8 Фев. 2011 (22:53)

Чемпионы Формулы 2: Клей Регаццони, 1970

Клей Регаццони 1983

Джанкарло Джузеппе Регаццони, больше известный по своему прозвищу Клей Регаццони, стал чемпионом Формулы 2 в 1970 году. Ему был уже 31 год…

В наши дни маленькие гонщики едва-едва заканчивают играть в игрушки до того, как в первый раз садятся за руль своих картингов, а дебютируют в Ф1 зачастую до двадцатилетия. В славных шестидесятых все было совсем не так - обычно гонщики перед дебютом в Формуле 1 сначала выступали на кузовных машинах, потом - в младших формулах, в спорткарах. Но история швейцарца Джанкарло Джузеппе Регаццони, больше известного как Клей Регаццони, серьезно отличается даже от описанного пути большинства его современников - великолепный пример "возврата к прошлому".

Жесткий и решительный автогонщик из страны, где автоспорт находится под запретом, человек по прозвищу "Клей" полюбил моторы и гонки - жестокие гонки - лишь тогда, когда был уже достаточно зрелым человеком, в возрасте 24 лет. А когда, спустя 7 лет, он дебютировал в гонах Гран-при в составе Ferrari, даже самые отъявленные оптимисты из числа его болельщиков, не могли сказать про своего любимца - "талантливый молодой пилот". К тому времени, когда Клей Регаццони провел свою последнюю гонку в Формуле 1, ему было уже хорошо за сорок. Но он бы продолжал выступать и еще, если бы не страшная авария в Лонг-Бич в 1980м и ужасная травма позвоночника. И кто знает, до скольки лет продолжалась бы карьера Регаццони...

Нельзя сказать, что частичный паралич после этой аварии стал главной причиной его ухода из автоспорта. Напротив, этот грубоватый, крепко сложенный мужчина из итальянского региона Швейцарии решил переключиться на самые сложные гонки на планете Земля - в африканских пустынях. Уход из гонок был более вероятен дважды в карьере Регаццони, задолго до Лонг Бич: в 1969 году Клея Регаццони обвиняли в гибели его соперника по Ф2 Криса Ламберта на этапе в Зандфорте - это дело шло несколько лет до тех пор, пока суд полностью оправдал пилота, мы еще расскажем об этом инциденте. В 1973 году Клей Регаццони едва не расстался с жизнью в Кьялами, после аварии он оказался без сознания, а болид вспыхнул пламенем. И лишь невероятная храбрость Майка Хейлвуда, другого чемпиона Ф2, спасла жизнь Клея, зажатого в объятом огнем BRM.

Клей Регаццони

Ему не было так уж важно выступать за самой лучшей машиной: главное - просто гоняться. Большинство его коллег гораздо больше переживали на этот счет. И хотя Энцо Феррари в конце 1976 года обвинял Клея в завышенных потребностях, Регаццони был так же счастлив выступать за аутсайдеров Shadow, как он делал это за лидеров Ferrari, быть частью процесса для него было важнее, чем возглавлять его. В начале карьеры Клей очень многое сделал для своих тогдашних команд - вначале в Tecno, выступая за старенькой машиной Austin-Healey Sprite, затем дошел с этой командой до Ф3 и даже Ф2 вместе со своим соотечественником Сильвио Мозером, и наконец в этой категории - европейской Формуле 2 стал чемпионом за рулем все той же Tecno F2.

Но не только неожиданное доминирование середняков из Tecno в Формуле 2 привело "Регга" к чемпионскому титулу в Европейской Ф2: в любом случае это был один из самых сильных и красивых сезон Клея в автоспорте. После побед в Формуле 2 (1968) в Хоккенхайме, Поль Рикаре, Энне и Имоле его пригласили выступать за Ferrari. Приглашение было принято с радостью, однако сезон 1969 года для него и для итальянской конюшни стал никаким. Возвращение в Tecno, взятие титула, и - Формула 1, где он начал выступать с гонки в Зандфорте, заняв 4 место в дебютной гонке. Еще одно 4 место в Брэндс-Хэтч и второе в Австрии, а также третье место на квалификации в Нюрбургринге и разворот из-за сломанной коробки передач. На своей четвертой гонке, домашней для Ferrari Монце, Клей Регаццони одержал первую свою победу, опередив лидера команды Жаки Икса в тот самый день, когда погиб Йохен Риндт. В Канаде двое гонщиков Скудерии обменялись позициями, однако Клею принадлежал уже третий лучший круг подряд. Проблемы с подачей топлива в Уоткинс-Глене помешали нашему герою набрать очки, но уже на следующем Гран-при в Мексике он занял второе место, стартовав с поула, уступив лишь Иксу.

