31 Янв. 2011 (17:40)
Знакомьтесь - надежда США в Ф2 Джонатан Самертон
Веб-сайт Джонатана Саммертона formulajon.com с уверенностью и очаровательной наивностью говорит о том, что этот гонщик - "следующий американский чемпион Формулы 1". А знающие люди улыбнутся этой фразе - имя и опыт за плечами пока не соответствуют названной цели. Однако этот парень действительно быстр, любит европейские гонки, а слухи уже несколько раз связывали его с Формулой 1. Познакомимся поближе?
Джонатану Саммертону 22 года, он - уроженец штата Флорида и один из 5 молодых американских гонщиков, которого связывали с местом пилота в неудавшемся проекте USF1. Перед гибелью так и не родившейся команды слухи упорно твердили о том, что он - явный фаворит среди других претендентов. Все это звучало довольно бредово:
- а) Саммертон никогда не приближался к технике Ф1 в прошлом, кроме как на PlayStation;
- б) у него нет достаточного опыта выступлений в топовых молодежных категориях;
- в) а как он получит Суперлицензию ФИА, необходимую для участия в гонках Гран-при? Честно говоря, кандидатура, скажем, Дэвида Бэкхэма могла бы быть не менее вероятной, если бы знаменитый футболист был американцем. А гонщиков из США, выступающих в европейских гонках (или хотя бы намеренных поехать покорять Старый Свет) катастрофически не хватает в 2000-х.
Итак, кто такой Джонатан Саммертон?
Начнем с начала его формульной карьеры, которая стартовала в 2004 году в американской Формуле BMW. Очень удачный дебют - 3 место в общем зачете, 4 победы за сезон. Джонатан смог с первой попытки опередить быстрого канадца Джеймса Хинчклайфа и трехлетнего ветерана FBMW Андреаса Вирта из Германии. А нынешняя молодая надежда американских овалов - Грэхэм Рахал финишировал лишь 7м. На талантливого американца обратила внимание Европа, и на следующий год он дебютировал в том же классе - Формула BMW ADAC, в серьезной команде Rosberg. В планах был только титул. Но не сложилось - лишь 10 место по итогам года, лишь 1 подиум в Спа. А впереди - такие имена, как Нико Хюлкенберг, будущий чемпион GP2, Себастьян Буэми - уже многолетний участник Ф1, Крис ван дер Дрифт… и даже (!) Наташа Гашнан (зря, ох, зря я ее так… но ладно, для красного словца пойдет, а вообще-то девушка приятная, да и слухи насчет ее выступлений в 2009м в Ф2 ходят разные, еще вернемся к этой теме).
Для объективности, плохую службу Саммертону сыграло отсутствие опыта и полное незнание европейских трасс. Тем не менее, репутация ни в коем случае не была подмочена. Другая серьезная команда, на этот раз - из престижной Евросерии Ф3 - Mucke Motorsport, сделала Джонатана Саммертона напарником Буэми, и американец неожиданно неплохо провел этот год. Он не только опередил швейцарца из молодежной команды Red Bull, но еще и одержал 1 победу и еще 3 подиума на пути к 9 месту в общем зачете (что очень хорошо для такого уровня). А еще он стал вторым в зачете новичков, совсем немного уступив Камуи Кобаяши. Позади в этом зачете приехали такие ребята, как Пол ди Реста, Себастьян Феттель, Роман Грожан и Казуки Накаджима. Другой же американец, гораздо более опытный (и перспективный на тот момент) Ричард Антинукки, финишировал в этом чемпионате 5м, имея в копилке всего на 6 очков больше.
Обычно новички Евросерии Ф3 не слишком уверенно проводят свой первый год, поэтому уверенное выступление Саммертона - серьезный показатель. А тот факт, что он опередил пятерых будущих (и уже некоторых экс-) пилотов Ф1, говорит сам за себя. Кстати, эти ребята остались в Евросерии на 2007 год, и сражались между собой за титул. Вот поэтому его и считали самым перспективным американцем в то время (да и сейчас - какие альтернативы - Александер Росси?). А в 2007 году Джонатан перешел в ныне прекративший свое существование "Кубок наций" - A1GP, где, выступая за родную американскую команду, заработал 1 подиум и показал 1 лучший круг в дебютном сезоне. Продолжив карьеру в 2007/08 году, он еще улучшил результат, одержав первую победу для команды в Шанхае, и еще дважды поднявшись на подиум. Однако этого хватило лишь для 12 места в общем зачете - американскому коллективу страшно не хватало стабильности в выступлениях. И хотя в этой серии было достаточно много дурных пилотов, такие недогонщики не выигрывают гонки - не так ли?
В сезоне 2008 года Джонатан Саммертон вернулся в Штаты, в чемпионат Atlantic. Здесь он стал 3м, уступив лишь 4 очка Джонатану Бомарито - вице-чемпиону. А чемпионом стал Джонататовский бывший напарник по команде - Маркус Ниемела, набравшийся опыта, но пару-тройку лет назад безнадежно сливавший Саммертону. 2009й - снова США, снова чемпионат Атлантика, и даже несколько гонок в Indy Lights, притом довольно успешных.
В конце 2009 года Джонатан Саммертон участовал на тестах Формулы 2, и проехал довольно неплохо.
