел в команду Brabham, став напарником сначала Роя Сальвадори, а затем и Йохена Риндта. Но уже совсем скоро в мировом автоспорте появилась новая команда - Team Surtees, выставившая в начале своей истории болиды Lola T70 в чемпионате Can-Am 1966 года, на счету которых 5 побед из 8 гонок - статистический рекорд.

 

"Большой Джон" - как называли Сёртиза его итальянские фанаты, продолжал выступления в команде Honda (1967-68) и BRM (1969), а после переключился на инженерную и директорскую работу, приведя собственный коллектив Team Surtees в гонки Гран-при в 1970 году. Машины, созданные по его проектам и под его руководством, выиграли несколько внезачетных гонок в Ф1, а также титулы в кубке конструкторов в европейской Формуле 2, Ф5000 в Британии и США.

Тем не менее, в Формуле 1 дела шли неважно. Помимо пары внечемпионских этапов, успех так и не пришел - в основном из-за отсутствия серьезной спонсорской поддержки и проблем с поставщиками резины и моторов. Лучшим достижением Team Surtees стало 2 место на ГП Италии 1970 года. После этого дела пошли вниз, а вскоре Джон решил, что с него хватит, и пришло время заняться застарелыми травмами. Кстати, проходя лечение в клиниках, Джон познакомился с очаровательной медсестрой Джейн, которая стала его женой через некоторое время…

Шлем на гвозде, или активный пенсионер

Окончательно Джон Сёртиз повесил шлем на гвоздь в 1972 году, но до этого заработал 3 место в Сильверстоуне на внезачетной гонке "Международный трофей Формула 1" за рулем Surtees TS9B и победив в Формуле 2 на гонках в Японии (Маунт Фудзи) и Shell Trophy (Имола), болид Surtees TS10.

После этого он полностью сконцентрировался на работе менеджера до 1978 года, когда был вынужден объявить о закрытии команды сразу во всех чемпионатах.

Оглядываясь назад, Джон рассказывает: "Все главное, что я делал в жизни, я делал это с любовью, от всего сердца. Я любил строить и гоняться на мотоциклах, а затем на машинах. Но превыше всего я любил сам гоночный дух".

Джон Сёртиз за рулем самой успешной своей машины в Ф1 - TS10 Surtees

Джон Сёртиз за рулем самой успешной своей машины в Ф1 - TS10 Surtees

Продолжение следует…