13 марта 2017 (21:53) / просмотров: 3389
Как попасть в Формулу 1: молодёжные гоночные чемпионаты
Ф1 – высший автогоночный чемпионат. Сильнее, престижнее и желаннее Формулы 1 нет ничего для пилотов. Впрочем, с этим поспорят любители Индикара (но это лишь локальная американская серия, пусть и быстрая, и престижная); не согласятся и поклонники ралли или гонок-марафонов – но это несколько иные дисциплины, как и кузовные DTM с WTCC. Итак, Формула 1 – высшая «формульная» серия. Как туда «устраиваются» гонщики?
Младшие автогоночные серии
Ситуация меняется каждые 4-7 лет: какие-то чемпионаты теряют славу, другие просто уходят в небытие, третьи держатся с переменным успехом.
Из молодёжных чемпионатов: менее мощных, менее престижных. Гоночные «университеты» 2016 года:
- GP2 (в 2017 эта серия стала называться Формула 2);
- Формула V8 (ещё в 2015 – «Мировая Серия Renault», или Formula Renault 3,5;
- GP3;
- самые престижные разновидности Формулы 3.
До «университетов автоспорта» есть ещё более молодёжные, «школьные» чемпионаты-формулы:
- многочисленные двухлитровые Формулы Рено;
- локальные Ф3 – немецкая, итальянская, британская, да хоть бразильская;
- совсем уж слабенькие и старые Ф-1600;
- за последние 3-4 года стараниями Международной Автоспортивной Федерации (FIA) завоевали неплохое место под солнцем новые категории класса Ф4.
Другие статьи сайта Formula-2.ru про молодёжные гонки:
- Какие бывают автогонки?
- Молодёжные чемпионаты - кто есть кто
- Сколько лет и где нужно гоняться перед дебютом в Формуле 1?
Так откуда приходят новички Формулы 1?
Пусть говорят цифры и факты. В таблице мы собрали всех-всех дебютантов Ф1 с 2010 по 2017 год. Таких оказалось 33 человека.
Сезон | Дебютанты | Предыдущий чемпионат | Чемпионат за 2 года до дебюта |
2017 | Лэнс Стролл | Европейская Ф3, чемпион | Европейская Ф3, 5й |
2016 | Джолион Палмер | GP2, чемпион | GP2, 7й |
Паскаль Верляйн | DTM, чемпион | DTM, 8й | |
Рио Харьянто | GP2, 4й | GP2, 15й | |
Стоффель Вандорн | GP2, чемпион | GP2, вице-чемпион | |
Эстебан Окон | GP3, чемпион | Европейская Ф3, чемпион | |
2015 | Уилл Стивенс | Мировая серия Рено, 6й | Мировая серия Рено, 4й |
Роберто Мери | Мировая серия Рено, 3й | DTM, 13й | |
Фелипе Наср | GP2, 3й | GP2, 4й | |
Карлос Сайнс-мл | Мировая серия Рено, чемпион | GP3, 10й | |
Макс Ферстаппен | Европейская Ф3, 3й | Картинг | |
Александер Росси | GP2, вице-чемпион | GP2, 21й | |
2014 | Даниил Квят | GP3, чемпион | Формула Рено 2.0, чемпион |
Маркус Эрикссон | GP2, 6й | GP2, 8й | |
Кевин Магнуссен | Мировая серия Рено, чемпион | Мировая серия Рено, 7й | |
Андре Лоттерер | WEC, чемпион | WEC, 5й | |
2013 | Эстебан Гутьеррес | GP2, 3й | GP3, чемпион |
Макс Чилтон | GP2, 4й | GP2, 20й | |
Жюль Бьянки | Мировая серия Рено, вице-чемпион | GP2, 3й | |
Валттери Боттас | GP3, чемпион | Евросерия Ф3, 3й | |
Гидо ван дер Гарде | GP2, 6й | GP2, 5й | |
2012 | Жан-Эрик Вернь | Мировая серия Рено, вице-чемпион | Британская Ф3, чемпион |
Шарль Пик | GP2, 4й | GP2, 10й | |
2011 | Серхио Перес | GP2, вице-чемпион | GP2, 12й |
Даниэль Риккардо | Мировая серия Рено, вице-чемпион | Британская Ф3, чемпион | |
Пастор Мальдонадо | GP2, чемпион | GP2, 6й | |
Жером д'Амброзио | GP2, 12й | GP2, 9й | |
2010 | Нико Хюлкенберг | GP2, чемпион | Евросерия Ф3, чемпион |
Пол ди Реста | DTM, чемпион | DTM, 3й | |
Виталий Петров | GP2, вице-чемпион | GP2, 7й | |
Бруно Сенна | WEC, 8й | GP2, вице-чемпион | |
Лукас ди Грасси | GP2, 3й | GP2, 3й | |
Карун Чандхок |
GP2, 18й | GP2, 10й |
Таблица: все гонщики-дебютанты Формулы 1 с 2010 по 2017 годы.
