2 декабря 2013 (02:02) / просмотров: 1706
Тройная корона автоспорта: полузабытый триумф. Монако, Ле-Ман и Инди-500
Несравненно-обожаемый коллективом сайта formula-2.ru Хуан-Пабло Монтойя побеждал и в Монако, и в Индианаполисе, но никогда не стартовал в Ле-Мане.
Сможет ли кто-либо повторить достижение Грэма Хилла и стать победителем в трёх величайших автоспортивных событиях мира? Гран-при Монако Формулы 1, американская "500 миль Индианаполиса" и суточный марафон "24 часа Ле-Мана" - легендарные гонки, победить в каждой из которых - большое достижение. Мы думаем, что вряд ли кто-то способен на это. Почему?
А каково вообще высшее достижение в истории автомобильных гонок? Семь чемпионских титулов Михаэля Шумахера? Девять титулов раллиста Себастьяна Лёба? Столько же мототитулов у Валентино Росси?
Все эти невероятные рекорды вряд ли будут побиты когда-либо, даже несмотря на усилия Феттеля в Формуле 1. Впрочем, здесь всё проще: когда-нибудь, по исторической вероятности, кто-либо, конечно, да… наверное… посмотрим, что загадывать-то? А по нашему мнению, "Тройная корона автоспорта" больше не достанется никому. Это настолько редкое и серьёзное достижение, что даже любители автоспорта не всегда знают о нём, и частенько воспринимают лишь в качестве курьёза и совпадения.
Три великих автомобильных гонки
11 июня 1973 года Грэхем Хилл пересёк финишную черту, выиграв самую известную гонку на выносливость - "24 часа Ле-Мана". Впрочем, в отличие от других гонщиков до него, у Грэма Хилла на счету были и победы в Гран-при Монако. Да не одна, а целых пять. Кроме того, Грэм побеждал ещё и в 500 милях Индианаполиса.
Гоночное сообщество называет эти гонки "Тройной короной автоспорта". Но до сих пор достижение Хилла так и остаётся рекордным: никто больше не примерял на себя эту неофициальную, неосязаемую, но такую роскошную корону.
Конечно, в эпоху Хилла-старшего расписание гонок Формулы 1 не отдавало такой ересью и адовой спешкой, как сегодня. Ныне и Ле-Ман, и Инди-500 часто проходят в один уик-энд с Формулой 1.
Эра Грэма Хилла была тем временем, когда многие звёзды Формулы 1 принимали участие в пятисотмильной американской гонке. Среди них были и Джим Кларк, и Джеки Стюарт. Несмотря на это, следующий гонщик, победивший и в Инди, и в Монако, сделал это спустя аж 40 лет после Хилла.
Год от года популярность гонки в Индианаполисе росла, а в начале 90х, когда в серию Индикар пришёл действующий чемпион Ф1 Найджел Мэнселл, событие и вовсе стало рекордным. Настолько возросла его популярность, что FIA задумывалась даже о том, чтобы вновь включить овальные гонки в календарь Формулы 1.
Мэнселл близко подошёл к тому, чтобы выиграть и Гран-при Монако, и Инди-500, но так и не смог выпить шампанского ни тут, ни там. Несмотря на это, ему покорились титулы чемпиона и в ИндиКаре, и в Формуле 1.
В 1996 американская "формульная" серия разделилась на две части: ИндиКар и ЧампКар. И хотя в недавние годы эти серии воссоединились вновь, гонки с открытыми колёсами в Америке так и не набрали былой популярности. Впрочем, Индианаполис-500 до сих пор привлекает больше зрителей, чем любое гоночное событие и в Великобритании, и во всей Европе, даже если местный пилот побеждает в домашнем Гран-при.
В наши дни боссы топ-команд Формулы 1 редко засматриваются в сторону IndyCar в поисках топ-пилотов. Да, был четырёхкратный "индикарец" Себастьян Бурдэ, но приглашали его лишь в скромную Toro Rosso. Вряд ли в ближайшее время мы увидим победителя Инди-500 в пелетоне Формулы 1.
Несмотря на то, что Марко Андретти пока не покорилась ни одна из великих гонок, внук легендарного Марио Андретти (и, кстати, покорителя двух третей от Большой Короны) мог бы побороться за продолжение семейной династии. Он несколько раз выходил на старт Инди-500, и в дебютном сезоне едва не выиграл "старую Кирпичницу". Что ж, у молодого Андретти до сих пор есть шанс записать "500 миль Индианаполиса" в блокнот с личными достижениями. А ещё этот парень время от времени выходит на старт 24 часов Ле-Мана, где когда-то блистал его дед. Как знать, не станет ли он однажды полноправным преемником Марио?
Монтойя и Вильнёв
Эти двое популярнейших в Формуле 1 гонщиков были последними на данный момент топ-пилотами, которые добивались успеха по обе стороны Атлантики. Жак Вильнёв и Хуан-Пабло Монтойя оба выиграли Инди-500, а затем успешно продолжили карьеру и в Формуле 1.
Вильнёву покорился титул чемпиона Ф1 спустя всего 2 года после его победы в Indy 500. В 2008 канадец участвовал в 24 часах Ле-Мана, где финишировал вторым.
Хуан-Пабло Монтойя - единственный из активных ныне пилотов, который потенциально может покорить "Тройную корону автоспорта". Две из трёх гонок уже в его активе: была победа в Инди-500 в 2000 году, а в 2004 колумбийцу рукоплескало всё княжество Монако. Пока что Хуан-Пабло не показывал особого интереса к знаменитой 24-часовой гонке в Ле-Мане, хотя несколько раз побеждал в американском суточном марафоне схожего класса - "24 часа Дайтоны".
Похоже, что современные гонщики не грезят о повторении достижения Грэма Хилла. Они предпочитают отдавать все усилия одной-единственной серии.
Другие разновидности "тройной короны автоспорта"
Существует ещё одно схожее достижение. Среди гонок на выносливость особенно престижными считаются 12 часов Себринга, 24 часа Дайтоны и 24 часа Ле-Мана.
В Формуле 1 такого достижения нет, как такового. Однако если спросить пилота Ф1 о трёх важнейших мечтах в его карьере, то, вероятно, ответ будет таким: победить в Гран-при Монако, выиграть домашнюю гонку, а ещё - титул чемпиона мира. Совсем недавно это достижение покорялось Фернандо Алонсо, Льюису Хэмильтону, Михаэлю Шумахеру и Себастьяну Феттелю. Правда, разумеется, не у всех пилотов Ф1 есть "домашняя" трасса.
Сможет ли ещё кто-либо повторить рекорд Грэма Хилла? Сейчас сама мысль о гонщике, способном победить всех на узеньких улочках Монако, сражаться на запредельных скоростях в Индианаполисе и выдержать суточную дистанцию Ле-Мана кажется романтической мечтой для болельщиков. Но ведь романтика, бывает, стучится и в суровые сердца пилотов!
Да и достижение-то прелесть как красиво! Любой, кто повторить достижение Хилла сегодня и возьмёт "Тройную корону автогонок" будет сразу же назван одним из лучших гонщиков всех времён.