20 августа 2009 (17:36) / просмотров: 1463
Скандал с оторванным колесом в Ф1
На прошлой гонке Формулы 1 в Венгрии команда Renault во время пит-стопа Фернандо Алонсо выпустила своего гонщика с неправильным креплением колеса. Во время следующего круга колесо отлетело от болида. Чуть больше месяца назад подобная авария привела к трагедии в Формуле 2: погиб 18-летний Генри Сертиз. Вначале команде Рено была объявлена дисквалификация на Гран при Европы в Валенсии, на днях ФИА отменила суровый приговор. Справедливо ли это?
Двукратный чемпион мира Формулы 1 Фернандо Алонсо должен был пропустить домашний Гран при Европы в Валенсии из-за ошибки своей команды четыре недели назад, когда плохо закрепленное колесо оторвалось от болида Renault в ходе гонки. Подобный инцидент привел к гибели Генри Сертиза в Формуле 2 в июле.
Апелляционная комиссия ФИА отменила дисквалификацию команды, озвученную после Гран при Венгрии. И это несмотря на то, что команда знала о плохой фиксации колеса, но все же выпустила пилота в гонку. Ошибка случилась всего через неделю после того, как пилот Формулы 2 Генри Сертиз погиб из-за оторвавшегося колеса от другой машины во время гонки в Брэндс-Хэтч. Также стюарды гонки в Венгрии помнили о другом инциденте, когда пружина от машины Рубенса Баррикелло чуть было не привела к еще одной трагедии по счастью, Фелипе Масса жив и выздоравливает после травмы головы, глаза и срочной операции в военном госпитале Будапешта.
ФИА руководствовалась своим решением о частичной отмене наказания (вместо пропуска одного Гран при команде предстоит выплатить относительно символическую сумму в 50 тыс. долларов) отсутствием доказательств умышленных действий команды Renault, чуть было не приведших к новой трагедии, а также письменными просьбами других команд Формулы 1 о смягчении наказания.
В официальном заявлении Апелляционной комиссии ФИА говорится: «Комиссия выражает точку зрения ФИА о том, что всегда необходимо принимать во внимание потенциальную опасность, которая может привести к трагической ситуации. Однако при оценке штрафных санкций, мы рассматривали сумму применительно именно к данному случаю».
Далее: «Точка зрения Апелляционной комиссии ФИА в том, что в данном случае не существовало реальной потенциальной опасности».
Известный британский комментатор Джо Савар в своем блоге рассуждает о решении ФИА: «Довольно часто стюардов ФИА обвиняют в пристрастных решениях. Чаще всего официальные лица Федерации согласны с решениями стюардов, мне в голову приходят всего несколько случаев положительного ответа на поданные командами апелляции. Последние сезоны Алан Донелли сосредоточил свои усилия на предсказуемости и строгости решения стюардов. Изменение приговора команде Renault нанесло серьезнейший удар по его делу.
Renault осознанно выпустила в гонку своего пилота после неудачного пит-стопа. Отсутствовал фиксатор колеса, это нельзя было не заметить. Колесо оторвалось, хотя могло и доковылять до следующего круга. Слава Богу, что оно просто отлетело. И что на его пути не оказался другой гонщик. Похоже, что смерть Генри Сертиза в Ф2 и авария Фелипе Массы, не сделала достаточно выводов.
Конечно, команда осознала нарушение и признала вину. Они лишь просили о смягчении наказания. Но штраф в 50 тыс. долларов смехотворно мала для Формулы 1. Настоящего наказания не последовало, а ведь инцидент был весьма серьезным.
Это плохой прецедент. Примем во внимание и то, что за Renault вступились некоторые другие команды. Похоже, они рассчитывают когда-нибудь воспользоваться прецедентом.
Хочется спросить команды, Апелляционный суд и ФИА: если бы это колесо привело к трагедии, штраф был бы достаточен? Получается, что наказание зависит от удачи?»