Вот так Джонатан Саммертон выступал в разных молодежных чемпионатах и сделал себе имя - да, пусть далеко не лучшего гонщика в мире, но достаточно приличного. Это гонщик, который всегда претендовал на победы во всех сериях, где принимал участие, опережая будущих пилотов Ф1 в тех же командах. Если бы проект USF1 все же жил, то лучшего гонщика американского происхождения сложно представить. Но это уже история. А почему же тогда другие команды проигнорировали талантливого парня?
Потому что американцы долгое время не были особо нужны в Формуле 1. Если и нужны ребята из США, то с гораздо более громкими именами - Марко Андретти - (не то внук, не то правнук), например, или даже Жак Вильнев - пусть даже он и канадец. Тот же Грэхэм Рахал. Честно говоря, не тянет Саммертон на нового Дэна Гарни или Марио Андретти, пусть это и утверждает сайт гонщика. Может быть, Джонатан ездит и лучше, чем младшие представители гоночных кланов, но имя у него звучит всяко тише.
В 2010 году стало известно о постройке новой американской трассы для Формулы 1 - Остине в штате Техас. Проект набирает обороты полным ходом, и в 2012-м боссам Ф1 катастрофически необходим хотя бы один американский гонщик. Александер Росси - неплохой пилот, но Джонатан побеждал погромче. Даника Патрик, которую великое множество раз сватали в Европу, слишком дорогой вариант для прижимистых команд Ф1, все чаще предпочитающих не платить зарплату своим гонщикам, а наоборот - выкачивать через них деньги нефтяных и прочих газпромовских спонсоров, пусть даже и сажая глав стран на свои тачки покрутить баранку.
Увидим ли мы Джонатана Саммертона в Ф1? Вполне возможно. Он не принесет в команду больших денег, но на данный момент его звездно-полосатой национальности вполне достаточно. Многое зависит от того, где он проведет этот год. Вряд ли стоит его ожидать в европейском "пред-формульно-один" классе GP2 - слишком высоки ставки потерять репутацию при отсутствии опыта. Ниже - в GP3 не имеет смысла, этим путем уже идет Александер Росси, и находится на шаг впереди.
Год назад слухи связывали имя Джонатана Саммертона с Формулой 2. Там бы он довольно легко смог получить Суперлицензию Ф1, без которой никуда. Чемпионат этот пока не слишком конкурентоспособный - здесь выступают чаще малоопытные по сравнению с ним пилоты. Бюджет требуется минимальный. Похоже, что Ф2 - идеальный путь для Саммертона, если он намерен вернуться в Европу и в ближайшие год-два попасть в Формулу 1. Кстати, Ф2 управляется Международной автомобильной федерацией ФИА, которая очень хочет поднять эту серию как можно выше. Что может быть лучше для политиков от автоспорта, если из этого чемпионата напрямую в Формулу 1 поднимется гонщик (который им необходим в маркетинговых целях)?
Плюсы в пользу теории "Джонатан Саммертон + Ф2 + ФИА + Гран-при США + 1-2 года = Формула 1":
+ ФИА, Берни и командам Ф1 необходим американский гонщик
+ Саммертон и Росси - наиболее вероятные кандидаты
+ Попасть через дорогую GP2 в Ф1 за 1-2 года у малоопытного на европейских треках Джонатана шансов мало. И желания еще меньше. У его спонсоров
+ ФИА всеми силами надо продвигать Формулу 2 в иерархии автоспорта
+ Лучшим продвижением будет переход сильного гонщика Ф2 напрямую в Ф1. Таким пилотом вполне может стать герой этой статьи
+ Джонатан Саммертон способен добиться больших успехов в Ф2 благодаря своему опыту и отличным выступлениям в евросериях, а также благодаря низкой стоимости участия - спонсоры довольны
Минусы в пользу этой красивой теории:
- А у самого Джонатана есть желание покататься в Ф1 после разочаровывающего 2010-го года и USF1?
- Александер Росси уверенно поднимается вверх по карьерной лестнице, и как раз через пару лет достигнет логической вершины
- Формула 2 пока недостаточно престижна для прямого перехода в Ф1
- Боссам Ф1 не обязательно привлекать именно американца - достаточно будет и человека с американских континентов. Есть колумбиец Хуан-Пабло Монтойя (на минуточку - победитель Гран-при Монако, еще 6 гонок и просто душечка, ярчайшая звезда, гонщик - мечта болельщика! Есть канадец Жак Вильнев - медленно стареющий чемпион Ф1 1997 года, сын легендарного Жиля Вильнева, да и сам почти легенда, плюс очень мечтающий вернуться в Гран-при). Есть, в конце концов, Серхио Перес и Пастор Мальдонадо - латиноамериканские дебютанты Ф1. Канадец Роберт Уиккенс хоть и дискредитировал сам себя в GP3 после великолепного сезона в Ф2, но тоже еще может…
Лично мне аргументы "за" кажутся более убедительными, нежели "против". Хотя Хуана Палыча обратно в Ф1 было бы здорово, ням!
Ну что, ждем Джонатана Саммертона в Формуле 2? Или все же возвращение блудного Мони?
----
П.С. Настольная игра готова выручить в поездке или там где нет компьютера. К тому же такие игры еще и развивают. А вы слышали что-нибудь про обучающие настольные игры? Они ведь тоже очень интересны и полезны!
Автор - Алексей Низамов, в раздел - АНАЛИТИКА.