6 февраля 2011 (21:30) / просмотров: 947

История Ф2. Погибшие пилоты: Крис Ламберт

Brabham BT23C, на котором он погиб

  • Полное имя: Чарльз Кристофер Ламберт (Charles Christopher Lambert)
  • Дата рождения: 9 апреля 1944 года
  • Место рождения: Бирмингем, Великобритания
  • Дата смерти: 28 июля 1968 года
  • Место смерти: Зандфорт, Нидерланды
  • Гражданство: Великобритания
  • Погиб в возрасте: 24 года

Сын владельца гостиницы, Крис Ламберт учился в университете и был на середине пути к диплому в фармацевтике, когда увлекся автогонками. Первые выступления Ламберта были, традиционно, в картинговых чемпионатах - в 1964 году. И в первый же год он стал чемпионом Великобритании по картингу. С помощью и при полной поддержке отца, Крис дебютировал в Формуле 3 уже на следующий год, управляя болидом Brabham BT15; и опять он произвел великолепное впечатление с первых же гонок, одержав победу на втором своем этапе.

В 1966м Крис Ламберт стал вице-чемпионом британской Ф3, уступив Гарри Стиллеру. Крис выступал за рулем довольно старой машины Brabham, однако смог одержать 10 побед в этой серии. В конце года Крис попробовал свои силы в кузовных гонках, выступая за команду Alan Fraser's Hillman. И снова талант показал себя с лучшей стороны - ту гонку он выиграл в своем классе, попутно установив лучшее время круга.

Болид Ф2

На следующий год Крис Ламберт перешел в Формулу 2, выступая за частную (собственную) команду за рулем Brabham BT23 с мотором Cosworth. К сожалению, этот сезон был испорчен из-за неудачи - авария по дороге в Испанию, его гоночная машина была серьезно повреждена. Затем будто злой рок стал преследовать молодого пилота - постоянные сходы из-за механических проблем. Тем не менее, Ламберт заработал второе место во внезачетной гонке в Хоккенхайме, опередив соотечественника Робина Уиддоуса за рулем еще одного Brabham, победил в гонке в Мэллори-Парк и заработал 8 место в Зольдере.

В 1968 году Крис Ламберт и его друг - еще один гонщик Brabham, молодой адвокат Макс Мосли (тот самый!) нашли спонсоров и основали команду London Racing Team. Под этой вывеской британцы купили новую машину - Brabham BT23C, и заработали на ней первые очки в чемпионате. 7 апреля на гонке Формулы 2 в Хоккенхайме Крис Ламберт финишировал четвертым. Этот был тот день, когда в этой же гонке погиб легендарный Джим Кларк. После той трагедии Крис Ламберт рассказывал, что за несколько минут до той аварии Кларк махал ему из своей машины. По мнению Криса, Джим, вероятно, понял, что с его машиной что-то не в порятке: "Обычно так не делается, мы были на порядочном расстоянии друг от друга, я не мешал ему, а трасса была чистой - без особой причины он бы не махал мне". После этого в Формуле 2 гонки шли не очень хорошо - 8 место на квалификации в Тракстоне (не финишировал), 11 в Мадриде (13 место в гонке), 11е в Кристал Паласе (не финишировал), 13е в Толльн-Лангенбарне (не финишировал).

В том же 1968 году Крис Ламберт попробовал выступать в гонках спорткаров - вместе с Биллом Брэдли они выступили за рулем Porsche 906 на "1000 км Нюрбургринга", где разделили 15 место. Спустя 2 недели Брэдли и Ламберт повторили совместный заезд, на этот раз в "1000 км Спа", и финишировали на 7 месте.

После той гонки Крис Ламберт вернулся в Европейскую Формулу 2. Следующей гонкой в календаре чемпионата был этап в Зандфорте, 28 июля. Ламберт квалифицировался на 9 месте, а к 11 кругу выбился уже на пятое. В этот момент началась его дуэль со швейцарцем Клеем Регаццони.

На 11 круге Регаццони за рулем Tecno постарался обойти Ламберта в Tunnel Oost - западном туннеле, скоростном правом повороте позади автодрома, пролегающим над подземным переходом для зрителей. Ламберт держался левой части дороги, Регаццони попытался обогнать его по внутреннему радиусу. Обе машины ехали на скорости далеко за 200 км/ч. Левое переднее колесо Tecno коснулось левой задней части Brabham. Болид Ламберта метнуло влево, он задел бетонный угол моста, и перелетел через ограждения на дорогу внизу. Доказано, что Крис Ламберт не был пристегнут ремнем безопасности, и поэтому его частично выбросило из кокпита во время аварии. Он погиб еще до того, как был доставлен в больницу. Регаццони также упал вниз вместе с машиной, несколько раз перевернувшись, но не получил ни единой царапины.

Зандфорт

Аварию расследовал Голландский Автоклуб под председательством секретаря автодрома господина Д. Корсмита. Расследование сняло с Клея Регаццони все обвинения. Однако Джон Ламберт - отец погибшего Криса - не был согласен с выводами комиссии. Страдающий от трагической потери сына, Джон решил найти виновного. Он полностью отверг все выводы, оправдывающие Регаццони. После разговора с несколькими свидетелями аварии Джон Ламберт уверился, что Клей Регаццони повинен в смерти сына. Несколько лет он добивался в самых разных инстанциях того, чтобы Клея арестовали или исключили из гонок. Однако все суды оправдывали швейцарца. С Джоном разговаривали авторитетные спортсмены и юристы, пытались изменить его точку зрения, но безуспешно.