«Гоночные университеты»: GP2 (Ф2) и Мировая Серия V8 (Renault)
Больше всего в Ф1 выпускников серии GP2: 17 человек перешли в «королеву автоспорта» непосредственно из этой недо-псевдо-Ф2. 10 из них «брали» в предыдущем сезоне призовые места чемпионата – с первого по третье. Пять гонщиков регулярно побеждали в чемпионате, но занимали не слишком высокие места по итогам сезонов – с 4 по 6. Наконец, ещё двое – Жером д’Амброзио и Карун Чандхок катались в высшей школе автогонок весьма посредственно, однако бабло побеждает зло. Интересно, что ещё двое пилотов выступали в GP2 с серьёзным успехом, однако поднялись до высшего уровня всё-таки из других чемпионатов. Это:
- покойный Жюль Бьянки, который в 2011 году взял «брозну» в GP2, а в 2012 перешёл в Мировую серию и стал там вице-чемпионом;
- Бруно Сенна, который за год до дебюта гонялся в чемпионате мира по гонкам на выносливость, а параллельно служил тест-пилотом в одной из команд Ф1. Фактически, 2009 год бразилец провёл в своё удовольствие, но в 2008 был вице-чемпионом GP
Второе место по поставке пилотов в Ф1 уверенно держал чемпионат под названием Мировая серия Renault: 7 гонщиков добились дебюта после выступлений в этой серии, ныне известной под названием Formula V8. Мощные автомобили с 3,5 литровым двигателем, гораздо меньший (по сравнению с GP2) бюджет – хотя серия не самая известная, но она всегда привлекала талантливых гонщиков. Пятеро пилотов перед переходом в Ф1 брали титул (или вице-чемпионство); ещё двое – по тому же коммерческому принципу.
Младшие серии – GP3 и Ф3
Серия GP3: весьма «разгонный» чемпионат, где на приличной технике выступают очень молодые, но талантливые пилоты. Тем из них, кому посчастливилось чемпионствовать в GP3 толком-то и не нужно продолжать молодёжную карьеру в GP2: это уже зрелые и быстрые гонщики. Трое из них (Квят, Боттас и Окон) дебютировали в Ф1 сразу после GP3, ещё для шестерых эта серия была крайне важным этапом в карьере.
Держит свои позиции и Европейская Формула 3 (она же – FIA Formula Three, если официально). Двое пилотов из этого чемпионата (со слабенькими болидами по сравнению с GP2 или V8) взяли сразу в Большие Гонки: Лэнс Стролл и знаменитейший дебютант последних лет – Макс Ферстаппен). Боттас, Окон и Хюлкенберг также добивались в Евросерии Ф3 высших позиций, однако затем катались ещё и в GP2/3 – всё же опыт штука важная, а Ф3 – не такая уж мощная серия.
Курьёзные дебюты в автоспорте
Два других чемпионата – не лучшая школа перед Формулой 1. Это, скорее, полноценные, взрослые конкуренты для гонок Гран-при.
- Кузовной чемпионат DTM считается отличным продолжением карьеры для тех пилотов, которые блистали в молодёжных формулах, но не смогли найти деньги для дебюта в Ф1. Впрочем, в последние годы два довольно молодых чемпиона DTM приняли предложение от конюшен Формулы 1: Пол ди Реста и Паскаль Верляйн.
- Чемпионат мира по гонкам на выносливость WEC (в его состав входит великая гонка «24 часа Ле-Мана») также «подарил» Формуле 1 двух дебютантов. Но не стоит относится к этому показателю слишком серьёзно. Так, тамошний чемпион Андре Лоттерер изначально не планировал строить новую карьеру в Ф1, но с огромным удовольствием воспользовался приглашением выступить в одном Гран-при в составе команды Catherham. Другой «выпускник» WEC, Бруно Сенна, лишь пережидал 2009 год в этом чемпионате, зная, что сезоном спустя он обязательно окажется в Ф1. По факту, Сенна-младший – выходец из серии
Чемпионы Ф1 в подростковом возрасте
Другая интересная статистика – взглянуть на то, из каких гоночных серий приходили в Формулу 1 чемпионы мира. Всех 33 гонщиков с этим титулом мы перечислять, естественно, не будем, но ранняя карьера 10 наиболее недавних обладателей титула представляет интерес для нашей темы.
Чемпион мира | До Ф1 | До предыдущей серии |
Нико Росберг | GP2, чемпион | Евросерия Ф3, 4й |
Себастьян Феттель | Мировая серия Рено, 5й | Евросерия Ф3, вице-чемпион |
Льюис Хэмильтон | GP2, чемпион | Евросерия Ф3, чемпион |
Кими Райкконен | Британская 2-литровая Ф-Рено, чемпион | Картинг |
Фернандо Алонсо | Ф3000, 4й | Мировая серия Nissan (ныне - V8), чемпион |
Мика Хаккинен | Британская Ф3, чемпион | "Древние" серии класса Формулы Форд |
Таблица: такие молодёжные «гоночные университеты» заканчивали недавние чемпионы мира
Как правило, у чемпионов мира в классе Ф1 действительно яркий, выдающийся даже среди быстрых сверстников талант. Чемпионы чемпионов? Далеко не всегда. Чаще они «перепрыгивают» заключительную молодёжную ступеньку автоспорта: так было с Хаккиненом и Шумахером. Райкконен и вовсе провёл до Ф1 около 30 формульных гонок. Феттель роскошно выступал в младшей F-BMW. Лишь Алонсо, Хэмильтон и Росберг шли современным путём: высшие категории автоспорта в соответствующие годы (как их ни называть – Ф2, Ф3000 или ГП2; в некоторых случаях – та или иная вариация 3,5-литровой Мировой серии: то V8, то Nissan, то Renault).
Курьёзное заключение
Начиная с 2017 года дебютанты будут приходить в Формулу 1 из «совершенно» других серий. GP2 очень быстро была переименована в Формулу 2. Формула Рено 3,5 не существует, хотя болиды этой серии выступают в «новом» чемпионате Formula V8. Вряд ли долго протянет серия GP3 (по крайней мере, под этим названием). Европейская Ф3 должна просуществовать ещё долго, хотя её вполне могут совместить с той же GP3.