Этот дебют в середине сезона - один из самых лучших в Формуле 1. Победа, поул, три лучших круга и 33 очка на счету - все это привело к "бронзе" в зачете пилотов 1970 года, впереди Халма, Брэбэма и Стюарта - трех чемпионов мира и обладателей 5 титулов. Это достижение определило будущее Клея Регаццони в Скудерии Феррари, но оно так и не пришло. Честно говоря, двумя годами ранее, вероятно, никто в Формуле 2 не думал, что этот агрессивный, но не слишком эффективный гонщик заберется так далеко. В паддоке Ф1 господствовало мнение, что Клей Регаццони - быстрый, но "аварийный" пилот, который, скорее всего, пришел в автоспорт слишком поздно для того, чтобы менять свои привычки, часто приводившие к сходу его самого или его соперников. За несколько лет до Ф1 на Гран-при Монако Клей участвовал в заездах Формулы 3, и потерял управление над своим Tecno в шикане; болид на огромной скорости врезался в стальные барьеры, нырнув под них носом. В течение нескольких секунд зрители были уверены, что гонщик буквально обезглавлен рельсом. Но мгновения спустя его голова показалась над кокпитом. Он и сам не мог объяснить, что заставило его в последний момент пригнуться. В Монце, на гонке Ф2, так же несколько лет назад, Клея дисквалифицировали из-за обгона в месте аварии. А уже на следующем этапе Ф2 в голландском Зандфорте произошло печальное событие, в котором гонщика обвиняли несколько лет.

На гонке Ф2 в Зандфорте в 1968 году Клей преследовал молодого многообещающего гонщика Криса Ламберта. Левое колесо машины швейцарца соприкоснулось с машиной британского частника. Оба болида вылетели с трассы. Несчастный Крис вылетел из кокпита и разбился об асфальт. Смерть наступила почти мгновенно. Регаццони же был пристегнут, и не получил серьезных повреждений. В этой аварии также погибла молодая девушка - зрительница. Отец Криса Ламберта не смирился с оправдательным вердиктом комиссии по расследованию, и еще много лет преследовал Клея Регаццони через суды и ФИА. В конце концов гонщик был полностью оправдан всеми инстанциями. Более подробно про это описано в статье про гибель гонщика Криса Ламберта и попытки его отца засудить Клея Регаццони.

Клей Регаццони Ferrari 312T 2

Сложно сказать, повлиял ли этот печальный инцидент на дальнейшую карьеру Регаццони. Стиль вождения Клея всегда оставался безрассудным. Пожалуй, безрассудство и отвага - два слова, прекрасно описывающие Регга. Он то ехал обычно, без особых красивостей. То выдавал нечто из разряда другой лиги. Годы спустя у Фрэнка Уильямса, которому Клей принес первую победу в Гран-при, спросили - почему он заменил опытного и побеждающего пилота на середняка Карлоса Ройтеманна. Сэр Фрэнк сказал так: "Очень просто - Регаццони просто не может повторять свои же собственные лучшие круги. Круг 5: 1:14.2; круг 6: 1m 14.9; круг 7: 1:14.9. И так - постоянно".

Вернемся к Формуле 1 и годам после великолепного дебюта Регаццони. В течение двух следующих лет после того, как он оглушительно ворвался в мир Гран-при, Клей пошел примерно по той же дороге, что и Жаки Икс. Постоянные отказы техники и ошибки команды, финиши без очков. Но скорость Клея никогда не поддавалась сомнениям - зачастую он побеждал в квалификациях, но ничего не мог поделать на дистанциях. Такие выступления в духе лидера, а также победа в Гонке чемпионов, к сожалению, терялись на фоне полных провалов, которые случались все чаще - и обычно его подводила техника. Несколько раз он стабильно и без приключений лидировал в гонках, но попадал в аварии по собственной ошибке.

