27 ноября 2013 (02:03) / просмотров: 1630
Худший болид в истории Формулы 1: Life L190
Болид Формулы 1 под названием Life L190 участвовал в чемпионате мира в 1990 году. Точнее - пытался участвовать, ведь во всех 14 Гран-при того сезона эта машина ни разу не смогла пройти даже предварительную квалификацию.
Автомобиль Life L190 следует считать самым медленным болидом в истории чемпионата мира Формула 1. Машина, оснащённая двигателем W12, пыталась пройти сквозь сито предварительной квалификации 14 раз, но, в среднем, проезжала круги на 20 (!) секунд медленнее, чем соперники. В те годы на старт Гран-при допускалось не более 24 машин, однако желающих принять участие в гонке было, как правило, больше. Предварительная квалификация - заезд, который позволял выявить 24 наиболее быстрые машины для участия в основной квалификации, а затем и в гонке. Все остальные автомобили не допускались до дальнейших сессий.
Немного фото Life L190
На фестивале скорости в Гудвуде в 2009 году нынешний владелец автомобиля рассказал, что болид оснащён оригинальным мотором W12, который в 1990 году так и не смог проехать больше, чем несколько кругов за раз: "наверное, эта машина находится в лучшем состоянии сейчас, чем 20 лет назад".
Бывший пилот Ф1 и пятикратный победитель 24 часов Ле-Мана Дерек Белл не отказался от возможности проехаться в этом болиде из-за его курьёзной истории.
Болид Life L190: почему всё было так плохо
Старания команды Life выйти на старт Гран-при в 1990 году очень похожи на неудачные усилия коллектива FIRST из Ф3000 дебютировать в гонках Формулы 1 годом ранее. Да и Life имеет непосредственное отношение к FIRST: когда команде так и не удалось найти бюджет для участия в Формуле 1, всё имущество было продано фирме Life Racing Engines под руководством Эрнесто Вита. Этот человек поставил в болид двигатель, разработанный Франко Роччи - бывшим инженером Ferrari.
Кстати, творение Роччи не было "настоящим" мотором конфигурации W четырьмя рядами цилиндров, как у современного Bugatti Veyron. Лже-W12 мотор у болида Life состоит из трёх рядов по 4 цилиндра в каждом, а третий горизонтальный блок расположен между основными двумя.
В теории, мотор должен был развивать столько же мощности, как и настоящий W12, в то время как пространство под него не превышало стандартного двигателя V8. Но даже в те дни (только что были запрещены турбированные двигатели), когда атмосферные моторы вернулись в паддок, ни одна команда так и не заинтересовалась в радикальной идее Life.
Таким образом, команда пристроила движок в старое шасси FIRST, провела минимум необходимых модернизаций, и заявилась на первом этапе чемпионата мира 1990 года в Фениксе, США.
На 60 км/ч медленнее самых слабых машин
Для участия в гонках команда пригласила действующего чемпиона британской Формулы 3000 Гэри Брэбема, хотя ему так и не удалось проехать толком ничего. После трёх кругов блок зажигания в болиде №39 сгорел: а этой дистанции едва хватало для нормального прогрева шин. Уик-энд для команды был окончен.
В Бразилии болид Life L190 "потерял" электрический кабель уже вскоре после выезда из боксов. Брэбему так и не удалось проехать и круга. Гэри понял, что проводить время с этой командой - пустая трата времени. Вместо него место в кокпите занял итальянский ветеран Бруно Джакомелли.
Несколько раз умелые руки Джакомелли всё же смогли довести болид до отметки времени. Но результаты были просто плачевными. Скажем, в Сильверстоуне машина проехала лучший круг на 19 секунд медленнее соперниц. Интересно, что автомобили "детского" класса Формула 3, которые в тот же день сражались в Сильверстоуне, были лишь на 3 секунды медленнее, чем детище Life. А ведь в Великобритании L190 показала лучший результат в своей истории. И до, и после всё было только хуже.
Длинные прямые старой конфигурации автодрома Хоккенхайм полностью обнажили все ужасы этого автомобиля. В момент торможения после длительного разгона Life L190 была на 60 км/ч медленнее любого другого конкурента. Расчёты показывают, что производительность двигателя у Life выдавала не более 375 л.с. - приблизительно половину того, чем могли похвастаться в McLaren-Honda.
Чуть позже команда решила заменить двигатель W12 на более привычный Judd V8. Попытки перестроить шасси вокруг нового мотора оказались неудачными: крышка нового двигателя отлетела от болида уже на первом круге в Эшториле.
Рекорды автомобиля Life F1
Вот, что смог показать болид Life F1 за свою краткую историю в предварительных квалификациях Формулы 1 1990 года
Трасса | Место среди выбывших в предквалификации | Время круга (отставание) | Примечание |
Феникс | 8/9 | 2’07.147 (+34.855) | Последним стал болид Coloni с временем 5’15.010 |
Интерлагос | 9/9 | Без времени | |
Имола | 7/8 | 7’16.312 (+5’49.737) | Джакомели одержал верх над Габриэле Тарквини из AGS, так как тот ни разу не выехал на трассу |
Монте-Карло | 9/9 | 1’41.187 (+14.053) | На 16 секунд медленнее самого медленного болида на старте |
Монреаль | 9/9 | 1’50.293 (+21.985) | На 25 секунд медленнее, чем последний ряд стартового поля |
Мехико | 9/9 | 4’07.475 (+2’42.194) | |
Маньи-Кур | 9/9 | Без времени | |
Сильверстоун | 9/9 | 1’25.947 (+15.693) | Лучшее достижение Life L190 |
Хоккенхаймринг | 9/9 | 2’10.786 (+25.273) | На 62 км/ч медленнее всех остальных машин |
Хунгароринг | 9/9 | 1’41.131 (+19.913) | |
Спа-Франкоршам | 7/7 | 2’19.445 (+21.504) | Формулу 1 покинула команда Onyx |
Монца | 7/7 | 1’55.224 (+28.297) | |
Эшторил | 7/7 | Без времени | Замена двигателя на Judd V8 |
Имола | 7/7 | 1’42.699 (+20.229) |
После Гран-при Испании, команда решила не выезжать на этапы в Японии и в Австралии, и с тех пор о ней ничего не было слышно. Машина, в конце концов, попала в руки коллекционера, который и продемонстрировал её в Гудвуде в 2009 году.
Среди любителей Формулы 1 есть определённый интерес к неудавшимся попыткам выйти на старт. Безнадёжные команды - часть истории, а старания Life, вероятно, худшие среди всех-всех-всех.
Впрочем, в истории Ф1 болид Life L190 занимает интересную строчку рекордной книги. Да и среди лучших и легендарных машин это чудо техники показывается регулярно. На фестивалях скорости в Гудвуде, рядом с великой McLaren-Honda MP4/4, которая выиграла 15 из 16 гонок в 1988 году. Говорят, что знатоки и любители вечно толпятся возле стенда с этим техническим курьёзом.
Видео: предквалификация в Мексике 1990 год, в которой участвовали: Larrousse (Lola), EuroBrun, Coloni, Osella, Life и Onyx