1 Дек. 2010 (04:59)
Формула 2 заменит GP2 в 2012?
Интересные слухи пошли про Формулу 2 от британского эксперта по автогонкам Джо Савара. На страницах своего блога этот известный инсайдер пишет о разногласиях между ФИА и GP2, а также о возвращении Ф2 на трассы Гран-при в 2011.
Как известно, чемпионат Формула 2 был воссоздан по инициативе тогдашнего президента ФИА Макса Мосли, известного среди болельщиков, как "Безумный Макс". Задумка была хороша всем, хотя поначалу казалась нереальной - создать чемпионат для молодых пилотов, назвать его Формулой 2, как было 25 лет назад, и приглашать талантливую молодежь выступать здесь на технике очень высокого уровня. Предпосылками к такому решению служили вечные разногласия между Мосли и владельцем коммерческих прав Ф1 и GP2 Берни Экклстоуном. Ни для кого не секрет, что Берни очень любит деньги, и зарабатывает их буквально на всем - начиная от "переезда" Формулы 1 в богатые арабские и азиатские страны на скучные автодромы, заканчивая монополизацией младших чемпионатов. За создание никому особо не нужных чемпионатов GP2 Asia и GP3 вынуждены платить команды этих первенств, а едва ли не единственной возможностью для них привлечь деньги являются пилоты.
Вот и получается, что чем дальше в лес, тем больше в высших категориях автоспорта выступают не столько талантливые, сколько богатые гонщики. Это отрицательно сказывается на зрелищности и популярности как Формулы 1, так и GP2. Бюджеты на участие в чемпионате 2011 года в GP2 вплотную приближаются к 2 млн. евро за сезон (и эта сумма необходима от гонщика и его спонсоров). Уже в 2010 году в GP2 выступало не так много действительно ярких пилотов. Вскоре подобная ситуация может разразиться и в Формуле 1, которая со временем становиться все больше похожей на чемпионат бывших пилотов GP2.
Невероятно, но в такой ситуации Формула 2 была создана и провела уже 2 относительно успешных сезона. Гонщикам за минимальные деньги предоставляется мощная, быстрая техника. Вот только нишу "кузницы кадров" для Ф1 слишком прочно занимает насквозь прогнившая (т.е. пардон - коммерциализированная серия GP2 и ей подобные ГП2 Азия, ГП3, и, возможно, далее). Между тем, эта ситуация все меньше устраивает Международную Автоспортивную Федерацию (ФИА), которая не имеет контроля над актуальными молодежными чемпионатами.
И вот теперь, в конце 2010 года между ФИА и GP2 разгорается очередное недопонимание, грозящее перерасти в скандал. Джо Савар пишет, что Федерация намерена требовать больше денег за свои услуги (а точнее - за молчаливое согласие ФИА продолжать политику невмешательства).
Владельцем чемпионата GP2 официально является компания под названием Gamma Topco Ltd, дочернее подразделение другой компании - Formula One Group (читай - Берни Экклстоун). Чемпионат GP2 Asia - собственность другой фирмы - Epsilon Ltd, также филиала Formula One group (и снова Берни!). Серия GP2 была гонкой поддержки для Формулы 1 с 2005 года, т.е. с момента своего основания. ФИА (да и весь автогоночный мир) ожидал, что модель бизнеса под названием GP2 станет более эффективной в финансовом плане альтернативой для Формулы 3000. Так оно, в общем-то, и было. Целых 2-4 года, по разным оценкам. На дворе конец 2010 года, и GP2 стала гораздо более затратным предприятием, нежели когда-то была даже Ф3000. Куда же идут сверхзатраты, и откуда они берутся?
Все команды чемпионата GP2 обязаны приобретать оборудование (начиная от машин, двигателей, шин, и заканчивая самыми мелкими винтиками) непосредственно у организаторов чемпионата (а кто это? Правильно, мистер Экклстоун и компания!). И не было бы никаких проблем (отсутствуют затраты на постоянную разработку и модернизацию), но вот только непомерные аппетиты организаторов сказываются на бюджетах команд крайне негативно. Довольно легко найти альтернативные винтики (моторы, шины, машины) у других производителей. Но нельзя никак, иначе - вылет из чемпионата. А куда податься командам? В умирающую (благодаря усилиям Экклстоуна и GP2) Евросерию Ф3, где на старт выходят 10-15 гонщиков? В Ф2, где команд нет вообще? Организовывать новый чемпионат самостоятельно? Альтернатив толком нет.
Бюджеты команд, участвующих в GP2, почти в 2 раза выше, чем были 5 лет назад. И это без учета "нагрузки" в виде GP2 Asia. Все меньше талантливых гонщиков могут позволить себе такие деньги. Все меньше остается программ поддержки молодых пилотов (Renault F1 давно уже прекратила это, Red Bull стремительно сокращает количество участников, Ferrari создала никому не нужную "Гоночную академию" с углубленным изучением английского языка и светских манер). И роль ФИА в молодежных сериях все меньше и меньше.
Сейчас происходит серьезнейшая конфронтация между ФИА и Экклстоуном. Федерация хочет либо денег, либо власти. Отобрать деньги у Берни - занятие малореальное. Непосредственно ФИА не может влиять на то, что GP2 является серией поддержки чемпионата - организаторы вправе сами договариваться с автодромами о проведении заездов в любой день, даже вместе с Формулой 1 - никакого влияния на этот процесс у ФИА нет. Однако именно Федерация автоспорта предоставляет услуги GP2, от которых организаторы не вправе отказаться - гоночная дирекция, стюарды, обслуживающий персонал и соответствующее оборудование, маршалы, медики, судейская бригада. А цену на эти услуги ФИА устанавливает самостоятельно для любого чемпионата, проходящего в один уик-энд с Формулой 1 (это несколько утрированно, но примерно так и обстоят дела).
Цель ФИА на сегодняшний день - если GP2 безбожно делает деньги на командах, те - на своих гонщиках, то ФИА будет стричь купоны на организаторах GP2. А вот если GP2 не желает расставаться с непосильным трудом нажитым богатством, то эта гоночная категория вполне может потерять свое место под солнцем.
Как это все относится к Формуле 2? Все просто. Молодежная серия все же была создана. Это - увесистая дубинка-"аргумент" в споре против GP2. А недавно было объявлено о том, что Ф2 отделяется от WTCC в качестве серии поддержки, и будет проводить гонки самостоятельно. Кстати - на автодромах Гран-при, где проходит и Формула 1. И произойдет это уже в 2011 году. Ну а если GP2 будет все такой же несговорчивой в вопросе дележа денег или власти, то Формула 2 с легкостью станет тем, для чего и была воссоздана - чемпионатом поддержки Ф1, куда устремятся все молодые гонщики (еще бы - за такие-то небольшие деньги, раз в 5-10 меньшие, чем в GP2!).
Не зря, ох, не зря Джонатан Палмер уверяет всех, что у его чемпионата большое будущее. И совсем не зря он решил прекратить работу чемпионата Формула Палмер Ауди. Джонатану уже скоро понадобится и все его время, и вся его энергия. Возможно, уже в 2012 году…
----
П.С. Чтобы стать водителем помимо всего прочего нужно пройти осмотр у врачей, проще говоря сделать медосмотр. На качественный медицинский осмотр водителей можно записаться онлайн в поликлинике Профимед.
« Видео: тест-драйв Ф2 против Porsche GT3 RS с комментариями | Трое выпускников Формулы 2 дебютировали на тестах GP2 » |
Автор - Алексей Низамов, в раздел - АНАЛИТИКА.