В южноафриканском Кьялами Клей Регаццони чуть было не расстался с жизнью. Великолепно стартовав с 13 позиции, к концу 1го круга он ехал уже на 7 месте. На 3 круге он попытался обойти Рейтеманна, но слишком широко вошел в один из поворотов. Шедший позади Майк Хейлвуд, легендарный мотогонщик и чемпион Формулы 2, не успел отвернуть в сторону - Surtees ударил болид Клея. В одно мгновение топливные баки BRM вспыхнули, а Регаццони остался зажатым внутри кокпита. Полностью забыв о собственной жизни и здоровье, не замечая пламени, подбежавший Майк Хейлвуд встал прямо на горящие баки и каким-то чудом вытащил горящего Регаццони из машины. За эту доблесть чуть позже Хейлвуда наградили высшей наградой Соединенного Королевства - медалью Георгия. А Регаццони вышел на старт уже через 2 недели, получив лишь незначительные, почти бытовые ожоги.

Клей Регаццони Ferrari 312T 2

Конец сезона стал для Регаццони, пожалуй, самым неудачным временем за всю историю его выступлений в Ф1. От прошлых метеорных сражений в Гран-при остались лишь воспоминания. В то же самое время Ники Лауда признавался лучшим из трио гонщиков BRM, что стало сюрпризом для болельщиков. Мало того, что австриец с легкостью опережал Регаццони, так еще и оставлял далеко позади Ронни Петерсона. В целом, пилотский состав BRM был чрезвычайно хорош. Настолько хорош, что по окончании года и Лауду, и Регаццони настойчиво попросили перейти снова в Ferrari - так Коммендаторе поступал крайне редко. И, как известно, 1974 год стал первым сезоном Ferrari в новой победной эре, впервые за много лет.

Новая эпоха доминирования Ferrari позже стала известна среди болельщиков под названием "Эры Ники Лауды". Однако именно Регаццони чуть было не подарил Скудерии их первый титул в зачете пилотов за 10 лет. Он не был самым быстрым, больше доверяя своему опыту, нежели скорости. Клей просто ехал надежно и стабильно.

В эпическом, беспорядочном сражении за титул в зачете пилотов, на который претендовало четверо гонщиков, по нескольку гонок выиграли Ронни Петерсон и Карлос Ройтеманн. У других претендентов постоянно случались то приливы, то отливы. После того, как Регаццони слегка выбился вперед в зачете в начале года, последовала стабильная серия набора очков. К середине сезона первую четверку разделяло лишь 3 очка. Паддок приготовился к захватывающему финалу.

Первый из 5 заключительных этапов прошел на Нюрбургринге. Феррари показали себя лучшими в квалификации, а Лауда опередил Регаццони. В борьбе на трассе Клей одержал первую победу в году, опередив Шектера на 50 секунд (а могло быть и ощутимо больше, если бы не медленный прокол у Клея), и снова выбился в лидеры зачета.

Большой цирк приехал в Италию. Феррари всегда были сильны в родных стенах, как и на этот раз. Лауда закончил гонку сходом на 30 круге, а Регаццони - 10 кругов спустя. Две североамериканские гонки должны были решить судьбу титула. После Гран-при Канады Регаццони вновь стал лидером чемпионата. Но у Клея Регаццони не сложилось - он больше никогда не был так близок к чемпионству, как в тот год. Таким его, в общем-то и запомнили: отличный, быстрый пилот, но не чемпион. Не хватало ему чего-то. Везения, или скорости - неважно. Просто - в шаге от титула.

Клей Рекаццони

Между тем отношения Клея Регаццони с Коммендаторе Энцо Феррари стали хуже. Обещая своему гонщику место на следующий год в Скудерии, Энцо уже имел на руках контракт с Карлосом Ройтеманном. К тому времени, как об этом было объявлено Клею (да и то - через прессу), гонщик уже отклонил два предложения от топ-команд - McLaren и от Brabham Берни Экклстоуна. Время было упущено, и Регаццони был вынужден довольствоваться скромным предложением от Берни (уже ставшего грозой финансовых дел паддока и одним из самых богатых людей в Формуле 1). Фактически, Клей не получал зарплаты, но ему это и не было особенно нужно. Главное - выступать!

