16 Июнь. 2009 (22:42)
Место Формулы 2 в иерархии автоспорта
Новый чемпионат ФИА Формула 2 воплотился в реальность уже полмесяца назад. Тогда, на первых двух гонках серии в испанской Валенсии присутствовал сам великий и ужасный Макс Мосли, президент Международной автоспортивной федерации. Это его задумка, его детище.
Всего чуть более года назад многие склонялись к мнению, что создание гоночной серии с таким уровнем бюджета, как запланировал Мосли, попросту невозможно. Через 11 месяцев Williams F1 построила машину с достаточным уровнем мощности и скорости. Эта тяжелейшая работа выполнена на ура. Технические параметры, данные при проектировании болида, полностью соблюдены. Безопасность машины регламентирована высокими стандартами 2005 года для Формулы 1. В результате болид JPH1 это машина, позволяющая пилотам изменять множество настроек, особенно задние и передние крылья, демпферы, антизаносный механизм, развалы колес, трассировку, подвеску, рессоры и дорожный просвет. Двигатель – 1,8-литровый турбомотор Audi, развивающий мощность до 450 л.с. Коробка передач – шестиступенчатая Hewland с педальным переключением. Спроектированные Williams шасси были произведены компанией Universal Race Technology и собраны фирмой Palmersport в Бэдфорде. Все это – небольшой организационный подвиг, но все 25 машин были готовы к предсезонным тестам в полном составе, и полмесяца назад все участники чемпионата встретились в Валенсии для первой из шестнадцати гонок.
Квалификация показала, что машины полностью подошли по крайней мере 15 лучшим пилотам, которые показали результат в пределах одной секунды от обладателя поула в каждой квалификационной сессии. Стартовую решетку в обеих сессиях занял канадский подопечный Red Bull – восходящая автогоночная звезда Роберт Уиккенс. При этом 10 пилотов уместились в 0,4 сек от его результата. В первой гонке Уиккенс сражался за победу в основном с Карлосом Иаконелли и литовцем Казимом Василиаускасом, финишировавшими соответственно на втором и третьем местах. Василиаускас – открытие уик-энда, так как восемнадцатилетний талант проводит всего лишь свой первый полный сезон, и показывает весьма достойные результаты на фоне гораздо более опытных соперников. Уиккенс продолжил красивую серию первых строчек и во второй гонке, опередив напарника по команде Red Bull Мирко Бортолотти и австрийца Филиппа Энга. Рекорд скорости на круге составил 162.61 км/ч. Интересно сравнить этот результат с другими чемпионатами, хотя болиды GP2 не приезжали в Валенсию уже несколько лет. Зимние тесты Мировой серии Рено показали лучший круг на скорости 174.31 км/ч. Самый быстрый результат болидов Ф1 принадлежит здесь Кими Райкконнену – Феррари финна показала на зимних тестах на этом автодроме скорость в 202.52 км/ч. Недавняя гонка испанского чемпионата Ф3 принесла быстрый круг при скорости 156.48 км/ч, поэтому болиды Формула 2 находятся между Мировой серией Рено и Ф3, хотя и гораздо ближе к чемпионату WRC, чем к младшему классу. Конечно, результаты не дотягиваются даже до Серии Renault, не говоря уж о GP2. Однако стоит вспомнить о финансовой стороне вопроса. Сезон в Формуле 2 обходится ее участникам всего в 310 тыс. долларов, в то время как 1,5 миллионов придется выложить пилотам GP2, и 1 миллион – участникам Мировой Серии Renault. Даже в Евросерии Ф3 год гонок стоит 875 тыс. долларов.
Интересно заметить также, что в ближайшее время ФИА планирует логичную реформу класса Ф3 – в перспективе эта серия будет ослаблена с технической точки зрения. На данный момент основным поставщиком молодых пилотов служит коммерческая, не имеющая отношения к FIA серия GP2. Кстати, этот чемпионат заменил собой старую-добрую Формулу 3000 в 2005 году, которая, в свою очередь, является прямой наследницей «классического» чемпионата Ф2. Сомнительно, чтобы нынешняя Формула 2 стала серьезным конкурентом GP2 в борьбе за право быть кузницей кадров для «королевы автоспорта», однако эти сомнения лежат в оценке бюджета серий. Поэтому будет интересно взглянуть на состав Ф2 в следующем году – за какой чемпионат проголосует следующее поколение молодых пилотов в номинации «лучший путь в Формулу-1».
Автор - Алексей Низамов, в раздел - АНАЛИТИКА.