14 января 2014 (17:57) / просмотров: 237
Формула E, или гонки на электромобилях. Упущенный момент?
Лишь только автоспортивная федерация FIA анонсировала гоночный чемпионат Formula E для электромобилей, в голову мне пришли ассоциации с серией - современной интерпретацией подзабытой Формулы Libre. Эта идея появилась на основе того, что новый "электрочемпионат" Формула E привлечёт всевозможные технологические и инновационные решения без особых ограничений в фантазии конструкторской мысли. В поисках футуристического видения автоспорта в целом, инженеры способны на технические чудеса: далеко не только в способе питания двигателя, но и в визуальном образе болида. Смотрите сами.
Я представлял себе, что технических правил у новой серии будет совсем немного, за исключением требований к безопасности. Именно эта свобода подарила бы миру выдающиеся достижения технологий. А в выгоде остались бы и гоночные команды, и производители серийных электромобилей.
Красиво… Только вот то, что на самом деле происходит с новым чемпионатом, не похоже на мои представления.
Первые гонки чемпионата Formula E пройдут в ноябре 2014 года. В серию уже вовлечены интереснейшие бренды мирового масштаба. Болид, официально называющийся Spark Renault SRT_01E, разработан конгломератом выдающихся инженеров из самых разных фирм. Среди них и гоночное ателье Dallara, и команда Williams F1, и автопроизводитель Renault , и большие любители инноваций из McLaren. Даже шинами занимается отличная компания Michelin - так что мы будем избавлены от того посмешища, которое уже несколько лет выступает во всевозможных гонках под брендом Pirelli.
Чемпионат Формула E на электромобилях, похоже, удаётся организаторам. Уже привлечены крупные и известнейшие имена индустрии. Гоночный потенциал серии во многом основан на подготовке к электрическому будущему автомобилей. Но станут ли сами гонки на электрических "формулах" действительно интересным событием?
Конечно, надо будет проследить за ключевыми событиями грядущего чемпионата ещё до его старта, но на данный момент, к сожалению, я скептически отношусь к тому, что гонки серии Formula E - действительно то, что нужно электромобильной индустрии и автоспорту. Да, мне по душе сама концепция гонок на электромобилях, хотя заезды по временным городским трассам на фоне самых известных достопримечательностей той или иной страны кажутся какой-то попсой. Возможно, когда мы увидим первые гонки в этом формате, моё мнение изменится кардинально. Но сейчас я попросту не верю, что такие соревнования смогут завоевать сердца болельщиков автоспорта. В целом, мне кажется, что болиды Формулы E на электрической тяге выглядят слишком обыкновенно. Консервативно. Традиционно. Скучно.
Серия привлекает к себе внимание со стороны разных средств массовой информации. Это позитивный момент. Ещё одна приятная вещь - некоторые команды, в частности - Drayson Racing, уже объявили о том, что на сезон 2015 года создадут свой собственный электроболид с нуля. Именно в 2015 году технический регламент позволит конструкторам раскрыть свою фантазию и талант, допуская на старт и альтернативные шасси. Возможно, именно тогда, в 2015 году, мои мечты о "свободной" Формуле станут реальностью.
А реальность Формулы E сегодняшнего дня, в начале 2014 года, совсем не столь радужна. В кои-то веки у автоспорта (в глобальном и всеобъемлющем смысле этого слова) появилась возможность измениться кардинально. И очень мягко, кстати. Чемпионат Формула E мог породить следующее поколение гоночной техники. Пусть даже и не в "детском" его виде, а в зачаточном состоянии. Но пока мы видим лишь небольшие изменения во внешнем виде формульного болида, а не радикальные перемены.
А ведь автоспорт, в целом, уже начинает готовиться к грядущей эпохе энергоэффективных гонок. Непосредственно электромобили - не совсем новинка для гоночного мира. Вот, к примеру, подразделение NISMO компании Nissan уже создало радикально новый гоночный болид полностью на электрической тяге. Его конструктор, Бен Боулби (Ben Bowlby) - создатель знаменитого автомобиля DeltaWing, выступавшего в Ле-Мане вне зачёта ещё в 2012 году. Новое детище Nissan получило название ZEOD RC, и в конце 2013 года впервые выехала на гоночный трек для тестов. Тесты, кстати, прошли весьма успешно, и с тех пор ходят упорные слухи, что мы увидим электромобиль-спортпрототип в "24 часах Ле Мана" уже в нынешнем 2014 году.
Да и сама задача разработчиков гоночного электромобиля Nissan была в том, чтобы подготовить к выступлению в Ле Мане электромобиля. Да, вне классификации, как и с Дельта Винг, но - в полноценной гонке. Внезачётные боксы кольца Сартэ под названием "Garage 56" способны подарить автоспорту новое чудо. А более глобальная цель Nissan - разработать и изучить технологии создания электромобилей до такой степени, чтобы создать новый класс спортпрототипов. Тот же самый LMP1, наиболее престижную категорию гонок на выносливость, но с электрическим двигателем.
Помните, насколько поразительно красиво было выступление автомобиля Deltawing в 2012 году во время гонки в Ле Мане? Эта машина привлекала телевизионные камеры едва ли не чаще, чем автомобили лидеров. Невероятно смелый и технологичный дизайн, инновации в сфере потребления топлива… А ведь новый электрический болид Nissan ещё красивее и футуристичнее. Я уверен, что автоспорт способен привлечь новых преданных болельщиков именно благодаря таким инновациям и радикальному дизайну.
Вспомните для себя, пожалуйста, а когда вы в последний раз видели серию гоночных автомобилей с открытыми колёсами (т.е. "формулу"), которая серьёзно отличалась по виду от уже существующих? Я имею в виду совершенно иной дух в дизайне, а не характеристики, уже десятилетиями устоявшиеся в мире "оупен-виллс". Всевозможные виды автоспорта формульного типа неизменны в течении десятилений, и этим скучны.
Моя мечта вовсе не в том, чтобы все электромобили серии Formula E выглядели по-сумасшедшему, и ничуть не походили на своих конкурентов. Я понимаю, что технический регламент обязует машины с электродвигателем выглядеть более или менее стандартизованно. Да и аэродинамику не изменить никак. Но, в то же время, я убеждён, что гонки на автомобилях с электрической тягой должны быть более интересными. А электромобили должны всерьёз отличаться от уже существующих "формул".
А что думают читатели? Как вы считаете, стоит ли гоночным электромобилям быть традиционными, фактически - быть продолжением и преемником существующих конструкций? Или же им стоит придать более радикальный дизайн для привлечения молодёжи в ряды болельщиков автоспорта? Может, мы упустили из виду другие варианты развития электрических автогонок?