Так Клей Регаццони покинул Ferrari, на тот момент он был самым верным гонщиком Скудерии, проведя в составе команды больше Гран-при, чем кто-либо другой до него. Он доказал, что не охотиться за большими деньгами, а просто хочет гоняться, подписав контракт с маленьким коллективом Мо Нанна - Ensign, который ни на что не претендовал - этот же путь до него проделали другие экс-пилоты Гарцующих жеребцов из Маранелло Крис Эймон и Жаки Икс. В такой команде сложно рассчитывать на какой-либо успех, но Клей Регаццони чувствовал себя, как дома. Он показал, что не растерял своей способности выдавать по-настоящему быстрые круги, очень часто квалифицируясь на местах, которых никто не ожидал от его скромненькой малобюджетной машины N177, хотя Патрик Тамбэ позже в этом году также смог показать,на что способна эта маленькая юркая машинка в умелых руках. Два пятых места и одно шестое стали лучшими результатами Клея, а еще дважды он попадал в аварии, находясь в очковой зоне. Лучшей гонкой 1977 года для Клея Регаццони стал Гран-при Японии, где он квалифицировался на 10 месте. После великолепного старта Регаццони смог опередить Ройтеманна, Лаффита и Штука. Благодаря сходам нескольких других гонщиков, на середине дистанции он уже прессинговал Wolf Джоди Шектера в борьбе за 2 место, обогнал его... Эпическое сражение закончилось на 43 круге - мотор испустил дух.

1978 год стал переходным как для Регаццони, так и для его напарника по команде Ханса-Йоакима Штука - они пытались заставить безнадежную машину Shadow DN9 приезжать хотя бы в середине пелетона, но даже самые лучшие попытки чаще всего заканчивались финишем далеко позади. Если в 1977 Регаццони не смог классифицироваться по итогам гонок лишь однажды, в Монако, то в этом году таких результатов было аж 5. Но были и проблески света - в Андерсторпе и Жакарепагуа - оба раза 5 место. Клей был регулярно быстрее двух других болидов Shadow.

Наверное, он был рад поменять Shadow на Williams - Алан Джонс уже начал показывать, что может сотворить влияние арабских инвестиций в маленькую, но очень амбициозную команду. Будущий чемпион из Австралии все чаще подбирался близко к доминировавшим Лотусам, несмотря на их граунд-эффект. Но даже для оптимистически настроенного Клея Регаццони было удивительно, как скоро эти машины смогут претендовать на победы. Итак, в 1979 году Клей Регаццони перешел в Williams вторым пилотом, а команда стала силой, с которой приходилось считаться грандам того времени. Новая машина FW07, перенявшая концепцию Lotus 79 и возвысившая ее на новый уровень, стала одной из лучших в истории этой великой команды. За ее рулем Алан Джонс быстро смог стать лидером чемпионата, а Регаццони был совсем рядом. Первую победу Williams одержал именно швейцарец, хотя и во многом в ущерб лидеру команды Джонсу - правда, его мотор перегревался, и, если бы он не уступил без борьбы, то мог бы остаться и вовсе без очков. Пелетон снова удивленно обратил свой взор на "пожилого проныру" Клея, которому было уже под 40. Доказав всем, что возраст - не помеха таланту, Регаццони прервал трехлетний период без побед. Его первыми словами, когда он вылез из кокпита, были: "Браво, Фрэнк"!

Эта победа стала пятой и последней в карьере Клея Регаццони. Он был великолепным вторым пилотом для лидера команды Алана Джонса, набрав в копилку команды 29 очков. Отличный командный игрок и быстрый пилот, но в конце года его очень неожиданно (опять!) заменили на менее звездного Карлоса Рейтеманна. Контракт с Williams был однолетним, и команде нужен был второй гонщик, который в 1980 смог бы претендовать на титул. Ветеран на эту роль уже не подходил. Однако его карьера не закончилась - он перешел в команду Ensign, которая выставляла на гонки всего одну машину. И был вполне счастлив - как обычно, когда получал возможность участвовать в соревнованиях. Из заштатного Инсайна Клей Регаццони выжимал все соки в первых гонках, и превратился в достаточно сильного игрока в середине пелетона.