Наконец, 14 ноября 1971 года, ФИА выпустила заявление, в котором было сказано, что в той аварии Клей Регаццони допустил "ошибку по неосторожности, но никак не преступную халатность". В то же время документ гласил, что степень вины обоих пилотов невозможно доказать или опровергнуть, и призывал к тому, чтобы Клея оставили в покое.

Дело "Ламберт против Регаццони"

Шок от потери сына у Джона Ламберта был слишком велик. Отец погибшего гонщика стал гиперчувствителен к любому мнению о том, что Крис мог и сам допустить ошибку. Джон обвинял в смерти Криса Клея Регаццони. Джон Ламберт писал одному из руководителей ФИА:

"Мне было очень приятно встретить вас у себя дома. Как вы, надеюсь, поняли, я не одержим чувством мщения, однако есть вещи, которые я не могу забыть или принять. Я знаю, что мое горе и моя злоба растет, а долг ФИА - еще раз объективно расследовать ситуацию, пусть даже это и будет означать потерю лица для федерации. По моему мнению, Крис был убит, именно убит - без всякого сомнения. И вина за это преступление, пусть даже непредумышленное, лежит на Клее Регаццони, из-за его опасного вождения. Сейчас Криса обвиняют в том, что он виновен в собственной смерти. Клей был оправдан, а Криса назвали "воскресным гонщиком-любителем". Это заявление - клевета и абсолютно не соответствует действительности.
Когда факты убийства моего сына были предоставлены комиссии по расследованию, она не сделала ничего, чтобы объективно разобраться в этой аварии, нарушила все правила, и опубликовала оскорбительный для меня и для моего погибшего сына рапорт.

Когда я обратился в RAC (автоклуб Великобритании), где я ожидал встретить поддержку, или, хотя бы, понимание, они посоветовали мне обратиться в некий "трибунал", отказываясь даже выслушать мое дело. Я написал письмо всем членам Спортивного комитета ФИА, и не раз слышал, что когда мне отказали в повторном рассмотрении дела, среди членов комиссии было много недовольных. Я еще раз требую от ФИА и от властей Голландии начать уголовное дело по факту убийства Клеем Регаццони моего сына".

Спустя 18 месяцев после трагедии и нескольких судебных разбирательств, ФИА получила от Джона Ламберта еще одно письмо:

"Благодаря тому, что вы сделали для того, чтобы обелить имя моего сына, я желаю вам всего наилучшего.

Однако после расследований ФИА, хотя оно было и не слишком дотошным и аккуратным, и постаралось оправдать Регаццони, я вынужден оставить в покое память моего сына. Однако я не отказываюсь от судебного преследования по отношению к Клею Регаццони из-за его клеветнических заявлений, в которых он утверждал:

1. Его нельзя обвинять в преступлении.

2. Ламберт врезался в него сам

3. Джон Ламберт преследует его из-за того, что пытается получить страховку.

Клей Регаццони отказывается извиняться за эти слова, потому что ФИА закрыла дело. Поэтому я с новыми силами подаю в суд, чтобы обезопасить автогонщиков от его безумного, опасного и, временами, маниакального стиля вождения. Я уверен, что если позволить Регаццони выступать и дальше, то он убьет еще многих конкурентов".

Член Комиссии ФИА по расследованию гибели Криса Ламберта:

"Так и закончилось это горькое дело. Реакция Джона Ламберта на все наши действия была неадекватной. Обычно такие трагедии принимаются родственниками стоически. Автоспорт - опасное занятие. Те, кто принимают в нем участие, знают о риске для жизни и здоровья. Но иногда, когда люди думают, что трагедии можно было бы избежать, происходят такие ситуации, как реакция Джона. Ничто не может вернуть ему сына. В честь памяти этого молодого человека, стоило бы прекратить подобные судебные преследования. Память о Крисе Ламберте должна быть чистой. Его должны знать, как талантливого молодого гонщика, который занимался любимым делом. В день аварии Крис был молодым парнем, почти мальчиком. Талантливым, умным, но не слишком опытным. Клей Регаццони, с другой стороны, был опытным, умудренным пилотом уровня лучших гонщиков планеты. Да, стиль вождения Клея, как у любого другого пилота его уровня жесткий, агрессивный, временами подвергающийся критике. Однако никогда Клей не мог желать аварий, травм и смерти своих коллег. В сложных ситуациях от своих соперников он ожидал такого же жесткого сопротивления и борьбы, однако он рассчитывал на соответствующий опыт конкурентов. Когда гонщики обгоняют друг друга на высоких скоростях, каждый из них уверен, что реакция оппонента будет адекватной. Только поломка или механические проблемы могут вмешаться в такую жесткую, но холодную и умную борьбу. Клей Регаццони никогда после этого не попадал в похожие ситуации, хотя получал травмы из-за других гонщиков несколько раз. Сегодня карьера Клея закончена из-за страшной аварии, в которой никто не был виноват. Однако он жив. Крису Ламберту просто не повезло. Вечная память этому талантливому молодому человеку".

По прошествии десятилетий можно думать, что вряд ли Клею Регаццони можно вменять в вину какие-то ошибки, или, тем более, злой умысел. Похоже, у Криса Ламберта был очень неплохой потенциал, судя по статистике его выступлений. Вероятно, это был действительно быстрый и талантливый гонщик, который мог добиваться успеха даже на старой технике.