На Гран-при США в Лонг-Бич, арене его самой лучшей победы в карьере в 1976 году, Клей Регаццони каким-то образом пробился аж на 4 место. Проезжая Побережье в 50-й раз, Регаццони, как обычно, нажал на педаль тормоза в конце длинной прямой перед шпилькой. Педаль просто ушла в пустоту. Еще и еще раз - бесполезно. Жуткая пустота, никакого сопротивления. Все, что успело сделать натренированное тело гонщика - выключить двигатель и спустить передачу с пятой на третью. Это спасло ему жизнь, но не здоровье - на скорости 250 км/ч (против 290 перед последними маневрами) неуправляемая машина Клея Регаццони врезалась в припаркованный в зоне безопасности Brabham Рикардо Цунино. Гонщик сразу потерял сознание, и пришел в себя через 10 минут, когда к нему примчались спасатели. Еще несколько минут он кричал, чтобы они отстегнули ремни, но лишь через полчаса Клея смогли эвакуировать из разбитой машины. Множество костей было разбито вдребезги, Регаццони потерял много крови. Врачи чудом спасли ему жизнь, но не успели прооперировать позвоночник вовремя. В результате нижняя часть тела Клея Регаццони так и осталась парализованной до конца жизни. Это была его последняя гонка. Но лишь в Формуле 1.

Долгое время, по его собственным словам, он лежал и жалел себя. Затем собрался с силами и начал работать комментатором. Он даже подал в суд на организаторов Гран-при Лонг Бич за то, что они не смогли обеспечить для гонщиков достаточно безопасности - это дело чем-то напоминало попытку отца Криса Ламберта засудить его самого 20 лет назад. Конечно, Клей проиграл это дело.

Но именно такие моменты и вернули его к полноценной жизни. Неожиданно он произвел сенсацию в мире автоспорта, вернувшись за руль. Вначале он отвоевал право на собственную гоночную лицензию. Потом написал мемуары под названием "Зов сердца" про любимый спорт. А уже в 1982 году Регаццони стартовал в ралли-рейде Дакар, самом знаменитом в мире. В конце 80х он еще два раза выступал на этом марафоне, а в 1993 году вышел на старт "12 часов Себринга", пробив путь для гонщиков-инвалидов - именно благодаря примеру Клея Регаццони в гонки вернулись такие легендарные личности, как Алекс Дзанарди и Джейсон Уотт. Гоночные страсти всецело владели сердцем и душой Клея. Однако и кроме этого он проявил себя. Регаццони всерьез занялся социальными делами, особенно много сделав в сфере облегчения жизни инвалидам. Он даже открыл школу вождения для инвалидов в Италии. Денег у него хватало - благодаря своему имени, Клей Регаццони основал собственный бренд швейцарских часов, основанный на репутации гонщика-джентльмена, пилота старой школы - большую часть дохода он тратил на помощь инвалидам. И все это время он страстно желал снова обрести возможность ходить, претерпел десятки операций, испробовал таинства восточной медицины, однако эти усилия так и не увенчались успехом.

1990 DAKAR REGAZZONI

Последний раз в гонках Клей Регаццони засветился на супермарафоне Лондон-Сидней в 2000м, управляя специально оборудованным Мерседесом. После этого он постоянно посещал исторические фестивали скорости и автогоночные выставки, охотно общаясь с прессой и болельщиками.

В 2006 году Клей Регаццони спешил на одно из таких автошоу. За рулем собственного Крайслер-Вояджера экс-пилот Ф1 не справился с управлением (по другим данным - получил инфаркт за рулем), и ударился в грузовик. Чемпион Формулы 2 и победитель 5 Гран-при, последний рыцарь той славной эпохи погиб на месте. Герой 70х умер на своем месте - за рулем автомобиля. Очень похожая смерть - в дорожной аварии из-за грузовика, настигла другого чемпиона Ф2, Майка Хейлвуда, которому Клей Регаццони был обязан жизнью.

Часть этой статьи переведена редакцией formula-2.ru из источника 8W по адресу http://forix.autosport.com/8w/regazzoni.html
Автор: Маттиджс Дьепраам (Mattijs Diepraam)

Автор - Fastest, в раздел - ОСТАЛЬНЫЕ НОВОСТИ.

Говорите, если есть что сказать!

Кто "гонит" на поворотах, того место на трибуне - Ручная модерация комментариев!

Имя* E-mail*

Забыли пароль?